Аудиокассеты в СССР

Парадокс, но аудиокассеты в СССР начали выпускать раньше, чем кассетные магнитофоны, в 1967 году. Формы для отливки корпусов были закуплены в США и на первой партии четко виднелось «Made in USA». Оплошность быстро исправили.
Следующая партия уже выглядела так:


Кассета называлась "Протон МК-60", но почему надпись была не типографская, а штампом. Стоила кассета 6р-00коп. Вскоре отказались от такой роскоши как пять винтов с гайками и оставили только один — центральный



Видимо за рацпредложение кому то дали премию и вскоре кассеты начали выпускать совсем неразборные.



Не стоит ругать конструкторов за убогость внешнего вида. На момент начала производства эти кассеты были «на уровне зарубежных производителей». Для примера внешний вид кассеты Sony тех лет.



Это иностранные фирмы меняли дизайн практически ежегодно, а в СССР было жесткое понятие «ГОСТ» и кассеты штамповали десятилетиями в одном дизайне.
Магнитная лента в кассетах сначала была привозная, из ГДР. Производила ее «Filmfabrik Wolfen». Вскоре линии по производству пленки запустили и в СССР, причем сразу на нескольких химкомбинатах (Свема, Тасма, Славич)-иначе было не осилить требуемый объем выпуска.
Рос ассортимент и объемы выпуска кассетных магнитофонов. В течении 70х годов было освоено производство 36 моделей



При всем при этом производство аудиокассет спокойно успевало за спросом-в магазинах кассеты всегда были в продаже и стоили 4 руб-10коп.(не знаю откуда такая наценка была, но во всех магазинах цена была именно такой) Вот магнитная лента на катушках раскупалась очень быстро, хоть была и дороже.



Ситуация резко поменялось в начале 80х годов: кассеты пропали с прилавков. Мы поначалу не переживали-завезут еще. Но время шло и завозов не было. Стало понятно, что кассеты «испаряются» по пути к покупателю.
Мы народ ушлый, нас голыми руками прилавками не возьмешь- отправили гонца в областной центр, откуда он привез записанные кассеты «Мелодия»



Чуть дороже, но зато все с кассетами. Вскоре и этот канал поставки закрылся. Вернее выкладывали на продажу так же, но их раскупали быстро.
Тут узнаем, что знакомый парень поступил в столичный институт связи, на заочное отделение. Дважды в год он начал ездить, за государственный счет, сдавать сессию и привозил нам кассеты. Вот так среди наших кассет появились «DENON», «MAXELL», «BASF», «AGFA», «SONY».



Тут уж пришлось всем сделать профилактику своих кассетников: если усилие подмотки недостаточно, то тонкую импортную пленку затягивало на прижимной ролик тонвала. Естественно, стали чаще чистить головки магнитофонов. И не говорите про чистящие кассеты, чистый спирт или вот такие наборы от 77 года:
Набор для чистки магнитных головок.


Ничего этого у нас и в помине не было: ватная палочка на спичинки и одеколон (а кто то и водкой)-вот весь наш чистящий набор.
Поначалу многие любили пользоваться интересным преимуществом аудиокассет: возможностью защитить от случайного стирания ценной записи. На катушечных магнитофонах такого не было. Практически на всех кассетах были выломаны «предохранители»



Проходит время, запись перестает быть «ценной» и для записи новых песен на кассету нужно восстановить предохранительную планку. Вот здесь наступало буйство фантазии и находчивости: изолента, жеванная бумага, ластик, пластилин и т.д.
Ну и надо упомянуть хромоксидные кассеты. Их появление в продаже с ликованием встретили меломаны-наконец то качество будет на уровне катушечников!



По качеству до катушечников дойти не удалось, а зато головки стачивала пленка просто отменно. Хотя и утверждали, что пленка немецкая, сделанная на фирме ORWO (ГДР) и абразивность уменьшена «в надцать раз»-магнитной головки на год эксплуатации не хватало. Эта проблема дополнила список мечтаний мальчишек пунктом «сендастовая головка 3Д24.080», а позже и «стеклоферритовая головка 3Д24.752У».



