Нет граффити известнее на свете…
Вторая мировая война в Европе завершилась в ночь на 9 мая 1945 г. подписанием Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, и оставила после себя необычайно сильный социальный феномен – множество надписей воинов-победителей на стенах поверженного Рейхстага.
Впоследствии они были названы в республиках бывшего Советского Союза «автографами Победы». На Западе эти надписи известны, как «русские граффити».
Тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, воодушевленные известием о Победе, взяли в руки мел, древесный уголь, краску и доверили свои имена, мысли и чувства холодным закопченным камням полуразрушенного здания.
Никто из них и не предполагал, что временные, по сути, надписи могут сохраниться. Однако, жизнь рассудила иначе – многие из автографов Победы оказались увековеченными на пленках фронтовых фото- и кино- операторов.
У иных и вовсе счастливая судьба – они благополучно пережили послевоенные ремонты и реконструкции и стали, в итоге, органичной частью внутреннего интерьера современного здания Рейхстага – с 1999 г. постоянного места работы депутатов федерального собрания, Бундестага Германии.
Новый импульс развития данная тема получила в конце ХХ – начале ХХI века. В 1990 г. произошло объединение Германии. Бундестаг ФРГ, заседавший ранее в Бонне, принял решение о переносе столицы в Берлин, а парламента – в Рейхстаг. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл всемирно известный британский архитектор Норман Фостер.
Когда в ходе реставрационных работ в 1994 — 1999 гг. были демонтированы гипсокартонные панели, установленные на стенах во время предыдущего ремонта здания в 1960-е годы, удивленным взорам рабочих, инженеров и архитекторов открылись множество «русских граффити».
Встал вопрос – что делать? Была создана специальная объединенная комиссия, в состав которой вошли и дипломаты из России. Комиссия приняла решение о сохранении надписей, приняв во внимание, что в России и республиках бывшего Советского Союза с Рейхстагом ассоциируется взятие Берлина, победа над Германией, и окончание Второй мировой войны в Европе в целом. Началась реставрация автографов Победы, которые очистили и защитили от внешних воздействий специальным высокопрочным прозрачным раствором.
Не все немецкие политики смирились с принятым решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».
Сохраненные надписи, общее количество которых, по данным немецких специалистов, составляет 715, располагаются в настоящее время на трех уровнях здания: на первом этаже, в коридорах, ведущих в зал пленарных заседаний, и парадном лестничном портале юго-западного крыла.
Казалось бы, уже невозможно установить, кому персонально принадлежат надписи. Однако, это не так – исследователю, который владеет научно обоснованной методикой идентификации, это под силу. Редкая фамилия, имя, отчество, их сочетание, инициалы, указанный в надписи город, воинское звание, род войск, являются именно теми идентификационными признаками, которые позволяют опытному специалисту, задействовав компьютерные технологии и доступные информационные ресурсы ЦАМО РФ, выйти на единственно верный, документально подтвержденный результат.
Теперь уже можно с уверенностью сказать, что после многих лет работы мне удалось расставить многие точки над «і» в отношении автографов Победы, сохраненных на стенах Рейхстага. Я стал тем единственным специалистом, кому удалось «расшифровать», т.е. идентифицировать с помощью собственной, научно обоснованной методики 212 из 715 (30%) авторов исторических надписей – их фамилии начертаны в индивидуальных автографах и коллективных надписях. Мне также удалось найти с помощью социальных сетей более 30 семей их родственников или земляков.
Что было в начале этого пути? В чем заключалась проблема?..
Для лучшего понимания темы обозначим динамику движения уже известных основных сюжетных маркеров, с ней связанных (кратко, тезисами):
1_В конце Второй мировой войны (в мае – августе 1945 г.) воинами многонациональной Красной Армии на стенах Рейхстага были нанесены до 25 000 победных надписей (индивидуальных и коллективных).
2_Полуразрушенный Рейхстаг с надписями стоял в нетронутом виде до 1957-го года, затем началось восстановление здания, в ходе которого все надписи (как считалось до 1995-го года) были навсегда утрачены (стерты).
