У этой советской аппаратуры не было равных в мире
Видимо именно у советского человека была сильнее всего тяга к светлому и прекрасному. Иначе не объяснить такое массовое производство по всему СССР и разнообразие выпускаемых моделей.
Далее от автора: Еще в начале прошлого века русский композитор Александр Скрябин написал свою знаменитую поэму «Прометей», где часть композиции передается не звуком, а светом. Его друг, профессор Мозер, сделал упрощенную модель аппарата, но желаемого эффекта не достигли. Технические возможности тех времен не позволили в полной мере реализовать задуманное и идея была забыта на долгие годы.
В 1964 году инженеры Муромского радиозавода создали радиолу «Гамма», но Торговая Палата СССР запретила его выпускать в продажу. Претензий было две: не допустим черный цвет в крышке радиолы и… отсутствие КВ диапазонов у приемника! (а то как советский человек будет слушать «голоса» ) Доработанная радиола «Гамма-В» (всеволновая) вышла в продажу 1965 году.
Сами того не подозревая инженеры выпустили «джина из бутылки». Дело в том, что за решеткой динамика на передней панели располагались лампочки цветомузыки.
Идея была просто замечательной, но экран с размером в решетку динамика был явно маловат.
Подлил масла в огонь инженер Бердичевский, разработав в 1975 году набор для самостоятельной сборки «Прометей-1» с экраном 40х40 см. Каналы управления имели запас мощности для подключения еще и дополнительных лампочек. Набор поступил в продажу в 1976 году по цене 60 рублей.
В стране начался цветомузыкальный бум. Вскоре на многих радиозаводах начали выпускать цветомузыкальные установки. Я насчитал всего 86 моделей. А сколько еще было изготовлено уникальных установок радиолюбителями-просто не счесть. В середине 80х цветомузыкальные установки были практически в каждой квартире.
Пожалуй стоит отметить самые распространенные модели:
Цена на цветомузыки варьировала с 20 рублей и до 600- на любой вкус и кошелек. Даже после распада СССР некоторые заводы продолжали выпускать ЦМУ, завершив производство только в начале 2000х.
Как то во время общения с англичанином затронул тему цветомузыки. Вижу он меня не понимает. После долгих объяснений с картинками и фотками до него доходит о чем речь. У них, оказывается, такие установки были только в ночных клубах, а для домашнего применения не продавались.
Ради интереса начинаю «шерстить» буржуйские сайты продажи б/у радиоаппаратуры — нет предложений о продаже. Либо не производили, а если и производили, то очень мало. Получается цветомузыка это национальное увлечение советского народа?
► Любимые пластинки
Далее от автора: Еще в начале прошлого века русский композитор Александр Скрябин написал свою знаменитую поэму «Прометей», где часть композиции передается не звуком, а светом. Его друг, профессор Мозер, сделал упрощенную модель аппарата, но желаемого эффекта не достигли. Технические возможности тех времен не позволили в полной мере реализовать задуманное и идея была забыта на долгие годы.
В 1964 году инженеры Муромского радиозавода создали радиолу «Гамма», но Торговая Палата СССР запретила его выпускать в продажу. Претензий было две: не допустим черный цвет в крышке радиолы и… отсутствие КВ диапазонов у приемника! (а то как советский человек будет слушать «голоса» ) Доработанная радиола «Гамма-В» (всеволновая) вышла в продажу 1965 году.
Сами того не подозревая инженеры выпустили «джина из бутылки». Дело в том, что за решеткой динамика на передней панели располагались лампочки цветомузыки.
Идея была просто замечательной, но экран с размером в решетку динамика был явно маловат.
Подлил масла в огонь инженер Бердичевский, разработав в 1975 году набор для самостоятельной сборки «Прометей-1» с экраном 40х40 см. Каналы управления имели запас мощности для подключения еще и дополнительных лампочек. Набор поступил в продажу в 1976 году по цене 60 рублей.
В стране начался цветомузыкальный бум. Вскоре на многих радиозаводах начали выпускать цветомузыкальные установки. Я насчитал всего 86 моделей. А сколько еще было изготовлено уникальных установок радиолюбителями-просто не счесть. В середине 80х цветомузыкальные установки были практически в каждой квартире.
Пожалуй стоит отметить самые распространенные модели:
«Спектр-10». Выпускалась с 1978 года. Стоила 70 рублей
ЦМУ «Ростов-Дон» Выпускалась с 1982 года. Стоила 110 рублей
«Электроника E1-04М» Выпускалась с 1981 года. Стоила 145 рублей
«Телемеханика-3» Выпускалась с 1985 года. Стоила 40 рублей
«Радуга-3» Выпускалась с 1986 года. Стоила 110 рублей
ЦМУ «Спектр-301» Выпускалась с 1987 года. Стоила 125 рублей
«Электроника СДУ-3» Выпускалась с 1985 года. Стоила 55 рублей
ЦМУ «Сполох-3». Выпускалась с 1986 года. Стоила 120 рублей. Поставлялась на экспорт
«Электроника ЦМ 17» Выпускалась с 1989 года. Стоила 160 рублей
ЦМУ «Мираж» Выпускалась с 1989 года. Стоил 198 рублей
Цена на цветомузыки варьировала с 20 рублей и до 600- на любой вкус и кошелек. Даже после распада СССР некоторые заводы продолжали выпускать ЦМУ, завершив производство только в начале 2000х.