С распадом СССР в страну хлынул поток аудиокассет всевозможных фирм. Привозили конечно, что подешевле: Корея, Малайзия, Гонконг. Как то незаметно качество иностранных кассет сравнялось с отечественным. К великому сожалению, не за счет подъема качества российских производителей, а за счет снижения качества иностранных фирм.
Не хочется статью заканчивать на грустной ноте. Вспомните наши «домики» для хранения кассет







Ну и немного критики в адрес акул капитализма:
В то время, когда советские меломаны «голодали» без кассет, западных производителей «душил кризис перепроизводства». В погоне за кошельком покупателя фирмам приходилось постоянно экспериментировать с дизайном-как иначе выделится среди конкурентов. Вы только гляньте на это «безобразие»:

«MAXELL»








«DENON»





«TDK»






и другие туда же:






Разве может самая крутая флешка или карта памяти офигительного объема, порадовать взор магией размеренного вращения катушек кассеты в магнитофоне.
« Когда все были дружнее и счастливее
А вы помните как отдыхали во времена СССР? »
  • +157

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
  • avatar
  • corg
К сожалению, в этом вопросе гордиться нечем. Советские кассеты были просто ужасные как по качеству записи, так и по стиранию головок. Каждый любитель звукосаписи пытался доставать импортные.
+1
Лента в любом магнитофоне начинала вылезать из под ролика со временем потому что ролик становился из за износа разной толщины.Защищённый гладкой стороной ленты он истирался меньше, а выступая, прижатый к ведущему валу и ведя ленту, истирался об вал из-за разных угловых скоростей с защищённой частью.Чтобы бочкообразный износ ролика не выталкивал ленту, требовалось большее подтормаживание или, что более грамотно- прошлифовка ведущей стороны ролика для устранения его износа
+3
У меня жива «Электроника» модель 324
в списке её нет.
+1
Народный аппарат. Такой нельзя забыть. Это наша молодость.
+3
Импортные кассеты и джинсы в 80-х — сладкая такая «заманушка» от растленного Запада))
+7
Аудиокассеты МК-60 (МК-60-1, МК-60-2, МК-60-5) стоили ровно 4р., причем цена была напечатана прямо на этикетке кассеты. Дороже стоили МК-60-3, МК-60-6(с элементами ленто укладки) по 5 руб., МК-60-4, МК-60-7 (CrO2) по 6 руб., МК-60-9(импортная лента) по 7руб. Более поздние МК-60-15 продавались уже по «свободным» ценам. А вот МК-45-4 стоила всего 3р30 коп. и была жутким дефицитом, т.к. лучше всего подходила для записи виниловых альбомов. «Хромовая» МК-45-7 уже стоила 4р.90коп.
-1
В начале комментария. SONY выглядит просто и аккуратно. А наша, как из под топора.
+1
Кооперативные. их в конце 80х начали делать на коленках, кто же имея возможность не желал заработать при тотальном дефиците и почти неограниченном спросе?
+10
TDK, Denon, Maxell- отличные японские кассеты. 9 руб. в СССР стоили. Как не странно, японские кассеты до сих пор использую. Не по прямому назначению. Качество этих кассет настолько велико, что отдаю предпочтение как лучшему скребку для лобовика автомобиля в зимнее время, несмотря на наличие в продаже специализированных для этого изделий. Далеко им до «Denon» в прочности. Про саму ленту-качество заоблачное, особенно на основе оксида хрома. При наличии эквалайзера и магнитофона со сквозным трактом, на «хромистых» кассетах «высокие» можно было «прописать» до совершенства, в отличии от скрипящих кассет с «железной» плёнкой МК-60. Спасибо автору, освежил воспоминания молодости.
+7
  • avatar
  • Dgek
У меня до сих пор остались кассеты МК — 60, они были первыми моими кассетами, и еще в рабочем состоянии. Потом, уже в 90-ми году, друг уехал в Германию, и начал слать от туда мне Basf, Maxell, TDK. И у меня были такие же дугообразные кассетодержатели, смотрелись очень стильно, штук семь или восемь.
Конечно, качество наших кассет было ни очень, но они работали.
+4
Вспомнилось как с Афгана домой привозил «фирменные». Их таки называли «Кабул-подвал». ))
+9
Дизайн у наших кассет тоже бывал ого-го! Например, кассета, которая к Маяку прилагалась. Помимо хромовой пленки и всего прочего, предохранители от случайной записи выламывать там было не нужно, так как они были вставными. Записанные кассеты практически не покупал, нужды не было, не помню дефицита с обычными, кроме импортных. Помимо того, что они стоили дороже, так и время звучания у них было меньше — на длину альбома. По поводу головок — обычная мягкая давала лучший звук, по сравнению со всякими сендастами. Так что каждый решал по своему, что ему важнее — звук или долговечность. По поводу винтиков на корпусах кассет. Насколько помню, все было наоборот. Первые кассеты были клеенные.
+1
Да первые не разборные с узкими окошками без стёкла, вместо них на первых порах была прозрачная плёнка, затем ставили оргстекло в окошко. Потом окошко стали делать крупнее.
Последние кассеты разборные, а потом и вовсе стали полностью прозрачные корпуса. Первые кассеты выпущены фирмой JVC и в Союз завозились из Японии, не знаю откуда у автора блажь про США? Как и цены на кассеты и про дизайн у него тоже чушь.