3_После объединения Восточной и Западной Германии в 1990-м году бундестаг – парламент объединенной Германии, решил разместиться в старом здании Рейхстага, предварительно реконструировав его по европейским стандартам. Тендер на реконструкцию Рейхстага выиграл британский архитектор Норман Фостер. Строительные работы велись в 1995 – 1999 гг.
4_В 1995 г., после демонтажа гипсокартонных плит, установленных в ходе восстановления здания, были обнаружены 715 надписей – все что осталось от послевоенных 25000.
5_Норман Фостер проявил жесткую принципиальность – он настоял на том, чтобы надписи не стирали. Их реставрировали: очистили от пыли и грязи, закрепили защитным слоем. После долгих дебатов в парламенте сохраненные надписи оставили навсегда – в назидание потомкам!
6_В начале 2000-х гг. внутренние помещения Рейхстага с надписями открыли для обозрения туристам со всего мира. Там ежедневно проводятся экскурсии на основных европейских языках, включая русский.
Но вот беда: экскурсоводы затрудняются ответить на основной вопрос – кто оставил русские «граффити» в Рейхстаге (именно так именуются на Западе победные надписи воинов Красной Армии!)? Кому конкретно они принадлежат? Ведь эти надписи, оставленные на века, стала частичкой истории не только Рейхстага, Германии, но и человеческой цивилизации в целом! Каждая фамилия, сохраненная на стенах Рейхстага – это не просто «граффити», а маркер конкретной и неповторимой человеческой судьбы, вошедшей в Историю!
7_В течение более 10 лет надписи изучала немецкая исследовательница Карин ФЕЛИКС (она же русскоязычный гид и референт Службы поддержки посетителей в Рейхстаге!). Итогом ее скрупулезного изучения стал выпуск в 2019 г. в Германии фото-каталога «Ich war hier» (в России он был издан в 2020 г. на русском языке: «Здесь был…» — авт.), который является, фактически, справочником-указателем точного места расположения надписей в помещениях огромного здания действующего парламентского учреждения, т.е. их «научной инвентаризацией» (без такого справочника поиск конкретных надписей попросту невозможен!).
Однако, исчерпывающих объективных ответов на вопрос о персональном авторстве надписей каталог Карин Феликс не дает. Для этого необходима научная идентификация надписей, т.е. установление их персонального авторства по современным, научно обоснованным методикам (не путать с субъективным «опознанием»!), которая под силу только специалистам.
8_Я начал изучать эти надписи с целью идентификации, уже имея за плечами большой опыт научно-поисковой работы и военно-исторических исследований (благо, в материалах исследований недостатка не было – туристы, посещающие Рейхстаг, не скупятся выставлять в интернете фото стен с надписями!). Пять последних лет были посвящены практически ежедневной работе по идентификации авторов надписей. Это сложная и кропотливая работа, требующая не только специальных знаний, но и полной самоотдачи.
9_Мое личное знакомство с фрау Карин Феликс во время моего посещения Рейхстага в 2019 г., подтвердило, что результаты наших научных исследований, проведенных независимо друг от друга, являются «двумя сторонами той же медали». Мы имели общий объект исследований, и общую цель – помочь семьям, чьи родственники расписались на стенах Рейхстага, узнать об этом и быстро найти надписи в самом Рейхстаге, при его посещении. Теперь, благодаря интернациональным усилиям, эта проблема в значительной степени решена!
Считаю необходимым привести статистику по национальному составу идентифицированных мною воинов, фамилии которых начертаны в индивидуальных автографах Победы и коллективных надписях: русские – 123, украинцы – 40, евреи – 19, белорусы – 7, армяне – 5, татары – 4, грузины – 3, крымчаки – 2, азербайджанцы – 1, башкиры – 1, греки – 1, карачаевцы – 1, литовцы – 1, молдаване – 1, мордвины – 1, поляки – 1, таджики – 1 (всего: 212). Полные биографии каждого из этих воинов я привожу в изданной мною в 2020 г. книге «Автографы на стенах Рейхстага».
