Т-34-85 против «Королевских тигров»
"… К тому времени на вооружение Красной Армии уже поступали танки Т-34-85, но на фоне такого монстра, как «Королевский тигр», они могли похвастаться только хорошей маневренностью и подвижностью".
Немецкий тяжелый танк T-VIB «Тигр-II» №502, захваченный 13 августа 1944 года во время боев на Сандомирском плацдарме
Летом 1944 года войска Красной Армии вели наступление по всему фронту. Стратегическая инициатива полностью перешла на сторону наших войск, но вермахт все еще огрызался, отчаянно и умело защищаясь на некоторых рубежах, и время от времени преподнося советским воинам неприятные сюрпризы. Лишившись стратегического преимущества на Восточном фронте, гитлеровцам приходилось рассчитывать только на «чудо-оружие». К августу 1944 года, когда бойцы Красной Армии вели бои уже на территории Польши, таким «чудо-оружием» с немецкой стороны должны были выступить новейшие тяжелые танки Pz.Kpfw. VI Ausf.B Tiger II, получившие прозвище «Королевский тигр». Однако дебют этих танков на Сандомирском плацдарме закончился для немцев полным провалом.
К 10 августа 1944 года войска 1-го Украинского фронта успешно форсировали реку Висла и прорвали немецкую оборону юго-западнее польского города Сандомира. Опрокинув части немецкой 4-й танковой армии, советские войска существенно расширили плацдарм. Стремясь вернуть утраченные позиции по западному берегу Вислы, гитлеровцы срочно начали переброску своих частей в район Сандомира. Сюда были направлены 5 дивизий (в том числе одна танковая) из группы армий «Южная Украина», 5 пехотных дивизий из Германии, 3 пехотных дивизии из Венгрии и 6 бригад штурмовых орудий. Советские войска, готовясь к контрнаступлению противника, осуществляли перегруппировку сил и средств, срочно строили оборонительные укрепления и ставили минно-взрывные заграждения.
Немецкое командование прекрасно отдавало себе отчет в том, что Сандомирский плацдарм — это дорога вглубь Польши. Для них плацдарм представлял смертельную опасность. Поэтому немцы собирались рассечь плацдарм, осуществив удар на рассечение между двумя советскими армиями. В немецком наступлении должен был принять участие 501-й тяжелый танковый батальон (45 «Королевских тигров»). На пути немецких войск находились части 53-й гвардейской танковой бригады, которой командовал опытный командир — полковник Василий Архипов. Этот офицер к 1944 году успел накопить большой фронтовой опыт, он принимал участие еще в советско-финской войне 1939-1940 годов. Архипов грамотно построил оборону, в том числе организовав хорошо замаскированные танковые засады.
В этих боях советские танкисты впервые встретились с танками «Королевский тигр». Данная боевая машина представляла собой самый защищенный серийный немецкий танк времен войны. Верхняя лобовая деталь толщиной 150-мм установленная под хорошим углом 50 градусов была неуязвима для большинства танковых и противотанковых пушек, имевшихся в распоряжении союзников. Боевая масса танка составляла 68 тонн. Снаряд, установленной на «Королевском тигре» 88-мм пушки KwK 43 L/71, на расстоянии в 4 километра мог пробить 80-мм вертикально установленную бронеплиту, а великолепная немецкая оптика позволяла вести огонь на такую дальность. С дистанции в километр снаряд, выпущенный из пушки Тигра II, пробивал 240-мм броню.
К тому времени на вооружение Красной Армии уже поступали танки Т-34-85, но на фоне такого монстра, как «Королевский тигр», они могли похвастаться только хорошей маневренностью и подвижностью. Обновленная тридцатьчетверка получила новое 85-мм орудие, установленное в новой просторной башне с 90-мм лобовой броней. Однако толщина брони лобовой детали корпуса осталась неизменной — 45 мм. Для немецких танковых и противотанковых орудий такое бронирование не было непреодолимой преградой.
