СССР глазами советского подростка. Суперколлекция!
Павел Сухарев — 59-летний фотограф-любитель, документирующий с юных лет повседневную жизнь граждан СССР. Его сайт-фотохроника — настоящий проводник в мир прошлого для зрителя 21 века: как выглядели первоклашки 60-х, что такое «картошка» и чем занимались дети в пионерлагерях. В нашей статье — о жизни молодого фотографа-любителя в СССР и, на зависть всем молодым, более чем 40 фотографий прямиком из пионерлагеря «Юность» при заводе «Эра».
Сайт Павла
Впервые Павел познакомился с фотографией благодаря своему старшему брату Сергею. Его новенький «Зоркий 4» стал для обоих братьев проводником в мир светописи:
«В след за братом, я начал овладевать искусством съемки, а также премудростями фотографического процесса — обработки пленки и печати. Уже через несколько недель я украдкой приносил камеру в школу, чтобы снять своих одноклассников и учителей. В последствии получалось так, что я стремился во всех окружающих меня событиях оказаться фотографом, репортером. Надо сказать, что первым моим учителем в мир фото был, естественно, мой брат. Мои первые снимки были попытками подражания его снимкам».
Позднее во время учебы в МИЭМ (Московский государственный институт электроники и математики, ныне учебно-научное подразделение НИУ ВШЭ) Павел продолжает изучать фотоискусство, также подражая знаменитым зарубежным фотографам. В московской «иностранке» (Библиотека иностранной литературы) Павел часами проводил время, просматривая многочисленные фотоальбомы, «начиная от ежегодных отчетов-финалистов World Press Photo и победителей Пулитцеровской премии, альбомов с Олимпиад и до авторов, экспериментирующих в области оптических и цветных абстракций в рекламе».
Однако для фотографа и этого было мало — в дальнейшем Павел поступает на двухгодичный курс по фоторепортажу при Центральном доме журналистов СССР. Лектором по теории фотографии была сама Лидия Дыко, а ведущие преподаватели ВГИКа и фотожурналисты Союза вели занятия по теории и практике фотографии.
«Классическая фотография 70-80-хх годов прошлого века меня привлекала мистической возможностью остановить мгновение жизни с помощью точного оптико-механического устройства и зафиксировать его на бумаге последующим процессом химической обработки. И это зафиксированное мгновение всегда правдиво потому, что я и другие его таковым видели».
Как и любой советский студент, Павла увлекался и туристическим походами. В последствии любовь к походам стала результатом многочисленных путешествий Сухарева. Фотография и по сей день является спутником Павла в дороге — результатом такого союза стала, например, серия «Дороги Подмосковья», созданная вовремя автопутешествия по Подмосковью.
«Самовыражение в фотографии как мне кажется — это умение почувствовать момент времени, когда, нажав на спусковую кнопку камеры, можно дать жизнь снимку, который становится источником положительных эмоций у всех, кто его видит».
Выпускник того же МИЭМ Владимир Зорин предложил Павлу создать в открытом доступе архив фотографий выпускников 1970-1990 годов. Впоследствии один проект перерос в другой — так появился на свет авторский онлайн-фотоархив Павла Сухарева. Сам сайт-хроника содержит работы не только Павла, но и его родственников — брата Сергея, отца Сергея Алексеевича и дяди Григория Петровича.
«Цель проекта — рассказать о моментах истории, свидетелем которых был не только я, но и мои родные».
Чтобы как-то скрасить свое пребывание в КБ в летние месяцы (а потом на новогодние праздники), я через профсоюзную организацию завода попросился в заводской пионерский лагерь «Юность» в качестве освобожденного фотографа.
Такими «освобожденными» от работы были все сотрудники лагеря — вожатые, работники кухни, электрики, водители… Получали зарплату на заводе, а работали в лагере.
Я старался снимать жизнь пионерского лагеря так, чтобы снимки стали интересны абсолютно любому человеку, как говорится с улицы, а не только детям и их родителям. А еще мне говорили, что в заводской проходной, в которой регулярно устанавливались стенды с моими фото о жизни лагеря, случались настоящие продолжительные столпотворения заводчан, вызванные их стремлением подробнее рассмотреть через «фото окна» жизнь своих детей.