Книга подвела закономерный итог проделанной мною работы, которая до этого освещалась в интернете. Издание получилась интересным, ярким, красочным и информационно насыщенным. Его 200 страниц вобрали в себя все результаты моей многолетней научно-исследовательской работы по идентификации авторов сохраненных в Рейхстаге надписей. В аннотации говорится: «…Данное научно-публицистическое издание отражает итоги многолетних исследований известного украинского краеведа, магистра, выпускника Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы 1978 г. Леонида Игнатенко, которые он провел с целью установления персонального авторства сохраненных в германском Рейхстаге надписей воинов Красной Армии, оставшихся со времени окончания Второй мировой войны в Европе».
Книга вышла первым изданием в Харьковском издательстве «Харьков на ладонях» в электронном виде и небольшим некоммерческим тиражом (63 экз.) в печатном виде, и сразу же стала библиографической редкостью.
Электронный вариант книги (с оформлением соответствующих правовых документов) уже получили Российская государственная библиотека (бывшая Библиотека им. В.И.Ленина), Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского, Президентская библиотека Республики Беларусь (здесь есть доступ для бесплатного чтения и «скачивания»).
Можно с уверенностью утверждать, что, по крайней мере, в ближайшие десятилетия, а возможно и столетия победные надписи в Рейхстаге будут сохранены, и им ничего не грозит. Они будут представлять интерес для многих поколений европейского и мирового сообщества даже в очень отдаленном будущем. Стало быть, и уникальные результаты моих исследований, изложенные в книге, будут всегда актуальными, рассказывая о подвиге конкретных людей, собственноручно обессмертивших свои имена на стенах Рейхстага, ставших во время окончания Второй Мировой войны в Европе подлинными скрижалями Истории.
Быстротекущее время все дальше уносит от нас события Второй мировой войны, неотъемлемой частью которой является Великая Отечественная война. Но время не властно над памятью о тех, кто ценой огромный лишений, страданий и самой жизни спас мир от величайшего зла ХХ века – нацизма. Тем дороже нам сведения о каждом воине, оставившем в Истории свидетельство своей личной причастности к великому подвигу человечества.
Впоследствии они были названы в республиках бывшего Советского Союза «автографами Победы». На Западе эти надписи известны, как «русские граффити».
Никто из них и не предполагал, что временные, по сути, надписи могут сохраниться. Однако, жизнь рассудила иначе – многие из автографов Победы оказались увековеченными на пленках фронтовых фото- и кино- операторов.
У иных и вовсе счастливая судьба – они благополучно пережили послевоенные ремонты и реконструкции и стали, в итоге, органичной частью внутреннего интерьера современного здания Рейхстага – с 1999 г. постоянного места работы депутатов федерального собрания, Бундестага Германии.
Новый импульс развития данная тема получила в конце ХХ – начале ХХI века. В 1990 г. произошло объединение Германии. Бундестаг ФРГ, заседавший ранее в Бонне, принял решение о переносе столицы в Берлин, а парламента – в Рейхстаг. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл всемирно известный британский архитектор Норман Фостер.
Когда в ходе реставрационных работ в 1994 — 1999 гг. были демонтированы гипсокартонные панели, установленные на стенах во время предыдущего ремонта здания в 1960-е годы, удивленным взорам рабочих, инженеров и архитекторов открылись множество «русских граффити».
Встал вопрос – что делать? Была создана специальная объединенная комиссия, в состав которой вошли и дипломаты из России. Комиссия приняла решение о сохранении надписей, приняв во внимание, что в России и республиках бывшего Советского Союза с Рейхстагом ассоциируется взятие Берлина, победа над Германией, и окончание Второй мировой войны в Европе в целом. Началась реставрация автографов Победы, которые очистили и защитили от внешних воздействий специальным высокопрочным прозрачным раствором.
Не все немецкие политики смирились с принятым решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».
Сохраненные надписи, общее количество которых, по данным немецких специалистов, составляет 715, располагаются в настоящее время на трех уровнях здания: на первом этаже, в коридорах, ведущих в зал пленарных заседаний, и парадном лестничном портале юго-западного крыла.