К 12 августа немцы смогли добиться некоторых тактических успехов. Используя свежие части, в том числе и новейшие тяжелые танки, они преодолели оборону пехоты и противотанковой артиллерии, отбив деревни Шидлув и Оглендув, расположенные рядом со Сташувом. На этом все успехи немецких танкистов закончились. Впереди их ждало несчастливое 13 августа, когда новейшие тяжелые танки попали в несколько умело организованных засад, при этом немцы бросили несколько новейших «Королевских тигров». На тот момент танк не был до конца доработан и страдал от различных технических проблем. Перед немецким наступлением 11 августа лишь 12 из 45 тяжелых танков 501-го батальона были на ходу, остальные вышли из строя по техническим причинам.
Александр Петрович Оськин
13 августа 1944 года в 7 часов утра немцы под прикрытием густого тумана силами в 11 тяжелых танков Тигр II и двух бронетранспортеров с пехотой начали наступление на безымянную высоту, расположенную восточное Оглендува. На восточных скатах данной высоты советскими танкистами была организована засада из двух средних танков. Одним из них был Т-34-85 гвардии лейтенанта Александра Оськина. Обложенные копнами сжатой ржи танки напоминали стога сена. Оськин подпустил немецкие танки на расстояние всего в 300 метров, после чего открыл по ним огонь. В результате три «Королевских тигра» было уничтожено, а остальные решили повернуть обратно. Александр Оськин, не зная, что новые танки противника практически неуязвимы, вступил с ними в бой и вышел из него победителем. В этом есть доля шутки, но в каждой шутке есть и доля правды.
Александр Петрович Оськин родился 7 апреля 1920 года в деревне Малое Коровино Рязанской Губернии, скончался 21 февраля 2010 года в Москве — советский танкист, участник Великой Отечественной войны, 23 сентября 1944 года был представлен к званию Героя Советского Союза, с 1975 года полковник. В годы войны Оськин последовательно командовал танками Т-26 и Т-34. Особо отличился в боях 13 августа 1944 года в рамках проведения Львовского-Сандомирской операции. 13 августа на подступах к деревне Оглендув принял участие в отражении немецкой танковой атаки превосходящих сил противника, уничтожив в бою три новейших немецких тяжелых танка, а еще один танк повредив. На следующий день его тридцатьчетверка одной из первых ворвалась в деревню Оглендув, в которой были захвачены четыре танка «Королевский тигр».
В бою экипаж танка Т-34-85 лейтенанта Оськина в составе механика-водителя А. Стеценко, командир орудия А. Мерхайдарова, заряжающего А. Халычева, радиста А. Грушина из засады смог уничтожить три новейших немецких тяжелых танка. По другой информации Оськин уничтожил только головной танк в колонне, а остальные машины были буквально изрешечены основными силами бригады и приданными средствами усиления. Но общих итогов боя это не меняет. Первое боевое применение тяжелых немецких танков Тигр II на Восточном фронте закончилось полным провалом для немецких танкистов.
Бой, в котором участвовал Александр Оськин, был не единственным. В тот же день, 13 августа, на другом участке обороны с «Королевскими тиграми» противника встретились танки ИС-2 из состава 71-го отдельного тяжелого танкового полка, который был на тот момент прикреплен к танковой бригаде Архипова. Перед рассветом взвод тяжелых танков ИС-2, которым командовал лейтенант Клименков, занял позицию также недалеко от Оглендува. Когда советская пехота пошла в атаку на деревню, солдаты заметили в кустах на ее южной окраине немецкий тяжелый танк и через посыльного сообщили об обнаруженном противнике нашим танкистам. Клименков отправился на заранее подготовленную позицию и сначала двумя выстрелами поджег дом, возле которого находился немецкий танк, подсветив его. Тигр II начал пятиться назад, но следующим выстрелом экипаж Клименкова сбил ему гусеницу. После этого немцы покинули танк и бежали. Машина была занята советскими танкистами, которые развернув башню танка открыли огонь по противнику. Позднее экипаж Клименкова несколькими выстрелами уничтожил еще один «Королевский тигр», Оглендув был отбит.
