Аудиокассеты в СССР

Парадокс, но аудиокассеты в СССР начали выпускать раньше, чем кассетные магнитофоны, в 1967 году. Формы для отливки корпусов были закуплены в США и на первой партии четко виднелось «Made in USA». Оплошность быстро исправили.
Следующая партия уже выглядела так:



Кассета называлась "Протон МК-60", но почему надпись была не типографская, а штампом. Стоила кассета 6р-00коп. Вскоре отказались от такой роскоши как пять винтов с гайками и оставили только один — центральный




Видимо за рацпредложение кому то дали премию и вскоре кассеты начали выпускать совсем неразборные.




Не стоит ругать конструкторов за убогость внешнего вида. На момент начала производства эти кассеты были «на уровне зарубежных производителей». Для примера внешний вид кассеты Sony тех лет.



Это иностранные фирмы меняли дизайн практически ежегодно, а в СССР было жесткое понятие «ГОСТ» и кассеты штамповали десятилетиями в одном дизайне.
Магнитная лента в кассетах сначала была привозная, из ГДР. Производила ее «Filmfabrik Wolfen». Вскоре линии по производству пленки запустили и в СССР, причем сразу на нескольких химкомбинатах (Свема, Тасма, Славич)-иначе было не осилить требуемый объем выпуска.
Рос ассортимент и объемы выпуска кассетных магнитофонов. В течении 70х годов было освоено производство 36 моделей



При всем при этом производство аудиокассет спокойно успевало за спросом-в магазинах кассеты всегда были в продаже и стоили 4 руб-10коп.(не знаю откуда такая наценка была, но во всех магазинах цена была именно такой) Вот магнитная лента на катушках раскупалась очень быстро, хоть была и дороже.



Ситуация резко поменялось в начале 80х годов: кассеты пропали с прилавков. Мы поначалу не переживали-завезут еще. Но время шло и завозов не было. Стало понятно, что кассеты «испаряются» по пути к покупателю.
Мы народ ушлый, нас голыми руками прилавками не возьмешь- отправили гонца в областной центр, откуда он привез записанные кассеты «Мелодия»



Чуть дороже, но зато все с кассетами. Вскоре и этот канал поставки закрылся. Вернее выкладывали на продажу так же, но их раскупали быстро.
Тут узнаем, что знакомый парень поступил в столичный институт связи, на заочное отделение. Дважды в год он начал ездить, за государственный счет, сдавать сессию и привозил нам кассеты. Вот так среди наших кассет появились «DENON», «MAXELL», «BASF», «AGFA», «SONY».



Тут уж пришлось всем сделать профилактику своих кассетников: если усилие подмотки недостаточно, то тонкую импортную пленку затягивало на прижимной ролик тонвала. Естественно, стали чаще чистить головки магнитофонов. И не говорите про чистящие кассеты, чистый спирт или вот такие наборы от 77 года:
Набор для чистки магнитных головок.


Ничего этого у нас и в помине не было: ватная палочка на спичинки и одеколон (а кто то и водкой)-вот весь наш чистящий набор.
Поначалу многие любили пользоваться интересным преимуществом аудиокассет: возможностью защитить от случайного стирания ценной записи. На катушечных магнитофонах такого не было. Практически на всех кассетах были выломаны «предохранители»



Проходит время, запись перестает быть «ценной» и для записи новых песен на кассету нужно восстановить предохранительную планку. Вот здесь наступало буйство фантазии и находчивости: изолента, жеванная бумага, ластик, пластилин и т.д.
Ну и надо упомянуть хромоксидные кассеты. Их появление в продаже с ликованием встретили меломаны-наконец то качество будет на уровне катушечников!



По качеству до катушечников дойти не удалось, а зато головки стачивала пленка просто отменно. Хотя и утверждали, что пленка немецкая, сделанная на фирме ORWO (ГДР) и абразивность уменьшена «в надцать раз»-магнитной головки на год эксплуатации не хватало. Эта проблема дополнила список мечтаний мальчишек пунктом «сендастовая головка 3Д24.080», а позже и «стеклоферритовая головка 3Д24.752У».