Казалось бы, уже невозможно установить, кому персонально принадлежат надписи. Однако, это не так – исследователю, который владеет научно обоснованной методикой идентификации, это под силу. Редкая фамилия, имя, отчество, их сочетание, инициалы, указанный в надписи город, воинское звание, род войск, являются именно теми идентификационными признаками, которые позволяют опытному специалисту, задействовав компьютерные технологии и доступные информационные ресурсы ЦАМО РФ, выйти на единственно верный, документально подтвержденный результат.
Теперь уже можно с уверенностью сказать, что после многих лет работы мне удалось расставить многие точки над «і» в отношении автографов Победы, сохраненных на стенах Рейхстага. Я стал тем единственным специалистом, кому удалось «расшифровать», т.е. идентифицировать с помощью собственной, научно обоснованной методики 212 из 715 (30%) авторов исторических надписей – их фамилии начертаны в индивидуальных автографах и коллективных надписях. Мне также удалось найти с помощью социальных сетей более 30 семей их родственников или земляков.
Что было в начале этого пути? В чем заключалась проблема?..
Для лучшего понимания темы обозначим динамику движения уже известных основных сюжетных маркеров, с ней связанных (кратко, тезисами):
1_В конце Второй мировой войны (в мае – августе 1945 г.) воинами многонациональной Красной Армии на стенах Рейхстага были нанесены до 25 000 победных надписей (индивидуальных и коллективных).
2_Полуразрушенный Рейхстаг с надписями стоял в нетронутом виде до 1957-го года, затем началось восстановление здания, в ходе которого все надписи (как считалось до 1995-го года) были навсегда утрачены (стерты).
3_После объединения Восточной и Западной Германии в 1990-м году бундестаг – парламент объединенной Германии, решил разместиться в старом здании Рейхстага, предварительно реконструировав его по европейским стандартам. Тендер на реконструкцию Рейхстага выиграл британский архитектор Норман Фостер. Строительные работы велись в 1995 – 1999 гг.
4_В 1995 г., после демонтажа гипсокартонных плит, установленных в ходе восстановления здания, были обнаружены 715 надписей – все что осталось от послевоенных 25000.
5_Норман Фостер проявил жесткую принципиальность – он настоял на том, чтобы надписи не стирали. Их реставрировали: очистили от пыли и грязи, закрепили защитным слоем. После долгих дебатов в парламенте сохраненные надписи оставили навсегда – в назидание потомкам!
6_В начале 2000-х гг. внутренние помещения Рейхстага с надписями открыли для обозрения туристам со всего мира. Там ежедневно проводятся экскурсии на основных европейских языках, включая русский.
Но вот беда: экскурсоводы затрудняются ответить на основной вопрос – кто оставил русские «граффити» в Рейхстаге (именно так именуются на Западе победные надписи воинов Красной Армии!)? Кому конкретно они принадлежат? Ведь эти надписи, оставленные на века, стала частичкой истории не только Рейхстага, Германии, но и человеческой цивилизации в целом! Каждая фамилия, сохраненная на стенах Рейхстага – это не просто «граффити», а маркер конкретной и неповторимой человеческой судьбы, вошедшей в Историю!
7_В течение более 10 лет надписи изучала немецкая исследовательница Карин ФЕЛИКС (она же русскоязычный гид и референт Службы поддержки посетителей в Рейхстаге!). Итогом ее скрупулезного изучения стал выпуск в 2019 г. в Германии фото-каталога «Ich war hier» (в России он был издан в 2020 г. на русском языке: «Здесь был…» — авт.), который является, фактически, справочником-указателем точного места расположения надписей в помещениях огромного здания действующего парламентского учреждения, т.е. их «научной инвентаризацией» (без такого справочника поиск конкретных надписей попросту невозможен!).
Однако, исчерпывающих объективных ответов на вопрос о персональном авторстве надписей каталог Карин Феликс не дает. Для этого необходима научная идентификация надписей, т.е. установление их персонального авторства по современным, научно обоснованным методикам (не путать с субъективным «опознанием»!), которая под силу только специалистам.
