Зачем на советском заводе был нужен художник и чем он занимался?
Советский Союз перестал существовать всего три десятка лет назад, а многие, привычные для СССР вещи уже начинают забываться. Время летит и обнаружив на очередном заброшенном заводе кабинет художника я даже не несколько секунд задумался — откуда он тут…
Далее от автора: предлагаю вам вспомнить о том, зачем на советских предприятиях были нужны художники, чем они занимались и какую получали зарплату?
На улице — лёгкий мороз. На первый взгляд может показаться, что от заброшенного завода остались лишь голые стены, а вот если пройтись по старой административной части можно найти остатки обстановки кабинетов, брошенную проектно-техническую документацию, а также вывески и стенды, о которых мы с вами ещё поговорим отдельно.
От завода осталось так мало, что даже окошко с зеркалом на заводской кассе — находка и повод сделать снимок.
А вот и помещение, которое ненадолго ввело меня в ступор — кабинет художника. Раньше на большинстве крупных предприятий были ставки художников: художников конструкторов и художников-оформителей.
Первые занимались дизайном готовой продукции, а на плечи вторых ложился спектр самых разнообразных задач: от непосредственно росписи готовой продукции (например, на фарфоровых заводах), до оформления стендов, плакатов, досок объявлений и табличек кабинетных дверей.
Чем больше был завод, тем больше было художников в штате и тем более сложные задачи они решали. На небольших предприятиях, как например то, в котором я и нашёл данный кабинет — художник был один и занимался более утилитарными задачами: в основном донесением до работников необходимой информации в наглядном и красивом виде.
Художники-оформители рисуют агитационные плакаты
Именно поэтому полы кабинета завалены десятками трафаретов. Скучная работа для «творческой личности»? — Да. А с другой стороны не пыльная официальная занятость дающая стабильный доход. Творчеством можно было заниматься «на дому», а работа на заводе ещё и давала возможность избежать обвинения в пресловутом «тунеядстве».
К счастью работой с трафаретами всё не ограничивалось и например этот стенд с поздравлениями был изготовлен вручную на заводе.
Также как и этот стенд с правилами техники безопасности. Стенд сделан вручную, а вот брошюры в ячейках был «фабричными» — из типографии.
Подобной работой (разработкой типографской продукции) занимались организации более серьезные, ведущей из которых, несомненно, был ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики — научно-исследовательский) — этот институт по праву можно назвать «главным дизайнерским агентством СССР».
Если говорить о зарплатах, на небольших предприятиях художники-оформители приравнивались к малярам и получали такую же зарплату. В 1985 году средняя зарплата маляра 3 разряда на советском предприятии была 220 рублей. На крупных предприятиях художникам платили больше, но и задачи там ставились на порядок сложнее.
Сейчас художников сменили дизайнеры, изменились подходы к графическому оформлению — повсеместное распространение полиграфии свело на нет оформление стендов и объявлений вручную.
Это не хорошо и не плохо, просто наблюдение о том, из чего складывается «интерьер советского цеха» и в чем его ключевое отличие от оформления цехов современных. А кому какой интерьер больше нравится — это уже дело вкуса, но мне же роднее и привычнее старый «советский стиль».
Далее от автора: предлагаю вам вспомнить о том, зачем на советских предприятиях были нужны художники, чем они занимались и какую получали зарплату?
На улице — лёгкий мороз. На первый взгляд может показаться, что от заброшенного завода остались лишь голые стены, а вот если пройтись по старой административной части можно найти остатки обстановки кабинетов, брошенную проектно-техническую документацию, а также вывески и стенды, о которых мы с вами ещё поговорим отдельно.
От завода осталось так мало, что даже окошко с зеркалом на заводской кассе — находка и повод сделать снимок.
А вот и помещение, которое ненадолго ввело меня в ступор — кабинет художника. Раньше на большинстве крупных предприятий были ставки художников: художников конструкторов и художников-оформителей.
Первые занимались дизайном готовой продукции, а на плечи вторых ложился спектр самых разнообразных задач: от непосредственно росписи готовой продукции (например, на фарфоровых заводах), до оформления стендов, плакатов, досок объявлений и табличек кабинетных дверей.
Чем больше был завод, тем больше было художников в штате и тем более сложные задачи они решали. На небольших предприятиях, как например то, в котором я и нашёл данный кабинет — художник был один и занимался более утилитарными задачами: в основном донесением до работников необходимой информации в наглядном и красивом виде.
Художники-оформители рисуют агитационные плакаты
Именно поэтому полы кабинета завалены десятками трафаретов. Скучная работа для «творческой личности»? — Да. А с другой стороны не пыльная официальная занятость дающая стабильный доход. Творчеством можно было заниматься «на дому», а работа на заводе ещё и давала возможность избежать обвинения в пресловутом «тунеядстве».
К счастью работой с трафаретами всё не ограничивалось и например этот стенд с поздравлениями был изготовлен вручную на заводе.
Также как и этот стенд с правилами техники безопасности. Стенд сделан вручную, а вот брошюры в ячейках был «фабричными» — из типографии.
Подобной работой (разработкой типографской продукции) занимались организации более серьезные, ведущей из которых, несомненно, был ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики — научно-исследовательский) — этот институт по праву можно назвать «главным дизайнерским агентством СССР».
Если говорить о зарплатах, на небольших предприятиях художники-оформители приравнивались к малярам и получали такую же зарплату. В 1985 году средняя зарплата маляра 3 разряда на советском предприятии была 220 рублей. На крупных предприятиях художникам платили больше, но и задачи там ставились на порядок сложнее.
Сейчас художников сменили дизайнеры, изменились подходы к графическому оформлению — повсеместное распространение полиграфии свело на нет оформление стендов и объявлений вручную.
Это не хорошо и не плохо, просто наблюдение о том, из чего складывается «интерьер советского цеха» и в чем его ключевое отличие от оформления цехов современных. А кому какой интерьер больше нравится — это уже дело вкуса, но мне же роднее и привычнее старый «советский стиль».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарий удалён за нарушение
+13
Россия медленно погибает. Вот и фото завода погибшего. Жаль!
Государство без промышленности это уже как банановая республика граждане которые ничего не умеют, кроме как лишь бы прокормится.
- ↓
+2
У нас на заводе был отдел художников из восьми человек, и плюс по художнику в каждом цеху.
- ↓
+7
Сам когда-то (в конце 80-х) работал на очень небольшом предприятии (до 50 чел.) художником-оформителем около 2-х лет. Нормальная была работа, и платили по божески. И работы у оформителя было навалом. Во-первых, на майские и ноябрьские праздники транспаранты, флаги и прочее. Во-вторых, вся наглядная агитация. В-третьих, вся наглядная инфа по технике безопасности. Ну и прочее по мелочи, вроде табличек на дверях, надписях в цехах и т.д. и т.п.
Исчезла эта профессия, как и наборщик типографии.
- ↓
+1
Хм… и тут мне вспомнилось… да!!! В ремонтном цехе метеллургического комбината была такая должность, в начале 90-х
- ↓
+1
Чего там заводы! В наше время даже в стройотрядах были художники, и зарплату они получали не меньше рядовых бойцов.
- ↓
+1
Интересно, что же это был за стройотряд (с какими задачами?), что имел даже освобождённого художника? У нас в стройотрядах — точно не было!.. Другое дело, что на время оформления какой-нибудь стенгазеты, умеющих хорошо рисовать, освобождали от работы на объектах. Вы, наверное, с комиссаром спутали? Но у нас и комиссар работал. Иногда…
- ↑
- ↓
0
Стойотряд был в КомиАССР в 1976. в г. Усинске. В других стройотрядах таких профессиональных художников не было. Более того, все бойцы, кроме ТВ были студентами ЛИАПа, а он не был студентом вообще. Я не знаю, каким образом он вообще попал в наш отряд. Однако особых претензий я к нему не имею и не высказывал. Свое дело он знал мастерски и результаты его работы были отменные. Наша «казарма» после его трудов приобрела очень даже симпатичный вид, а барную стойку он соорудил просто великолепную. Работал он очень здорово, говорю об этом как очевидец. В общем, факт, что у нас был профессиональный художник, ходил в стройотрядовской курточке и вряд ли он работал бесплатно, работающим на объектах я его не видел, впрочем, это не входило ни в мои обязанности ни в круг моих интересов, следить за тем, что делал наш художник. Просто речь пошла о художниках нак производстве, вот и вспомнил его, т.к. с другими художниками на производстве не сталкивался.
- ↑
- ↓
+1
Надо же! Какие неожиданные «пересечения» могут быть в Интернете! Я много раз бывал в Усинске! Правда, первый раз в 1984 году. Что же Вы строили? Возможно, я имел возможность это видеть и пользоваться? Знаете, что за здание в Усинске называли «Огуречным»?
Последний раз был в Усинске в 1991 году. После распада СССР уже не летал. Кстати, а как ваш стройотряд туда добирался? «Воркутинским» поездом, далее с пересадкой поездом от Печоры? Большие самолёты ведь туда не летали. Як-40, АН-24 только. А в 1991 году Усинск уже был обустроен прилично. Множество домов, приличная социальная инфраструктура, отличный Дом Культуры, Спорткомплекс с бассейном… Но самое главное, там встречал множество прекрасных людей! Сегодняшние яппи этого и представить себе не смогут.
Великолепные воспоминания. Жаль только, что не удосужился вместе с местными приятелями сходить на рыбалку, половить хариуса…
- ↑
- ↓
+1
Действительно, бывает такое:)) Это был мой второй стройотряд (первый бвл в Княжпогосте в 1975). Строили много чего — лично наша бригада участвовала в строительстве ресторана (не думаю, что их было там много;)), мы там выравнивали цементным раствором полы и стоили помещения первого этажа (куча фоток осталась от этих работ). Помимо этого строили медицинский центр, а жили еще в недостроенном акушерском корпусе. Объектов было много, все и не упомнишь. К художнику отправили помогать, т.к. ему надо было срочно сделать какой то стенд, возможно для местного руководства. Я имел некоторый опыт в оформлении стенгазет (чем и занимался в первом ССО и, конечно, никто меня там от работы не освобождал, рисовал вечером плакаты по технике безопасности).
До Усинска добирались сложно — сначала на поезде, а потом на барже. Обратно вывозили вертолетом МИ-6.
- ↑
- ↓
+1
Очень интересно!!! А ваш стройотряд какое учебное заведение представлял, из какого города?
В 1984 году уже можно было и на самолёте местных линий добраться. И поезд ходил. Из Печоры до Усинска. До Печоры на воркутинском или интинском поездах сначала доезжали. А в конце 80-х из Быково даже прямой авиарейс пустили. Но 8 часов на Як-40 не самое приятное путешествие. Через Ухту предпочитал летать. Ресторанов, действительно, и в 1990 году много там не видел. Но в «вашем» (я так предполагаю) бывал. Недалеко от проспекта Нефтяников. А «Огуречный» — это самый крупный вино-водочный магазин, сколоченный из досок, покрашенных в огуречный цвет. Это и дало неофициальное название. Но оно прижилось. Наш народ умеет проявить юмор и «попадание в точку» с названием. Не знаю, можно ли было в стройотряде его посещать, да и существовал ли он? В конце 80-х там очереди были — как в мавзолей! А ещё местные делали брагу и «самогон» из морошки. Думаю, что менее вредная штука, чем сегодняшняя водка… Интересно было бы посетить Усинск. Но друзья уже либо разъехались (ещё при Ельцыне), либо на пенсии… Всё по-другому, наверное.
ХОРОШЕГО ДНЯ!
- ↑
- ↓
0
Спасибо! И Вам хорошего)) ССО «Вертикаль» ЛИАП, ленинградский институт авиационного приборостроения. Кстати, мне вот тут подумалось, а не был ли наш художник «трудновоспитуемым»? В каждом отряду должны были быть ТВ, вот и взяли кого то из знакомых «для галочки». Он точно не был студентом, более того, ему было около 25, а нам всем по 19-20.
- ↑
- ↓
+1
Понятно! Значит в становлении Усинска активно участвовали ленинградцы. Очень приятно! Я после Бауманки на многих ленинградских заводах побывал. Надеюсь, не успели «гайдаровцы» уничтожить. А студенты МВТУ тоже «северные» районы помогали осваивать. В основном в Хакасии и в Норильске. С ностальгией вспоминаю время, когда неделями был в Ленинграде в командировках. Чудное было время! Чудный город! Впрочем, в России неисчислимое количество чудесных мест! Однако, сколько пересечений и совпадений случается в жизни…
ХОРОШЕГО ДНЯ!
- ↑
- ↓
0
вы чего то попутали. Художники освобожденные откуда? Пахал художник со всеми, дополнительно рисовал чего то, когда вместо работы, а когда и после.
- ↑
- ↓
+3
Ничего я не путаю, т.к. по распоряжению комиссара ССО сам помогал нашему художнику оформлять стенды(это было разовое поручение). Художник был настоящий профи. Другое дело, что не в каждом стройотряде был такой, но я вроде об этом и не говорил. Естественно, если в отряде не было «профи», то рисовать приходилось кому то из обычных бойцов и ни о каком освобождении речи не было. Из 3-х моих ССО только в одном был освобожденный художник и, возможно, наш отряд имел договорные оформительские работы с местным руководством, которые он и выполнял.
- ↑
- ↓
0
нет. комисар кто как думал, или освобожденый или нет, его заботы. Художник по определению быть не мог освобожденым. Ну представьте мы на БАМЕ или бетон льем, или рельсы гнем. т.е я получаю на бетоне 3-4. Не понимаю тогда за что художнику
- ↑
- ↓