Но и на этом неудачи немецких танкистов не закончились. Еще 7 «Королевских тигров» в 14:00 попытались атаковать советские части возле Оглендува с направления высоты 271,2. Но здесь они наткнулись на находящийся в засаде ИС-2 старшего лейтенанта Удалова, который подпустил танки противника на 700-800 метров. После нескольких выстрелов он сжег один Тигр II и подбил второй. Когда немецкие танкисты, миновав засаду, начали удаляться, Удалов, использовав лесную дорогу, вывел свой танк им навстречу и с опушки леса уничтожил еще один немецкий тяжелый танк. Немцы вынуждены были повернуть назад, но вскоре снова попробовали атаковать. В этот раз они напоролись на засаду старшего лейтенанта Белякова, который открыл огонь по танкам противника с расстояния в один километр. Третьим снарядом ему удалось уничтожить один из танков, а остальные решили отойти. Всего 13 августа 1944 года советские танкисты вместе с артиллеристами отбили 7 танковых атак.
В ночь с 13 на 14 августа 53-я танковая бригада Архипова захватила четыре «Королевских тигра». Всего по отчетам советских войск, в боях, которые произошли у Шидлува-Оглендува, гитлеровцы потеряли 31 танк. При этом советские солдаты отмечали плохую подвижность «Королевских тигров», слишком большие габариты танков, которые облегчали прицеливание и частое их застревание в песчаном грунте. Один из захваченных в тех боях исправным «Королевский тигр» с бортовым номером 502 по сей день можно увидеть в бронетанковом музее в Кубинке.
Причиной полного фиаско грозных немецких тяжелых танков, которые так и не оправдали надежд гитлеровцев в боях под Сандомиром, стала умелая организация обороны советскими войсками, а также, бесспорно, мастерство наших танкистов. В то же время противник сам допустил многочисленные просчеты в тактике и планировании операции, а также крайне неудачно выбрал район использования 68-тонных боевых машин. Желание поскорее бросить в бой не доведенные до ума танки на непригодной для их использования местности закончилось для немцев полным провалом, а советские танкисты, впервые встретившие грозного противника в бою, навсегда вписали свои имена в историю.
Юферев Сергей
Немецкий тяжелый танк T-VIB «Тигр-II» №502, захваченный 13 августа 1944 года во время боев на Сандомирском плацдарме
Летом 1944 года войска Красной Армии вели наступление по всему фронту. Стратегическая инициатива полностью перешла на сторону наших войск, но вермахт все еще огрызался, отчаянно и умело защищаясь на некоторых рубежах, и время от времени преподнося советским воинам неприятные сюрпризы. Лишившись стратегического преимущества на Восточном фронте, гитлеровцам приходилось рассчитывать только на «чудо-оружие». К августу 1944 года, когда бойцы Красной Армии вели бои уже на территории Польши, таким «чудо-оружием» с немецкой стороны должны были выступить новейшие тяжелые танки Pz.Kpfw. VI Ausf.B Tiger II, получившие прозвище «Королевский тигр». Однако дебют этих танков на Сандомирском плацдарме закончился для немцев полным провалом.
К 10 августа 1944 года войска 1-го Украинского фронта успешно форсировали реку Висла и прорвали немецкую оборону юго-западнее польского города Сандомира. Опрокинув части немецкой 4-й танковой армии, советские войска существенно расширили плацдарм. Стремясь вернуть утраченные позиции по западному берегу Вислы, гитлеровцы срочно начали переброску своих частей в район Сандомира. Сюда были направлены 5 дивизий (в том числе одна танковая) из группы армий «Южная Украина», 5 пехотных дивизий из Германии, 3 пехотных дивизии из Венгрии и 6 бригад штурмовых орудий. Советские войска, готовясь к контрнаступлению противника, осуществляли перегруппировку сил и средств, срочно строили оборонительные укрепления и ставили минно-взрывные заграждения.
