Зачем на советском заводе был нужен художник и чем он занимался?
Советский Союз перестал существовать всего три десятка лет назад, а многие, привычные для СССР вещи уже начинают забываться. Время летит и обнаружив на очередном заброшенном заводе кабинет художника я даже не несколько секунд задумался — откуда он тут…
Далее от автора: предлагаю вам вспомнить о том, зачем на советских предприятиях были нужны художники, чем они занимались и какую получали зарплату?
На улице — лёгкий мороз. На первый взгляд может показаться, что от заброшенного завода остались лишь голые стены, а вот если пройтись по старой административной части можно найти остатки обстановки кабинетов, брошенную проектно-техническую документацию, а также вывески и стенды, о которых мы с вами ещё поговорим отдельно.
От завода осталось так мало, что даже окошко с зеркалом на заводской кассе — находка и повод сделать снимок.
А вот и помещение, которое ненадолго ввело меня в ступор — кабинет художника. Раньше на большинстве крупных предприятий были ставки художников: художников конструкторов и художников-оформителей.
Первые занимались дизайном готовой продукции, а на плечи вторых ложился спектр самых разнообразных задач: от непосредственно росписи готовой продукции (например, на фарфоровых заводах), до оформления стендов, плакатов, досок объявлений и табличек кабинетных дверей.
Чем больше был завод, тем больше было художников в штате и тем более сложные задачи они решали. На небольших предприятиях, как например то, в котором я и нашёл данный кабинет — художник был один и занимался более утилитарными задачами: в основном донесением до работников необходимой информации в наглядном и красивом виде.
Художники-оформители рисуют агитационные плакаты
Именно поэтому полы кабинета завалены десятками трафаретов. Скучная работа для «творческой личности»? — Да. А с другой стороны не пыльная официальная занятость дающая стабильный доход. Творчеством можно было заниматься «на дому», а работа на заводе ещё и давала возможность избежать обвинения в пресловутом «тунеядстве».
К счастью работой с трафаретами всё не ограничивалось и например этот стенд с поздравлениями был изготовлен вручную на заводе.
Также как и этот стенд с правилами техники безопасности. Стенд сделан вручную, а вот брошюры в ячейках был «фабричными» — из типографии.
Подобной работой (разработкой типографской продукции) занимались организации более серьезные, ведущей из которых, несомненно, был ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики — научно-исследовательский) — этот институт по праву можно назвать «главным дизайнерским агентством СССР».
Если говорить о зарплатах, на небольших предприятиях художники-оформители приравнивались к малярам и получали такую же зарплату. В 1985 году средняя зарплата маляра 3 разряда на советском предприятии была 220 рублей. На крупных предприятиях художникам платили больше, но и задачи там ставились на порядок сложнее.
Сейчас художников сменили дизайнеры, изменились подходы к графическому оформлению — повсеместное распространение полиграфии свело на нет оформление стендов и объявлений вручную.
Это не хорошо и не плохо, просто наблюдение о том, из чего складывается «интерьер советского цеха» и в чем его ключевое отличие от оформления цехов современных. А кому какой интерьер больше нравится — это уже дело вкуса, но мне же роднее и привычнее старый «советский стиль».
Далее от автора: предлагаю вам вспомнить о том, зачем на советских предприятиях были нужны художники, чем они занимались и какую получали зарплату?
На улице — лёгкий мороз. На первый взгляд может показаться, что от заброшенного завода остались лишь голые стены, а вот если пройтись по старой административной части можно найти остатки обстановки кабинетов, брошенную проектно-техническую документацию, а также вывески и стенды, о которых мы с вами ещё поговорим отдельно.
От завода осталось так мало, что даже окошко с зеркалом на заводской кассе — находка и повод сделать снимок.
А вот и помещение, которое ненадолго ввело меня в ступор — кабинет художника. Раньше на большинстве крупных предприятий были ставки художников: художников конструкторов и художников-оформителей.
Первые занимались дизайном готовой продукции, а на плечи вторых ложился спектр самых разнообразных задач: от непосредственно росписи готовой продукции (например, на фарфоровых заводах), до оформления стендов, плакатов, досок объявлений и табличек кабинетных дверей.
Чем больше был завод, тем больше было художников в штате и тем более сложные задачи они решали. На небольших предприятиях, как например то, в котором я и нашёл данный кабинет — художник был один и занимался более утилитарными задачами: в основном донесением до работников необходимой информации в наглядном и красивом виде.