8_Я начал изучать эти надписи с целью идентификации, уже имея за плечами большой опыт научно-поисковой работы и военно-исторических исследований (благо, в материалах исследований недостатка не было – туристы, посещающие Рейхстаг, не скупятся выставлять в интернете фото стен с надписями!). Пять последних лет были посвящены практически ежедневной работе по идентификации авторов надписей. Это сложная и кропотливая работа, требующая не только специальных знаний, но и полной самоотдачи.
9_Мое личное знакомство с фрау Карин Феликс во время моего посещения Рейхстага в 2019 г., подтвердило, что результаты наших научных исследований, проведенных независимо друг от друга, являются «двумя сторонами той же медали». Мы имели общий объект исследований, и общую цель – помочь семьям, чьи родственники расписались на стенах Рейхстага, узнать об этом и быстро найти надписи в самом Рейхстаге, при его посещении. Теперь, благодаря интернациональным усилиям, эта проблема в значительной степени решена!
Считаю необходимым привести статистику по национальному составу идентифицированных мною воинов, фамилии которых начертаны в индивидуальных автографах Победы и коллективных надписях: русские – 123, украинцы – 40, евреи – 19, белорусы – 7, армяне – 5, татары – 4, грузины – 3, крымчаки – 2, азербайджанцы – 1, башкиры – 1, греки – 1, карачаевцы – 1, литовцы – 1, молдаване – 1, мордвины – 1, поляки – 1, таджики – 1 (всего: 212). Полные биографии каждого из этих воинов я привожу в изданной мною в 2020 г. книге «Автографы на стенах Рейхстага».
Книга подвела закономерный итог проделанной мною работы, которая до этого освещалась в интернете. Издание получилась интересным, ярким, красочным и информационно насыщенным. Его 200 страниц вобрали в себя все результаты моей многолетней научно-исследовательской работы по идентификации авторов сохраненных в Рейхстаге надписей. В аннотации говорится: «…Данное научно-публицистическое издание отражает итоги многолетних исследований известного украинского краеведа, магистра, выпускника Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы 1978 г. Леонида Игнатенко, которые он провел с целью установления персонального авторства сохраненных в германском Рейхстаге надписей воинов Красной Армии, оставшихся со времени окончания Второй мировой войны в Европе».
Книга вышла первым изданием в Харьковском издательстве «Харьков на ладонях» в электронном виде и небольшим некоммерческим тиражом (63 экз.) в печатном виде, и сразу же стала библиографической редкостью.
Электронный вариант книги (с оформлением соответствующих правовых документов) уже получили Российская государственная библиотека (бывшая Библиотека им. В.И.Ленина), Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского, Президентская библиотека Республики Беларусь (здесь есть доступ для бесплатного чтения и «скачивания»).
Можно с уверенностью утверждать, что, по крайней мере, в ближайшие десятилетия, а возможно и столетия победные надписи в Рейхстаге будут сохранены, и им ничего не грозит. Они будут представлять интерес для многих поколений европейского и мирового сообщества даже в очень отдаленном будущем. Стало быть, и уникальные результаты моих исследований, изложенные в книге, будут всегда актуальными, рассказывая о подвиге конкретных людей, собственноручно обессмертивших свои имена на стенах Рейхстага, ставших во время окончания Второй Мировой войны в Европе подлинными скрижалями Истории.
Быстротекущее время все дальше уносит от нас события Второй мировой войны, неотъемлемой частью которой является Великая Отечественная война. Но время не властно над памятью о тех, кто ценой огромный лишений, страданий и самой жизни спас мир от величайшего зла ХХ века – нацизма. Тем дороже нам сведения о каждом воине, оставившем в Истории свидетельство своей личной причастности к великому подвигу человечества.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+3
К сожалению, есть подозрение, что про-пинд0сское лобби в Германии постарается стереть эту память. Был пару лет назад в музее Мерседес-Бенц в Штутгарте, там много экспонатов и упоминаний о Второй Мировой, Мерседес же делал военную технику для Рейха. Так вот, там нет ни одного упоминания о Советском Союзе, а в тех местах, где вынуждены были написать про разгром фашистов, написано, что их разгромила союзническая коалиция в составе США, Англии и Франции… Было очень грустно и неприятно.