Немецкое командование прекрасно отдавало себе отчет в том, что Сандомирский плацдарм — это дорога вглубь Польши. Для них плацдарм представлял смертельную опасность. Поэтому немцы собирались рассечь плацдарм, осуществив удар на рассечение между двумя советскими армиями. В немецком наступлении должен был принять участие 501-й тяжелый танковый батальон (45 «Королевских тигров»). На пути немецких войск находились части 53-й гвардейской танковой бригады, которой командовал опытный командир — полковник Василий Архипов. Этот офицер к 1944 году успел накопить большой фронтовой опыт, он принимал участие еще в советско-финской войне 1939-1940 годов. Архипов грамотно построил оборону, в том числе организовав хорошо замаскированные танковые засады.
В этих боях советские танкисты впервые встретились с танками «Королевский тигр». Данная боевая машина представляла собой самый защищенный серийный немецкий танк времен войны. Верхняя лобовая деталь толщиной 150-мм установленная под хорошим углом 50 градусов была неуязвима для большинства танковых и противотанковых пушек, имевшихся в распоряжении союзников. Боевая масса танка составляла 68 тонн. Снаряд, установленной на «Королевском тигре» 88-мм пушки KwK 43 L/71, на расстоянии в 4 километра мог пробить 80-мм вертикально установленную бронеплиту, а великолепная немецкая оптика позволяла вести огонь на такую дальность. С дистанции в километр снаряд, выпущенный из пушки Тигра II, пробивал 240-мм броню.
К тому времени на вооружение Красной Армии уже поступали танки Т-34-85, но на фоне такого монстра, как «Королевский тигр», они могли похвастаться только хорошей маневренностью и подвижностью. Обновленная тридцатьчетверка получила новое 85-мм орудие, установленное в новой просторной башне с 90-мм лобовой броней. Однако толщина брони лобовой детали корпуса осталась неизменной — 45 мм. Для немецких танковых и противотанковых орудий такое бронирование не было непреодолимой преградой.
К 12 августа немцы смогли добиться некоторых тактических успехов. Используя свежие части, в том числе и новейшие тяжелые танки, они преодолели оборону пехоты и противотанковой артиллерии, отбив деревни Шидлув и Оглендув, расположенные рядом со Сташувом. На этом все успехи немецких танкистов закончились. Впереди их ждало несчастливое 13 августа, когда новейшие тяжелые танки попали в несколько умело организованных засад, при этом немцы бросили несколько новейших «Королевских тигров». На тот момент танк не был до конца доработан и страдал от различных технических проблем. Перед немецким наступлением 11 августа лишь 12 из 45 тяжелых танков 501-го батальона были на ходу, остальные вышли из строя по техническим причинам.
Александр Петрович Оськин
13 августа 1944 года в 7 часов утра немцы под прикрытием густого тумана силами в 11 тяжелых танков Тигр II и двух бронетранспортеров с пехотой начали наступление на безымянную высоту, расположенную восточное Оглендува. На восточных скатах данной высоты советскими танкистами была организована засада из двух средних танков. Одним из них был Т-34-85 гвардии лейтенанта Александра Оськина. Обложенные копнами сжатой ржи танки напоминали стога сена. Оськин подпустил немецкие танки на расстояние всего в 300 метров, после чего открыл по ним огонь. В результате три «Королевских тигра» было уничтожено, а остальные решили повернуть обратно. Александр Оськин, не зная, что новые танки противника практически неуязвимы, вступил с ними в бой и вышел из него победителем. В этом есть доля шутки, но в каждой шутке есть и доля правды.
Александр Петрович Оськин родился 7 апреля 1920 года в деревне Малое Коровино Рязанской Губернии, скончался 21 февраля 2010 года в Москве — советский танкист, участник Великой Отечественной войны, 23 сентября 1944 года был представлен к званию Героя Советского Союза, с 1975 года полковник. В годы войны Оськин последовательно командовал танками Т-26 и Т-34. Особо отличился в боях 13 августа 1944 года в рамках проведения Львовского-Сандомирской операции. 13 августа на подступах к деревне Оглендув принял участие в отражении немецкой танковой атаки превосходящих сил противника, уничтожив в бою три новейших немецких тяжелых танка, а еще один танк повредив. На следующий день его тридцатьчетверка одной из первых ворвалась в деревню Оглендув, в которой были захвачены четыре танка «Королевский тигр».
