Как одна простушка сумела изменить Сталина

Самым близким Сталину человеком в его последние годы называют Валентину Истомину. По поводу характера ее связей с вождем опубликованы статьи, напечатаны книги, имеются и кинопредположения.




Вот только эту загадку Хозяйка сталинской дачи унесла с собой в могилу, так и не прокомментировав ситуацию до смерти. Но если опираться на воспоминания ряда современников, Валентина стала последней любовью Иосифа Виссарионовича. Удивительно, что замужняя экономка смогла лучше всего подойти генералиссимусу.

Жизнь после жены


После трагедии бобылем не ходил.

Со смертью Надежды Аллилуевой в 1932-м Сталин недолго оставался одинок. В официальном браке больше ни с одной женщиной не состоял, но романы ему приписывали, правда, достоверных свидетельств тому нет. А вот его отношения с прислугой Валентиной Истоминой развивались на глазах у остального персонала. Истомина стала для вождя не просто ответственной за богатый и вкусный стол. Уже через короткое время после ее первого появления на сталинской даче в донесениях охранников значилось: «12 декабря в 4 часа утра Истомина вышла из спальни товарища Сталина и отправилась к себе». Помнила те детали и Светлана Аллилуева, писавшая о простушке-хохотушке в своей книге «Двадцать писем другу»:

«Появилась молоденькая курносая Валечка, рот которой целый день не закрывается от веселого, звонкого смеха. Проработав в Зубалово года три, она была переведена на дачу к отцу в Кунцево и осталась там до его смерти...»


Вождь был популярен среди женщин.

Валя Жбычкина появилась на свет аккурат в день революции — 7 ноября 1917-го. Не было в девушке ничего выдающегося: ни утонченной внешности, ни семи пядей во лбу. Простая и открытая деревенская девчонка, выделяющаяся разве что неутомимым оптимизмом и звонким смехом по всякому поводу. Грустить Валя не умела и видела вокруг только хорошее. В 18 лет Валентина приехала в Москву устраиваться на фабрику, где ее и заметил начальник сталинской охраны Николай Власик. Он предложил девушке «особенную работу», о какой Истомина и мечтать не смела: накрывать стол для великого вождя. Смелая Валя согласилась без раздумий. Скорее всего, девушка приглянулась Власику, и он рассчитывал держать ее поближе и добиваться благосклонности. Тогда он вряд ли допускал, чем все закончится.

На Ближнюю Дачу Валентина явилась со скромным узелком, где лежали тетрадь, шерстяная шаль и открытка с портретом Сталина. На тот момент вождь был кумиром советских девушек, и Валя не стала исключением. Новая кухарка и подавательница сразу и всем пришлась по душе. Историки спорят, была ли Валя на тот момент в браке или же повстречала Ивана Истомина из военных структур уже во время службы на Даче. Как бы там ни было, после повышения Валентины до звания дачной сестры-хозяйки Иосифа Виссарионовича муж у нее уже имелся. Очень быстро первое слово из должности отвалилось, и Истомина превратилась в Хозяйку.

Девушка без амбиций


На даче в Зубалово.

Прозвище Валентины вовсе не свидетельствует о том, что экономка вертела Сталиным как хотела. Она представляла собой очень простую и заботливую девушку без амбиций. Ей откровенно нравилось на огромной даче, которая на фоне ее крошечной однушки в Орликовом переулке казалась царским дворцом. Безусловно льстила и близость к первому в огромной стране человеку. А если к этому добавить его особое внимание к Вале, чего она себе еще недавно и представить не могла, то все становится ясно. Причины для «головокружений» у Истоминой были.

Несмотря на свое особое положение при Сталине, запросы Хозяйки всегда оставались простыми. Лично для себя она ничего не просила и только пристроила на работу двух братьев. Павел ловил для Иосифа Виссарионовича рыбу, а Федор трудился на правительственной продбазе. Оба парня вели себя максимально скромно и своими связями не злоупотребляли. Самое смелое, что мог себе иногда позволить Паша, так это попросить Сталина наполнить фужер коньяком: «Только по-народному, чтобы до самых краев». И это не было панибратством, просто Сталин тепло и по-свойски относился к родным своей Хозяйки.

Остальные служащие Дачи отмечали, что с появлением Истоминой Сталин изменился в лучшую сторону. Вел себя повеселее, чаще бывал в бодром расположении духа, охотно шутил. И, что самое удивительное, стал использовать французское белье, хотя до того никогда не уделял внимания исподнему. Дочь Светлана поясняла сложившуюся ситуацию так: вождь не любил властных и сильных женщин. С Надеждой Аллилуевой он боролся всю жизнь, и известно чем все закончилось. Валя же была абсолютно другой — покладистой, мягкой и уступчивой. Не спорила, не перебивала, не скандалила. На Сталина смотрела трепетно и без притворств видела в нем великого мужчину и человека.

Жена двоих мужей


Дожила с мужем душа в душу.

Истомина пережила Хозяина на 42 года. Потеряв свою главную опору в 36, Валя очень тяжело переживала утрату. Без малого 20 лет она была рядом, не зная человека лучше. Во время похоронной церемонии она бросилась на остывшую грудь Иосифа Виссарионовича и по-бабьему завыла, не найдя в себе сил сдерживаться. Ей и в этот раз доверили самое личное: переодеть и обмыть тело перед похоронами. Как же так вышло, что Истомина так долго была фактической женой одновременно для двух мужчин? Биографы допускают, что Валентина с ее искренней натурой любила обоих и словно перемещалась между двумя мирами. Когда Сталина не стало, Истомина больше не работала и жила с законным мужем в их скромной московской квартире. Собственных детей супруги не родили, но воспитывали осиротевшего племянника, как родного. Именно он и рассказывал о том периоде жизни в семье Истоминых.

Дача, как и квартира, была очень-очень скромной, но содержалась в идеальном порядке. И находилась она на болотах в Электроуглях, а не в Усово на Рублевке, как ходили слухи. Готовила приемная мать божественно, что неудивительно, иначе стал бы сам вождь 20 лет есть с ее рук? Конечно, Истомины не бедствовали, ведь Валентина до конца жизни получала спецпенсию, а муж Иван всегда работал. Валентина Васильевна до последнего вздоха избегала контактов с журналистами, которые особенно активно пытались заполучить волнующую информацию в 90-е, отмеченные свободой слова. Интервью давали только племянники. Они и свидетельствовали, что Истомины жили душа в душу, ссор и упреков между ними не наблюдалось. Валентина ушла из жизни в 1995 году после инсульта, а Иван — спустя 6 лет.
Источник
« Подборка душевных фотографий времён СССР
Уникальная советская субмарина-рекордсмен,... »
  • 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.