СССР глазами советского подростка. Суперколлекция!

Павел Сухарев — 59-летний фотограф-любитель, документирующий с юных лет повседневную жизнь граждан СССР. Его сайт-фотохроника — настоящий проводник в мир прошлого для зрителя 21 века: как выглядели первоклашки 60-х, что такое «картошка» и чем занимались дети в пионерлагерях. В нашей статье — о жизни молодого фотографа-любителя в СССР и, на зависть всем молодым, более чем 40 фотографий прямиком из пионерлагеря «Юность» при заводе «Эра».



Сайт Павла

Впервые Павел познакомился с фотографией благодаря своему старшему брату Сергею. Его новенький «Зоркий 4» стал для обоих братьев проводником в мир светописи:

«В след за братом, я начал овладевать искусством съемки, а также премудростями фотографического процесса — обработки пленки и печати. Уже через несколько недель я украдкой приносил камеру в школу, чтобы снять своих одноклассников и учителей. В последствии получалось так, что я стремился во всех окружающих меня событиях оказаться фотографом, репортером. Надо сказать, что первым моим учителем в мир фото был, естественно, мой брат. Мои первые снимки были попытками подражания его снимкам».




Позднее во время учебы в МИЭМ (Московский государственный институт электроники и математики, ныне учебно-научное подразделение НИУ ВШЭ) Павел продолжает изучать фотоискусство, также подражая знаменитым зарубежным фотографам. В московской «иностранке» (Библиотека иностранной литературы) Павел часами проводил время, просматривая многочисленные фотоальбомы, «начиная от ежегодных отчетов-финалистов World Press Photo и победителей Пулитцеровской премии, альбомов с Олимпиад и до авторов, экспериментирующих в области оптических и цветных абстракций в рекламе».
Однако для фотографа и этого было мало — в дальнейшем Павел поступает на двухгодичный курс по фоторепортажу при Центральном доме журналистов СССР. Лектором по теории фотографии была сама Лидия Дыко, а ведущие преподаватели ВГИКа и фотожурналисты Союза вели занятия по теории и практике фотографии.

«Классическая фотография 70-80-хх годов прошлого века меня привлекала мистической возможностью остановить мгновение жизни с помощью точного оптико-механического устройства и зафиксировать его на бумаге последующим процессом химической обработки. И это зафиксированное мгновение всегда правдиво потому, что я и другие его таковым видели».




Как и любой советский студент, Павла увлекался и туристическим походами. В последствии любовь к походам стала результатом многочисленных путешествий Сухарева. Фотография и по сей день является спутником Павла в дороге — результатом такого союза стала, например, серия «Дороги Подмосковья», созданная вовремя автопутешествия по Подмосковью.



«Самовыражение в фотографии как мне кажется — это умение почувствовать момент времени, когда, нажав на спусковую кнопку камеры, можно дать жизнь снимку, который становится источником положительных эмоций у всех, кто его видит».


Спасение фотопленок

Много лет Сухарева терзала мысль, что накопившиеся за столько лет фотопленки не могут оставаться в тени — ведь это самые настоящие исторические отпечатки! И с цифровизацией в сфере фотографии наступила новая эра для архива Павла Сухарева.
Выпускник того же МИЭМ Владимир Зорин предложил Павлу создать в открытом доступе архив фотографий выпускников 1970-1990 годов. Впоследствии один проект перерос в другой — так появился на свет авторский онлайн-фотоархив Павла Сухарева. Сам сайт-хроника содержит работы не только Павла, но и его родственников — брата Сергея, отца Сергея Алексеевича и дяди Григория Петровича.

«Цель проекта — рассказать о моментах истории, свидетелем которых был не только я, но и мои родные».


Павел Сухарев о серии «Завод „Эра“»

В июне-августе 1985 года я все еще «отбывал» трехлетний срок молодого специалиста в конструкторском бюро (КБ) при московском заводе «Эра». Работы не было, вернее она была, но только у начальника лаборатории, в которой я числился. Поэтому моя служба в КБ была очень спокойной и глубоко печальной.
Чтобы как-то скрасить свое пребывание в КБ в летние месяцы (а потом на новогодние праздники), я через профсоюзную организацию завода попросился в заводской пионерский лагерь «Юность» в качестве освобожденного фотографа.
Такими «освобожденными» от работы были все сотрудники лагеря — вожатые, работники кухни, электрики, водители… Получали зарплату на заводе, а работали в лагере.
Я старался снимать жизнь пионерского лагеря так, чтобы снимки стали интересны абсолютно любому человеку, как говорится с улицы, а не только детям и их родителям. А еще мне говорили, что в заводской проходной, в которой регулярно устанавливались стенды с моими фото о жизни лагеря, случались настоящие продолжительные столпотворения заводчан, вызванные их стремлением подробнее рассмотреть через «фото окна» жизнь своих детей.








































P. S.

Смотрите также на нашем сайте Back-in-ussr.com:

Наше пионерское лето
Былое величие пионерских лагерей
Фотоархив городского пионерлагеря «Звёздочка»

« Раритетные снимки со свадеб советских актрис
"Воры в законе". Как Валентина Гафта пригласили... »
  • +193

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+9
По-разному… очень даже порой… но выжили и даже есть чем гордится…
+12
«Добро пожаловать» или " Посторонним вход воспрещён". Может всё вместе. Вот это фильм. Одно удовольствие. И Смирнов тут, человек -душа.
+21
Счастливое детство. Что тут скажешь.
+23
Удачные, качественные фотографии. А какая ностальгия! Большое спасибо за прекрасные воспоминания!
+21
Всё это было возможно благодаря Советской Социалистической Экономике, где ВСЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА находились в ОБЩЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ!
+19
Добрые были времена