В бою экипаж танка Т-34-85 лейтенанта Оськина в составе механика-водителя А. Стеценко, командир орудия А. Мерхайдарова, заряжающего А. Халычева, радиста А. Грушина из засады смог уничтожить три новейших немецких тяжелых танка. По другой информации Оськин уничтожил только головной танк в колонне, а остальные машины были буквально изрешечены основными силами бригады и приданными средствами усиления. Но общих итогов боя это не меняет. Первое боевое применение тяжелых немецких танков Тигр II на Восточном фронте закончилось полным провалом для немецких танкистов.
Бой, в котором участвовал Александр Оськин, был не единственным. В тот же день, 13 августа, на другом участке обороны с «Королевскими тиграми» противника встретились танки ИС-2 из состава 71-го отдельного тяжелого танкового полка, который был на тот момент прикреплен к танковой бригаде Архипова. Перед рассветом взвод тяжелых танков ИС-2, которым командовал лейтенант Клименков, занял позицию также недалеко от Оглендува. Когда советская пехота пошла в атаку на деревню, солдаты заметили в кустах на ее южной окраине немецкий тяжелый танк и через посыльного сообщили об обнаруженном противнике нашим танкистам. Клименков отправился на заранее подготовленную позицию и сначала двумя выстрелами поджег дом, возле которого находился немецкий танк, подсветив его. Тигр II начал пятиться назад, но следующим выстрелом экипаж Клименкова сбил ему гусеницу. После этого немцы покинули танк и бежали. Машина была занята советскими танкистами, которые развернув башню танка открыли огонь по противнику. Позднее экипаж Клименкова несколькими выстрелами уничтожил еще один «Королевский тигр», Оглендув был отбит.
Но и на этом неудачи немецких танкистов не закончились. Еще 7 «Королевских тигров» в 14:00 попытались атаковать советские части возле Оглендува с направления высоты 271,2. Но здесь они наткнулись на находящийся в засаде ИС-2 старшего лейтенанта Удалова, который подпустил танки противника на 700-800 метров. После нескольких выстрелов он сжег один Тигр II и подбил второй. Когда немецкие танкисты, миновав засаду, начали удаляться, Удалов, использовав лесную дорогу, вывел свой танк им навстречу и с опушки леса уничтожил еще один немецкий тяжелый танк. Немцы вынуждены были повернуть назад, но вскоре снова попробовали атаковать. В этот раз они напоролись на засаду старшего лейтенанта Белякова, который открыл огонь по танкам противника с расстояния в один километр. Третьим снарядом ему удалось уничтожить один из танков, а остальные решили отойти. Всего 13 августа 1944 года советские танкисты вместе с артиллеристами отбили 7 танковых атак.
В ночь с 13 на 14 августа 53-я танковая бригада Архипова захватила четыре «Королевских тигра». Всего по отчетам советских войск, в боях, которые произошли у Шидлува-Оглендува, гитлеровцы потеряли 31 танк. При этом советские солдаты отмечали плохую подвижность «Королевских тигров», слишком большие габариты танков, которые облегчали прицеливание и частое их застревание в песчаном грунте. Один из захваченных в тех боях исправным «Королевский тигр» с бортовым номером 502 по сей день можно увидеть в бронетанковом музее в Кубинке.
Причиной полного фиаско грозных немецких тяжелых танков, которые так и не оправдали надежд гитлеровцев в боях под Сандомиром, стала умелая организация обороны советскими войсками, а также, бесспорно, мастерство наших танкистов. В то же время противник сам допустил многочисленные просчеты в тактике и планировании операции, а также крайне неудачно выбрал район использования 68-тонных боевых машин. Желание поскорее бросить в бой не доведенные до ума танки на непригодной для их использования местности закончилось для немцев полным провалом, а советские танкисты, впервые встретившие грозного противника в бою, навсегда вписали свои имена в историю.
Юферев Сергей
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
А ещё был танк МАУС 100 тонный.
- ↓
+3
«Маус» на вооружение не поступал.
В виде экспериментальных образцов остался. И в боях не участвовал.
А «Тигр II» присутствовал в панцерваффе во вполне серьёзных количествах.
- ↑
- ↓