► Наше пионерское лето
Сайт Павла
Впервые Павел познакомился с фотографией благодаря своему старшему брату Сергею. Его новенький «Зоркий 4» стал для обоих братьев проводником в мир светописи:
«В след за братом, я начал овладевать искусством съемки, а также премудростями фотографического процесса — обработки пленки и печати. Уже через несколько недель я украдкой приносил камеру в школу, чтобы снять своих одноклассников и учителей. В последствии получалось так, что я стремился во всех окружающих меня событиях оказаться фотографом, репортером. Надо сказать, что первым моим учителем в мир фото был, естественно, мой брат. Мои первые снимки были попытками подражания его снимкам».
Позднее во время учебы в МИЭМ (Московский государственный институт электроники и математики, ныне учебно-научное подразделение НИУ ВШЭ) Павел продолжает изучать фотоискусство, также подражая знаменитым зарубежным фотографам. В московской «иностранке» (Библиотека иностранной литературы) Павел часами проводил время, просматривая многочисленные фотоальбомы, «начиная от ежегодных отчетов-финалистов World Press Photo и победителей Пулитцеровской премии, альбомов с Олимпиад и до авторов, экспериментирующих в области оптических и цветных абстракций в рекламе».
Однако для фотографа и этого было мало — в дальнейшем Павел поступает на двухгодичный курс по фоторепортажу при Центральном доме журналистов СССР. Лектором по теории фотографии была сама Лидия Дыко, а ведущие преподаватели ВГИКа и фотожурналисты Союза вели занятия по теории и практике фотографии.
«Классическая фотография 70-80-хх годов прошлого века меня привлекала мистической возможностью остановить мгновение жизни с помощью точного оптико-механического устройства и зафиксировать его на бумаге последующим процессом химической обработки. И это зафиксированное мгновение всегда правдиво потому, что я и другие его таковым видели».
Как и любой советский студент, Павла увлекался и туристическим походами. В последствии любовь к походам стала результатом многочисленных путешествий Сухарева. Фотография и по сей день является спутником Павла в дороге — результатом такого союза стала, например, серия «Дороги Подмосковья», созданная вовремя автопутешествия по Подмосковью.
«Самовыражение в фотографии как мне кажется — это умение почувствовать момент времени, когда, нажав на спусковую кнопку камеры, можно дать жизнь снимку, который становится источником положительных эмоций у всех, кто его видит».
Спасение фотопленок
Много лет Сухарева терзала мысль, что накопившиеся за столько лет фотопленки не могут оставаться в тени — ведь это самые настоящие исторические отпечатки! И с цифровизацией в сфере фотографии наступила новая эра для архива Павла Сухарева.Выпускник того же МИЭМ Владимир Зорин предложил Павлу создать в открытом доступе архив фотографий выпускников 1970-1990 годов. Впоследствии один проект перерос в другой — так появился на свет авторский онлайн-фотоархив Павла Сухарева. Сам сайт-хроника содержит работы не только Павла, но и его родственников — брата Сергея, отца Сергея Алексеевича и дяди Григория Петровича.
«Цель проекта — рассказать о моментах истории, свидетелем которых был не только я, но и мои родные».
Павел Сухарев о серии «Завод „Эра“»
В июне-августе 1985 года я все еще «отбывал» трехлетний срок молодого специалиста в конструкторском бюро (КБ) при московском заводе «Эра». Работы не было, вернее она была, но только у начальника лаборатории, в которой я числился. Поэтому моя служба в КБ была очень спокойной и глубоко печальной.Чтобы как-то скрасить свое пребывание в КБ в летние месяцы (а потом на новогодние праздники), я через профсоюзную организацию завода попросился в заводской пионерский лагерь «Юность» в качестве освобожденного фотографа.
Такими «освобожденными» от работы были все сотрудники лагеря — вожатые, работники кухни, электрики, водители… Получали зарплату на заводе, а работали в лагере.
Я старался снимать жизнь пионерского лагеря так, чтобы снимки стали интересны абсолютно любому человеку, как говорится с улицы, а не только детям и их родителям. А еще мне говорили, что в заводской проходной, в которой регулярно устанавливались стенды с моими фото о жизни лагеря, случались настоящие продолжительные столпотворения заводчан, вызванные их стремлением подробнее рассмотреть через «фото окна» жизнь своих детей.