Как то во время общения с англичанином затронул тему цветомузыки. Вижу он меня не понимает. После долгих объяснений с картинками и фотками до него доходит о чем речь. У них, оказывается, такие установки были только в ночных клубах, а для домашнего применения не продавались.
Ради интереса начинаю «шерстить» буржуйские сайты продажи б/у радиоаппаратуры — нет предложений о продаже. Либо не производили, а если и производили, то очень мало. Получается цветомузыка это национальное увлечение советского народа?
P. S.
Смотрите также на нашем сайте Back-in-ussr.com:► Любимые пластинки
► Мелодии и ритмы республик СССР
► Советская ламповая радиотехника
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+5
А я ёлочную мигающую гирлянду сделал подсоединив проводочки через стартер от лампы дневного света на 127 вольт, несколько лет работала.
- ↓
0
про конденсатор забыли? Не менее 1мф для пущего эффекта.
- ↑
- ↓
+1
Да и это было. Чём не светомузыка.
- ↑
- ↓
0
Наверное соседи стучались и предупреждали о том, что ваша гирлянда замыкает.
- ↑
- ↓
0
Какие замыкания при последовательном включении всех элементов в цепи???)
- ↑
- ↓
0
Создавала радиопомехи в широком диапазоне своими щелчками.а на экране строку выбивать могла такая хрень.
- ↑
- ↓
+10
Россия (СССР) была пионером не только в цветомузыке. Первый синтезатор АНС (аббревиатура — Александр Николаевич Скрябин) был создан в СССР в 1958 году. Был он фотоэлектронным, то есть принцип обратный от цветомузыки — поток света разной интенсивности создавал различные звуки. Основоположником музыкального стиля эмбиент считается Брайан Ино, но достаточно послушать, что делали на АНСе в 60-х Шнитке, Артемьев и другие, чтобы понять, кто первый играл эмбиент.
- ↓
+8
А мы для школьной дискотеки использовали новогодний домик моргалку на два цвета и два 0,5 кВт прожектора украденных с ближайшей стройки… красили стекла лаком-цапоном с подкраской его чернилами шариковых ручек…
- ↓
0
Также карсил колпаки «прожекторов» цапон-лаком, но расстояние до ламп должно было быть значительным, иначе лак начинал выгорать. Поэтому сделал колпаки выпуклыми. Была шальная мысль, как то, спереть сфетофор))) или прикупить его у гаишников. Значительно позже к ЦМУ добавилсь «проблесковые» маячки и стробосткоп, ну а «вишенкой» стал ультрафиолетовый прожектор. Нижнее белье девочек «выглядело» в темноте очень пикантно;)
- ↑
- ↓
+2
У меня была Вега!
- ↓
+1
Гости придут и устроят ночной клуб с приключениями!
- ↓
+2
У меня до сих пор работает «Сполох», правда включаю очень редко…
- ↓
+7
«Прометей» до сих пор работает, внукам нравится(говорят «Прикольно»), купил случайно на распродаже за 10 рублей в 88 году
- ↓
+8
Я, как и многие мои друзья, сам собрал ЦМУ на тиристорах КУ202Н. Но самое увлекательное было не сборка схемы, а ее конструктивное оформление и решение проблемы с фонарями. Т.к. на тот момент «бедный» студент не мог позволить себе больших расходов, то в качестве корпуса была использована коробочка для бижутерии (естественно в перевернутом состоянии, т.е. крышка бокса привинчивалась снизу и на ней располагалась плата управления), а в качестве прожекторов использовались осветительные приборы фотографа с крепежами типа «клипса»(кажется, по 2р.50 коп.). Каждый «прожектор» был снабжен индивидуальным колпаком из окрашенного в соответствующий цвет плекса (был выпуклым, для чего использовалась духовка газовой плиты). Собрал я ее для проведения «самостийных» дискотек нашего 9-го этажа общежития ЛИАПа в на Новоизмайловском. ЦМУ работала безупречно и через некоторое время была продана за 20 рублей.;)
- ↓
+4
Та «цветомузыка», что здесь описывается, НИЧЕГО ОБЩЕГО НЕ ИМЕЕТ С ВОСПРИЯТИЕМ СКРЯБИНА, поэтому я не только не хотел эту технику купить, но самому её собрать, хоть и имел такую возможность.Скрябин писал партитуру для звука с цветом со своим восприятием эффекта и это далеко от принципов, заложенных в эти «игрушки»
- ↓
+9
Насчет того, что середине 80х цветомузыкальные установки были практически в каждой квартире — это загнули. Не все хотели и могли отдать месячную зарплату за мигающие под музыку лампочки, а подростков, которые может быть и мечтали иметь цветомузыку, в советское время не баловали, как сейчас.
- ↓
0
Да, верно моя мечта, так и осталось мечтой. Я про Электронику Е1.
- ↑
- ↓
+1
Правильно, не баловали. Нет денег на готовую заводскую-собери сам. Для этого были все условия, даже цапонлак можно было достать. Загнули говорите.
- ↑
- ↓
+4
Вы правы. Вспомнилась сцена из фильма «Экипаж». Александра Яковлева(Тамара) была дома у Леонида Филатова (Скворцова) — бортинженера, если не ошибаюсь…
Вот Скворцов мог себе позволить крутую цветомузыку!
- ↑
- ↓