- ↓
+4
Весьма неожиданно поведение британца Фостера! Искреннее уважение!
- ↓
+10
С самого основания СССР КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ силы ВСЕГО МИРА хотели уничтожить его! Это ИНТЕРВЕНЦИЯ
и ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 20-ых годов, и ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ( Конечно же дело было не только в фашистах )
ПРОТИВ ОБЪЕДИНЁННОЙ ЕВРОПЫ и ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Только хитрые Англосаксы и Американцы дождались чем закончится
и " Открыли второй фронт " ( Теперь заявляют, что это они победили в этой войне. ) ВОВ — это война Капитализма против Социализма. Смотрите на ютубе фильм " День ИХ Победы ( Так чей это праздник? "
- ↓
+14
Очень радует адекватная и твёрдая позиция Нормана и слава богу, некоторых немецких политиков.
Ведь где-то там есть автограф и моего Дедушки, Николая Кирилловича, прошедшего всю ВОВ!
Слава совестким воинам-освободителям!
- ↓
+10
Историческая память и правда о войне — что может быть важнее?! Вклад народов Советского Союза, к сожалению, не смог скрепить на века их единство в новом веке.
- ↓
+3
Я не нашёл эту книгу в Белорусской Президентской библиотеке по интернету.
- ↓
+3
На сайте Президентской Библиотеки Республики Беларусь в строке «Что искать?» вводите «Леонид Игнатенко Автографы на стенах Рейхстага» и нажимаете «Найти». Все открывается. Проверил. На аваторке (слева) необходимо кликнуть на надпись «Вложение»…
- ↑
- ↓
+3
Я первоисточник помню хорошо, у бабушки была книга Евгения Долматовского «Автографы Победы», специально сейчас в интернете поискал издание: Досааф. 1975 год.
- ↑
- ↓
+4
Но ведь Вы же все правильно озаглавили! «Автографы на стенах Рейхстага». Почему здесь Вы использовали столь неоднозначное определение «граффити»?
- ↑
- ↓
+4
Сколько времени будут сохраняться эти автографы наших дедов и прадедов сейчас никто не знает. Сейчас на Западе вовсю трудятся над переписыванием истории 2-й мировой войны.
Например, позавчера на канале Евроньюс показали сюжет о том, как узница Освенцима нашла потомков своего освободителя из этого концлагеря — американского солдата. Это возмутительная ложь. Освенцим находился на территории Польши и был освобожден 27 января 1945 года войсками 1-го Украинского фронта под командованием маршала Ивана Конева, а американских войск там и близко не было.
Вот сам сюжет:
www.youtube.com/watch?v=EoFdN7Y4FAw
- ↓
+7
Согласен с критикой названия статьи. Прошу слово «граффити» читать с кавычками. Если бы была такая возможность, то исправленный вариант названия я дал бы в следующей редакции: «Рейхстаг: автографы из 1945-го…». С искренним уважением Леонид Игнатенко (автор статьи).
- ↓
+2
А как на счет казахов? Я вот не увидел в национальном составе воинов-казахов, что, неужели не нашлось ни одной надписи оставленной моими земляками? Обидно. Я знаю что моих земляков там было не мало, и на одном из этажей рейхстага именно советский воин-казах установил красное знамя, означающее взятие очередного этажа главного здания фашистского 3-го рейха. Работа по идентификации надписей продолжается, или же Вы считаете свой труд завершённым? Со всем уважением к Вашей работе, и Вашему несомненно полезному, тяжелому и очень нужному труду! Спасибо Вам!
- ↑
- ↓
0
Спасибо Вам за комментарий. В книге приводятся фамилии шести (!) воинов – уроженцев Казахстана различных национальностей (см. стр. 188). Если Вы имеете в виду этнических казахов, то они тоже есть, но в силу национальных особенностей формирования фамилий их написание в документах настолько искажалось, что идентификация очень и очень затруднена. С уважением, Леонид Игнатенко.
- ↑
- ↓
0
Казахи и дагестанцы не расписываются, следы не оставляют после себя)
- ↑
- ↓