С распадом СССР в страну хлынул поток аудиокассет всевозможных фирм. Привозили конечно, что подешевле: Корея, Малайзия, Гонконг. Как то незаметно качество иностранных кассет сравнялось с отечественным. К великому сожалению, не за счет подъема качества российских производителей, а за счет снижения качества иностранных фирм.
Не хочется статью заканчивать на грустной ноте. Вспомните наши «домики» для хранения кассет







Ну и немного критики в адрес акул капитализма:
В то время, когда советские меломаны «голодали» без кассет, западных производителей «душил кризис перепроизводства». В погоне за кошельком покупателя фирмам приходилось постоянно экспериментировать с дизайном-как иначе выделится среди конкурентов. Вы только гляньте на это «безобразие»:

«MAXELL»








«DENON»





«TDK»






и другие туда же:






Разве может самая крутая флешка или карта памяти офигительного объема, порадовать взор магией размеренного вращения катушек кассеты в магнитофоне.
« Когда все были дружнее и счастливее
А вы помните как отдыхали во времена СССР? »
  • +159

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+18
Многие, кто помнит кассетные магнитофоны, гонялся за ТДК, БАСФ, АКФОЙ..., в основном весь мир пользовался БАСФ или ее пленкой. В 80-е у нас на заводе станки работали на магнитной ленте БАСФ на 32 дорожки. Но радует другое, что несмотря на все в СССР были свои кассеты, свое производство, свои магнитные носители, свои НИИ, заводы, фабрики и все это принадлежало нам НАРОДУ СССР.
+1
Ну, у AGFA кассет лента была не ахти и главное магнитный слой на них довольно скоро начинал «сыпаться», как готовая запись так и заново уже после этого были ни к чёрту на ней. В остальном с вами согласен.
+6
Пленка жрала все головки. Делай их из феррита, звук получался кастрюльный. Пермаллой давал чудесное звучание, но материал был крайне мягкок. Кстати, на всех супердорогих приборах головы стояли пермаллоевые. Акаи выкинула на рынок революционную разработку GX-head. знаменитый стекло-феррит. Со своими достоинствами и недостатками. Резкий перепад температур, например. JVC пошли дальше. Создана сендаст-эллоевая головка, сочетавшая в себе устойчивость к истиранию стекло-феррита и звучание пермаллоя.
+12
Не помню марку советской кассеты, но корпус у неё был из какого-то сплава. На Западе до такого не додумались. В 1983 году кассета Денон в рознице стоило 9 руб кажется.
+1
Из силумина, сплава алюминия с кремнием, их делали. Минусы: вес, внешний вид, стоимость. Плюсы: прочность, лучшая защита от эл. магитных полей.
+6
У меня была одна такая кассета, с хромовой плёнкой. Она шла в комплекте с магнитофоном МАЯК-232. Корпус полностью из тяжеловатого металла, покрытого прозрачной пластмассой. Солидная вещь, скучаю по ней…
+11
Да, всё началось с кассет типа МК. Потом удавалось доставать кассеты ТДК и и БАСФ. Это было маленькое почти счастье… Ностальгия блин!
+5
С кассетами МК головка начинала писчать и приходилось ворс поднимать, на прижимном пуфике из войлока :-) Но МК это были доступные и для проб, они терпели все, в плоть до походов в лес, на озеро, море :-)
0
Вы правы. И мне доводилось подгибать пластинку с ворсяной верхушечкой, чтобы лучше был звук.
Комментарий удалён за нарушение
+3
так часто бывало, но тут, скорее просто инерция мышления. На самом деле абразивность советских лент не была такой уж высокой. Было много импортных кассет гораздо худшего качества. Еще одна «фишка», абразивность ленты уменьшается примерно в 10 раз после 10 прогонов. После этого можно спокойно ставить на любую деку (если хочестя).
+7
Отлично. Автор в теме. Молодец. Сендастовая головка- самое лучшее в стационарных кассетниках тех времён. Но автор запамятовал упомянуть сендастовую головку со сквозным трактом воспроизведения. Это был действительно прорыв в магнитной звукозаписи. Имея эквалайзер, адаптированный к сквозному тракту магнитофона, можно было творить чудеса со звуком. Приятные воспоминания.
0
По поводу — «в теме» автор, с вами не соглашусь. Знания у него на уровне «бабка рассказала»!