Художники-оформители рисуют агитационные плакаты
Именно поэтому полы кабинета завалены десятками трафаретов. Скучная работа для «творческой личности»? — Да. А с другой стороны не пыльная официальная занятость дающая стабильный доход. Творчеством можно было заниматься «на дому», а работа на заводе ещё и давала возможность избежать обвинения в пресловутом «тунеядстве».
К счастью работой с трафаретами всё не ограничивалось и например этот стенд с поздравлениями был изготовлен вручную на заводе.
Также как и этот стенд с правилами техники безопасности. Стенд сделан вручную, а вот брошюры в ячейках был «фабричными» — из типографии.
Подобной работой (разработкой типографской продукции) занимались организации более серьезные, ведущей из которых, несомненно, был ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики — научно-исследовательский) — этот институт по праву можно назвать «главным дизайнерским агентством СССР».
Если говорить о зарплатах, на небольших предприятиях художники-оформители приравнивались к малярам и получали такую же зарплату. В 1985 году средняя зарплата маляра 3 разряда на советском предприятии была 220 рублей. На крупных предприятиях художникам платили больше, но и задачи там ставились на порядок сложнее.
Сейчас художников сменили дизайнеры, изменились подходы к графическому оформлению — повсеместное распространение полиграфии свело на нет оформление стендов и объявлений вручную.
Это не хорошо и не плохо, просто наблюдение о том, из чего складывается «интерьер советского цеха» и в чем его ключевое отличие от оформления цехов современных. А кому какой интерьер больше нравится — это уже дело вкуса, но мне же роднее и привычнее старый «советский стиль».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+4
В каждом коллективе была редколлегия, в школе, армии и в предприятиях выпускали стенгазеты)
- ↓
+3
зато первые фот это наше время свободных нравов… да же ?? Для того он и нужен был… он был на уровне политработника для работы с насилением чтоб не было вот этих первых фото
- ↓
-3
Я работал художником на заводе несколько лет. Спирт лился рекой. Пить уже некому было, разбавлял им гуашь.
- ↓
+2
«Пить уже некому было...» Это, наверное, в Средней Азии было, а не в России? Поясните??!!!
- ↑
- ↓
+1
Наверное, на спиртзаводе работали?..
- ↑
- ↓
-10
Рисовали красивую жизнь.
Если таковой не было.
- ↓
+6
У нас в организации в советские годы тоже был художник, он еще и на гитаре играл, а анекдотов знал огромное количество и умел их рассказывать. Мы к нему в кабинет бухать ходили и он всегда был рад гостям :)
- ↓
+10
В СССР все были нужны и ценимы. А сейчас зачем нужны люди власти, особенно пенсионеры?!
- ↓
+15
У меня мать была художницей по образованию. И под конец своей трудовой деятельности работала начальником художественно-оформительского отдела одного из НИИ в Ленинграде.
Занималась изготовлением всей наглядной агитацией института, плакатов, лозунгов, ее подчиненные сотрудники чертили при необходимости графики, схемы и прочее, выступали дизайнерами интерьеров института. Даже юбилейный знак к 50-летию НИИ был изготовлен по эскизу, разработанному моей матерью.
- ↓
+22
Видимо, задачей поста было намекнуть, что в советское время придумывали кучу ненужных должностей, чтобы занять народ? Но это не так. Художники выполняли нужную работу и не за очень большие оклады. А сколько зато сейчас получающих немалые оклады, находясь на, действительно, искусственных должностях. Так называемые «синекуры». А самоё страшное, что многие предприятия «гайдары» и «немцовы» объявляли «ненужными» и доводили до состояния, изображенного на фотках этого поста.
- ↓
+8
Слов нет, кроме матерных…
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+7
Ну, Вы явно погорячились! Кто в России не знает мата? Все знают и владеют. Даже учителя литературы и филологи. Может, в данной ситуации мат даже более выразителен и сердечен?
- ↑
- ↓
+3
Никогда у культурного человека и с богатым лексиконом не может мат быть более выразителен и, тем более, сердечен.
- ↑
- ↓
+4
Готов поверить, что Вы крупный специалист в области литературы, изобразительного искусства, филологии… Но вот засомневался: а россиянин ли Вы?
- ↑
- ↓
+7
Сознание человека, как губка, чем наполнишь, то оно и будет выдавать, так что наглядная агитация необходимая части пропаганды.
- ↓