Чем была всеобщая занятость в СССР: благом или принудиловкой?

Одним из главных отличий Советского Союза от стран «капиталистического лагеря» в социальной сфере было полное отсутствие в нем такой категории граждан, как безработные. СССР был воистину государством трудящихся — не на словах, а на деле.
Имелись, правда (с определенного времени) в нем и так называемые тунеядцы, но с ними боролись решительно и непримиримо. Неужели и вправду работа находилась для всех и каждого? И так ли это было хорошо для советских людей?
Безработица досталась молодой Стране Советов не только как одна из частей наследства от того самого «старого мира», который ее создатели поклялись разрушить «до основанья». Это социальное зло было неизбежным следствием крушения существовавших ранее государственного аппарата и экономического уклада, гражданской войны и вызванной ею разрухи. Декрет «О биржах труда» был подписан главой СНК РСФСР Владимиром Лениным в самом начале 1918 года. В соответствии с этим решением повсеместно создавались государственные конторы, в которых граждане могли совершенно бесплатно встать на учет как безработные, получить соответствующее пособие (составлявшее шестую часть средней заработной платы) и, по крайней мере, в теории, рассчитывать на помощь в трудоустройстве.


Справедливости ради стоит отметить, что в Российской империи подобного рода учреждения имелись разве что в крупнейших промышленных центрах, да и то не во всех. В остальных же случаях за содействие в получении работы «частникам», оказывавшим соответствующие услуги, нужно было платить, и немало. Так или иначе, но в первоначальном виде начинание Ильича просуществовало до 1924 года. Как ни парадоксально, но с самым массовым спадом промышленного производства страна столкнулась в 1921-1923 годах. Вдобавок с фронтов Гражданской по домам потянулись бойцы и командиры, которых массово демобилизовали из РККА. В города стремились и крестьяне из полуразоренных сел, по привычке надеявшиеся найти там какую-никакую работу и пропитание.


К середине 20-х годов армия безработных в СССР доросла (по разным оценкам) до 10-15% всего трудоспособного населения, вплотную приблизившись, по утверждениям некоторых историков, к числу в 10 миллионов человек. Ситуация (особенно с учетом того, что значительную часть этой голодной и отчаявшейся толпы составляли вчерашние фронтовики) складывалась взрывоопасная. Государство было просто не в состоянии прокормить и обеспечить даже самой неквалифицированной работой эдакую прорву народа. Летом 1924 года пособия по безработице были отменены, а с учета на биржах массово (десятками и сотнями тысяч) начали снимать соискателей, не имевших трудового стажа и востребованных специальностей. Снижению социальной напряженности это, понятно не способствовало: в некоторых местах дело начало доходить до погромов бирж и избиений их сотрудников.


Чем все это могло закончиться, понятно. В сохранившихся докладных, составлявшихся по данному поводу сотрудниками ГУП НКВД, открытым текстом говорилось, что потенциальный «горючий материал» в лице множества безработных вовсю пытались использовать «антисоветские элементы», прежде всего недобитые кое-где анархисты. Все могло обернуться совсем скверно, но тут за дело взялся товарищ Сталин. Как всегда, когда он принимался решать те или иные глобальные проблемы, все устраивалось словно по мановению волшебной палочки. 13 марта 1930 года, выдав направление на трудоустройство последнему официальному советскому безработному, некоему слесарю Михаилу Шкунову, торжественно закрылась последняя в СССР, Московская биржа труда. Проблема перестала существовать как таковая.

Сегодня кое-кто пытается утверждать, что все это, конечно была «показуха» и победу над безработицей СССР одержал исключительно «на бумаге». Не сходится, господа… В 30-е годы в Советский Союз толпами рвались безработные аж из США. Сохранилась масса воспоминаний иностранцев об этом времени, в том числе и далеко не комплиментарных к Сталину, где все они с изумление признают: «Безработицы у большевиков нет»! С Иосифом Виссарионовичем очковтирательство не проходило. Для того чтобы реально обеспечить работой всех и каждого, были приняты кардинальные меры: от массового переобучения людей на востребованные в народном хозяйстве профессии до введения на предприятиях 7-часового рабочего дня и третьей смены, позволившего запустить предприятия в круглосуточном режиме.

Страна стремительно развивалась, строилась, шла к новым высотам, в конце концов, готовилась к войне. Рабочие руки и творческие умы были, что называется, нарасхват, и каждый мог найти себе дело по душе и по плечу. Людям, которые либо сами жили в разделенном сословно обществе, либо были первым-вторым поколением потомков выходцев из него, взмывшие сталинские «социальные лифты» представлялись настоящим подарком судьбы. В 12-й статье знаменитой сталинской Конституции 1936 года труд объявлялся обязанностью каждого гражданина СССР. Однако в статье 118 той же Конституции государство давало стопроцентную гарантию трудоустройства всем без исключения своим гражданам. Все было по-честному.

Неудивительно, что знаменитый указ «О борьбе с тунеядцами», который некоторые главою скорбные господа валят до кучи «сталинских репрессий», принят был в 1961 году – при Хрущеве. Кстати, в места, куда, как говорится, Макар телят не гонял, в соответствии с ним за последующих три года были сосланы 37 тысяч человек! Никита Сергеич… Светоч демократизма и милосердия, ага. Тогда же, кстати, в Уголовном кодексе появилась и соответствующая 209-я статья, по которой «за паразитический образ жизни» можно было получить как полгода-год исправительных работ, так и вполне реальный «срок» в два года. Это в страхе перед ней некоторые отечественные рок-звезды устраивались потом кочегарами и дворниками.

Загнивание советского строя, за которое «благодарить» надо все того же Хрущева, породило и тех, кто категорически не желал ни работать, ни жить по-советски. Сегодня, спустя почти три десятилетия после того, как в 1991 году в Лету канули и понятия «тунеядец», и всеобщая обязательная и обеспеченная занятость, можно долго спорить о том, чего в них было больше: тоталитарного зла или общественного блага. Однако непреложной истиной остается одно: с с 30-х годов и до самой гибели СССР угроза остаться без работы и лишиться средств к существованию действительно не стояла ни перед одним советским человеком.

© Александр Харалужный
« Курорты, о которых мечтали граждане СССР и кто...
Почему оказалась не нужной самая дорогостоящая... »
  • +175

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+9
Чем была всеобщая занятость в СССР: благом или принудиловкой? В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ВСЕОБЩАЯ ЗАНЯТОСТЬ — ЭТО БЛАГО ДЛЯ ВСЕХ!!!
+7
ПРАВО на труд, а не обязанность. И заметьте, есть большая разница между понятиями ТРУД и РАБОТА.
+8
Хорошая и грамотная статья!
+20
Перед Олимпиадой 1980 года Москву 'почистили' от тунеядцев. Это стал другой город. Город в котором хотелось жить. Сегодня Москва, несмотря на строительный 'шик' — гнилой город. Начиная с Госдумы. Здание ГосПлана СССР имело внутри, на входе, несколько человек ( как сегодня в Сбербанке) помогавших зашедшему решить его вопрос. Отсюда начинался прогресс страны. Попробуйте сегодня зайти и озвучить свою проблему.
-7
угу, от тунеядцев? Ну ну. Т.е мы иногородние, тунеядцы? :-D
+14
А где людям работать? Развалили все производство.
+9
Аллергия на тунеядцев. Вне зависимости от меняющегося законодательства.
-6
против списка Форбс-Россия? Значит против суверенитетва России
0
Олигархи суверенитет России? Ты чего куришь?!
+8
  • avatar
  • Dgek
Считаю этот закон абсолютно нормальным и естественным, ведь государство реально заботилось о гражданах, к тому же оно растило детей, за «свой счет», так что закономерно было ожидать возврата вложений. Но, утверждение, что «угроза остаться без работы и лишиться средств к существованию действительно не стояла ни перед одним советским человеком», как минимум заблуждение. В некоторых сферах деятельности, например в театральной, актер, после серьезного конфликта с влиятельным режиссером, мог получить, не гласно, «волчий билет». И тогда в этом городе для него уже не было работы по специальности. Такому изгою приходилось бежать в провинцию и искать работу не в театре, а устраиваться в какой нибудь дом культуры, и заниматься самодеятельностью. Так было и у художников, и у писателей, и в других творческих сферах.
+3
Службы занятости были и без работы не остался бы. Другой вопрос, где бы работал — вплоть до деревни. И неужто Вы думаете, что сейчас можно что-то брякнуть любому начальнику и остаться на работе?
0
Вы забыли Андропова и Черненко. К сожалению, короткие сроки, но их вклад в развитие СССР — ценно.
+14
Китайцы ныне на базе древнего, как отходы мамонта, советского токарного станка 1К62 сейчас «в полный рост» производят станки с ЧПУ и продают нам же! Смешно? По-моему не очень…
+5
А ведь не все знают, что гитара есть часть токарного станка. Название пошло от перебора шестерней. Не только музыкальный инструмент.
+1
Да, «есть такая буква в алфавите». Настраивалась подача и шаг резьбы.
+13
Всё таки социальная справедливость была.
+12
Именно сейчас как раз полно тунеядцев. И живут они несравнимо лучше трудящихся