P. S.
Смотрите также на нашем сайте Back-in-ussr.com:► Наше пионерское лето
► Былое величие пионерских лагерей
► Фотоархив городского пионерлагеря «Звёздочка»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+7
Всё так и было. В частности, я за школьные годы побывал в добровольной пожарной дружине, учился в кружке юных киномехаников и операторов на кинокамере «Киев», занимался боксом, ватерполо, подводным плаванием, отдыхал в пионерских лагерях, занимался в кружке фото-краеведов, ходил в походы по историческим местам Азербайджана, играл в школьном «экспериментальном театре „Юность“, играл в школьном духовом оркестре. Когда я увидел в продаже тромбон-тенор, попросил директора школы приобрести. ОН распорядился, чтобы я сходил за счётом в магазин и школа оплатила покупку по безналичному расчету, завхоз сходил в магазин, получил его и я учился и играл на этом инструменте в школьной эстрадной группе. Причем, все это не доставляло моим родителям никаких проблем. Всё бесплатно. Зато, всё это избавило меня, как и многих моих сверстников по 60-м годам, от раннего приобщения, например к спиртному. А про школьные балы я и не говорю. У нас в школе было по 5 десятых и одиннадцатых классов.
- ↓
+4
Согласен с вами, так всё и было — страна занималась нами. Участвовал в соревнованиях за школу(футбол, хоккей, лыжи, плавание), пел в хоре, потом играл в духовом, походы, линейки, игры и ещё многое чего. Родители бывало скажут: «Учиться когда?» Двоечников не любил и кто от всего увиливал — искал причины и справки! Сейчас уже много лет, а встретишь кого:«А помнишь мы с тобой пели в хоре, или по спорту выступали там то, или ходили в походы..............» Плохому в этих организациях не учили это точно и родителям была помощь(нас в семье детей было 4 ро, так примерно у всех)! (пишу про сельскую местность)
- ↑
- ↓
+3
И ещё. И в школу и из школы нас родители не встречали и не водили, да и с таким кол — вом детей кого из них родители должны встречать! Тогда это было просто дико, т.е. нонсенс.
- ↑
- ↓
+4
Как было прекрасно, когда мы всей дружной советской семьёй рукоплескали судьбоносным решениям съездов и пленумов партии, с небывалым душевным подъёмом изучали их материалы, салютовали нашим вождям! Как хотелось поскорее воплотить решения съездов в жизнь! В наших глазах светились энтузиазм и вера в будущее! А что сейчас??
- ↓
+5
Помню, как мы с друзьями 2.5 суток изучали материалы XVI съезда КПСС, не смыкая глаз, потом бросили клич среди сверстников: «Сделаем нашу пионерскую ячейку образцовой!» И мы стали лучшей пионерской ячейкой в районе, нас лично поздравил секретарь горкома партии!
- ↑
- ↓
-1
… извините, пожалуйста, XXVI съезда…
- ↑
- ↓
+4
Спасибо!!! Страну которые мы потеряли, а руководство в те времена просто предали!
- ↓
+10
Ну что скaзaть? Остaется одно! ,, БЫЛО ВРЕМЯ И ЦЕНЫ СНИЖАЛИ,,!!!
- ↓
+13
Прям мое счастливое детство, мои лагеря, мои друзья, моя счастливая, Беззаботная страна!
- ↓
+11
Это все было лучше чем по углам кнопки тыркать в смартфонах!
- ↓
+16
Счастливые дети. Счастливое детство! Даже без мобильных, компьютеров и проч… Сам несколько раз был в пионерских лагерях. Воспоминания только самые лучшие!
- ↓
+1
да… детство не вернуть… самые лучшие воспоминания у человека это детство.а у недалеких-сравнение с прогрессом.с достижениями человечества.и таких не далеких полно.
- ↑
- ↓
+9
Отлично)
- ↓
+14
Молодец, парень. И фотографировать умел и фото с негативами сохранил и оцифровал. А ведь многие из нас все пленки повыбрасывали, кто же мог знать, что страну вскоре уничтожат и каждый снимок того времени это не только личная память, но и история.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение