Чем была всеобщая занятость в СССР: благом или принудиловкой?

Одним из главных отличий Советского Союза от стран «капиталистического лагеря» в социальной сфере было полное отсутствие в нем такой категории граждан, как безработные. СССР был воистину государством трудящихся — не на словах, а на деле.
Имелись, правда (с определенного времени) в нем и так называемые тунеядцы, но с ними боролись решительно и непримиримо. Неужели и вправду работа находилась для всех и каждого? И так ли это было хорошо для советских людей?
Безработица досталась молодой Стране Советов не только как одна из частей наследства от того самого «старого мира», который ее создатели поклялись разрушить «до основанья». Это социальное зло было неизбежным следствием крушения существовавших ранее государственного аппарата и экономического уклада, гражданской войны и вызванной ею разрухи. Декрет «О биржах труда» был подписан главой СНК РСФСР Владимиром Лениным в самом начале 1918 года. В соответствии с этим решением повсеместно создавались государственные конторы, в которых граждане могли совершенно бесплатно встать на учет как безработные, получить соответствующее пособие (составлявшее шестую часть средней заработной платы) и, по крайней мере, в теории, рассчитывать на помощь в трудоустройстве.


Справедливости ради стоит отметить, что в Российской империи подобного рода учреждения имелись разве что в крупнейших промышленных центрах, да и то не во всех. В остальных же случаях за содействие в получении работы «частникам», оказывавшим соответствующие услуги, нужно было платить, и немало. Так или иначе, но в первоначальном виде начинание Ильича просуществовало до 1924 года. Как ни парадоксально, но с самым массовым спадом промышленного производства страна столкнулась в 1921-1923 годах. Вдобавок с фронтов Гражданской по домам потянулись бойцы и командиры, которых массово демобилизовали из РККА. В города стремились и крестьяне из полуразоренных сел, по привычке надеявшиеся найти там какую-никакую работу и пропитание.


К середине 20-х годов армия безработных в СССР доросла (по разным оценкам) до 10-15% всего трудоспособного населения, вплотную приблизившись, по утверждениям некоторых историков, к числу в 10 миллионов человек. Ситуация (особенно с учетом того, что значительную часть этой голодной и отчаявшейся толпы составляли вчерашние фронтовики) складывалась взрывоопасная. Государство было просто не в состоянии прокормить и обеспечить даже самой неквалифицированной работой эдакую прорву народа. Летом 1924 года пособия по безработице были отменены, а с учета на биржах массово (десятками и сотнями тысяч) начали снимать соискателей, не имевших трудового стажа и востребованных специальностей. Снижению социальной напряженности это, понятно не способствовало: в некоторых местах дело начало доходить до погромов бирж и избиений их сотрудников.


Чем все это могло закончиться, понятно. В сохранившихся докладных, составлявшихся по данному поводу сотрудниками ГУП НКВД, открытым текстом говорилось, что потенциальный «горючий материал» в лице множества безработных вовсю пытались использовать «антисоветские элементы», прежде всего недобитые кое-где анархисты. Все могло обернуться совсем скверно, но тут за дело взялся товарищ Сталин. Как всегда, когда он принимался решать те или иные глобальные проблемы, все устраивалось словно по мановению волшебной палочки. 13 марта 1930 года, выдав направление на трудоустройство последнему официальному советскому безработному, некоему слесарю Михаилу Шкунову, торжественно закрылась последняя в СССР, Московская биржа труда. Проблема перестала существовать как таковая.

Сегодня кое-кто пытается утверждать, что все это, конечно была «показуха» и победу над безработицей СССР одержал исключительно «на бумаге». Не сходится, господа… В 30-е годы в Советский Союз толпами рвались безработные аж из США. Сохранилась масса воспоминаний иностранцев об этом времени, в том числе и далеко не комплиментарных к Сталину, где все они с изумление признают: «Безработицы у большевиков нет»! С Иосифом Виссарионовичем очковтирательство не проходило. Для того чтобы реально обеспечить работой всех и каждого, были приняты кардинальные меры: от массового переобучения людей на востребованные в народном хозяйстве профессии до введения на предприятиях 7-часового рабочего дня и третьей смены, позволившего запустить предприятия в круглосуточном режиме.

Страна стремительно развивалась, строилась, шла к новым высотам, в конце концов, готовилась к войне. Рабочие руки и творческие умы были, что называется, нарасхват, и каждый мог найти себе дело по душе и по плечу. Людям, которые либо сами жили в разделенном сословно обществе, либо были первым-вторым поколением потомков выходцев из него, взмывшие сталинские «социальные лифты» представлялись настоящим подарком судьбы. В 12-й статье знаменитой сталинской Конституции 1936 года труд объявлялся обязанностью каждого гражданина СССР. Однако в статье 118 той же Конституции государство давало стопроцентную гарантию трудоустройства всем без исключения своим гражданам. Все было по-честному.

Неудивительно, что знаменитый указ «О борьбе с тунеядцами», который некоторые главою скорбные господа валят до кучи «сталинских репрессий», принят был в 1961 году – при Хрущеве. Кстати, в места, куда, как говорится, Макар телят не гонял, в соответствии с ним за последующих три года были сосланы 37 тысяч человек! Никита Сергеич… Светоч демократизма и милосердия, ага. Тогда же, кстати, в Уголовном кодексе появилась и соответствующая 209-я статья, по которой «за паразитический образ жизни» можно было получить как полгода-год исправительных работ, так и вполне реальный «срок» в два года. Это в страхе перед ней некоторые отечественные рок-звезды устраивались потом кочегарами и дворниками.

Загнивание советского строя, за которое «благодарить» надо все того же Хрущева, породило и тех, кто категорически не желал ни работать, ни жить по-советски. Сегодня, спустя почти три десятилетия после того, как в 1991 году в Лету канули и понятия «тунеядец», и всеобщая обязательная и обеспеченная занятость, можно долго спорить о том, чего в них было больше: тоталитарного зла или общественного блага. Однако непреложной истиной остается одно: с с 30-х годов и до самой гибели СССР угроза остаться без работы и лишиться средств к существованию действительно не стояла ни перед одним советским человеком.

© Александр Харалужный
« Курорты, о которых мечтали граждане СССР и кто...
Почему оказалась не нужной самая дорогостоящая... »
  • +175

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+20
Была — благом! Без вариантов!
+25
Всеобщая занятость обеспечивала стабильность и уверенность в завтрашнем дне, того чего нет сейчас, что бы не говорили нам с экранов телевизоров. В конституции СССР было сказано: Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства. В российской конституции всего несколько слов: 1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Разницу чувствуйте?
+13
По какой Конституции цитату даете? В Сталинской Конституции 36го года (самой правильной, на мой взгляд): Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
+6
«КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК» Статья 40 (принята ВС СССР 07.10.77)
+12
Вы написали ещё про «неуклонный рост производительных сил»… Я могу рассказать, как на промышленных предприятиях поощрялся подобный рост. Пример: город Ленинград, завод п\я №… (существует по какому-то недосмотру до сих пор). Итак, бедные и забитые работяги-станочники… Лучшие из них в те времена, кстати, получали больше начальника цеха, в котором они работали. Каким образом это происходило? Одна из составляющих этого благополучия — сдельная оплата труда и стимулирование производительности. Самолично подав «рацуху», позволяющую добиться значительного (по-моему, не менее 10 процентов времени, могу ошибаться) снижения себестоимости какой-либо из операций при изготовлении детали, рабочий помимо единовременной выплаты за это достижение (по разным данным от 10 до 25 рублей — видимо, напрямую связано с уменьшением времени обработки) получал совершенно официальное право в течении полугода «закрывать» эти детали по старым расценкам. То есть оплата за деталь — старая, а делает он эту деталь гораздо быстрее. И нормировщики только «злобно смотрят в след». :))))))) Если кто-то скажет, что, дескать, «мало шансов, что такие же детали он будет за эти пол-года делать», то такой человек плохо представляет себе объёмы тогдашнего производства. Кстати, можно было немного «схитрить», то есть сначала подать «рацуху» о снижении времени, скажем, на 10 процентов, а через те самые пол-года — ещё раз процентов на 10, при этом в самом начале понимая, где и как нужно «сэкономить». Но, что интересно, такой пример не получил подтверждения при «опросе ветеранов завода». Выплыло другое: как известно, никому не хочется быть «серой скотинкой», а посему появление таких «скоростников» заставляло и остальных работников цехов «тянуться» за ними, что и находило отражение в их зарплате. Сами понимаете, что в большую сторону. А за счёт чего в определённое время в нашей стране происходили ежегодные снижения цен? Да вот из-за такого подхода к своей работе, в основном…
+22
А что тут чувствовать? Это надо примерами показывать. Самыми примитивными, кстати! Уж извините, на своём примере… Закончил около двух десятилетий назад в РФ институт (ох, извините, УНИВЕРСИТЕТ!!!). Специальность — экономист (вкратце). Внимание — вопрос: кто возьмёт при наличии не плановой, а рыночной (правильнее будет — хаотичной) системы экономики специалиста без опыта работы на достаточно ответственную должность? Да практически никто. В итоге пошёл работать по техническим специальностям с «низшего», как говорится, уровня, о чём, кстати, практически и не жалею. Другое дело — СССР, где специалист, получивший образование был, как говорится, «на карандаше» у государства, которое, будем честны, имело на этого специалиста все права: высшее (и среднее специальное) образование было не только бесплатным, но ещё и приносило материальный доход обучавшемуся в виде стипендии. Плюс обязательная практика по специальности для учащихся дневных факультетов, что давала по выпуску из «альма матер» не просто человека с дипломом, а человека, уже практически представляющего азы своей будущей работы. То, что СССР был «страной труда» подтверждала не только Конституция, но и такие смешные ныне «анахронизмы», как, например, уроки труда в средней школе. Мальчишки учились пилить дерево, резать металл, гнуть прутки и после этого, в принципе, становились как минимум неплохими «домашними слесарями». Для ребят моего поколения измерить, если надо, какой-нибудь размер штангенциркулем (реакция одного нынешнего парня лет пятнадцати: а что это за хрень???) было вполне обычным делом. И, что интересно, государство продвигало именно такой подход к жизни — трудитесь! Помните, знаменитый «Гога, он же Жора, он же Гога, он же Юра» произносил на всю страну (цитирую по памяти): «Люблю свою работу. Когда я прихожу туда, там всё начинает крутиться, что без меня не крутилось». Кто помнит, кем он работал и где? «Манагер»? «Дистрибьютер»? Не-е-ет! Он был как раз «человеком труда», производил материальные ценности своими руками. Да что тут говорить… Нам сейчас «люди труда» не нужны — мы у азиатов всё купим (вопрос — «на какие шиши»? — остаётся открытым).
+16
Я Вас прекрасно понимаю и искренне сочувствую. Спасибо Вам, надеюсь рассказанное Вами хоть как-то поможет современному поколению понять разницу между тем, что было ТОГДА и тем, что сейчас.
+7
К сожалению, современное поколение, вообще, считает жизнь в СССР — сплошной повинностью, наказанием. И даже представить не может, что, по сравнению с сегодняшней действительностью, жизнь в СССР (во всяком случае, с середины 60-х до середины 80-х) больше походила на «пребывание в удобном кресле».
+12
:)))))) А вам спасибо за приведённое сравнение статей «о труде» в двух Конституциях нашей страны. Разницу чувствуем и ощущаем.