Тяжёлое кино эпохи Перестройки
Эпоха Перестройки принесла много новых, нетипичных для старого доброго Советского Союза фильмов. В большинстве своём, это были тяжёлые и местами грубые истории про противостояния поколений – детей и родителей. И это было правдой: суть заключается в том, что на руинах СССР расцвела «новая» нравственность – вернее, почти полное её отсутствие. Люди стали злыми, что неудивительно. Многие начали пить, другие работали за копейки, чтобы прокормить семью, которая не всегда ценила это…
«Авария – Дочь Мента»
В тот период досталось даже советским кумирам. Если раньше при встрече с ними люди просили автографы и делали комплименты, то на рубеже 80-х и 90-х многие лишь потешались над некогда звёздами, оставшимися без работы… К примеру, одна история гласит, как столкнувшись с Евгением Леоновым группа мужиков начала хамить артисту, иронично говоря:
«Что, как живётся без работы? Теперь и ты – один из простых смертных!»
Друг актёра был свидетелем этого малоприятного диалога. К чему это мы? К тому, что когда СССР фактически не стало, ценности и настроения у людей кардинально изменились. Человечность и сострадание постепенно «вышли» из моды, и даже самые близкие люди могли жить под одной крышей, и при этом относится друг к другу как шакалы… И скандальный фильм 1989 года «Авария – Дочь Мента» хорошо это показывает.
Из фильма «Авария – Дочь Мента»
Можно решить, что Валерия – главная зачинщица скандалов, но по мере продвижения сюжетной линии становится очевидно: убери её из фильма, и общая картина не поменяется. Её родня как не могла терпеть друг друга, так и не будет. Однако весь фильм сосредоточен именно вокруг Валерии, что делает её главной «звездой» всех бедствий. Но почему же этот фильм тяжёлый к просмотру?
Дело в том, что здесь показана тяжёлая реальность Перестройки: неконтролируемые подростки, сомнительные тусовки с последствиями, абсолютно наплевательское отношение к старшим… В фильме «Авария» часто доводит своего деда, ветерана, до слёз и даже инфаркта! При том, что он хорошо к ней относится, готов найти для внучки дефицитные кроссовки и даже старается закрывать глаза на её выходки.
Валерия чувствует, что ей всё дозволено – она же дочь мента, как-никак. И она пользуется этой привилегией, заявляя на каждом шагу, что её отец всё «разрулит». По итогу так и происходит: несмотря ни на что, отец действительно берётся за спасение своей пропадающей дочери, что не могло не вызвать у публики тёплый отклик: «Всё же какие-то семейные ценности, какая-то любовь между ними сохранилась...». Конечно, всё это заставляет нас посочувствовать мужчине, и лишний раз поймать себя на мысли, какая же ужасная у него дочурка. Но постепенно, особенно по мере взросления самого зрителя, становится очевидно: человек таким не рождается. Таким его делают окружающие внешние факторы. Поэтому рано или поздно сострадание начинаешь испытывать и к самой Валерии…
Из фильма «Авария – Дочь Мента»
Это глубокая кинокартина, наводящая на долгие размышления. Она оставляет тёмный осадок, можно сказать грязный. И это делает её «одноразовой» – очень сомнительно, что кто-то решится пересмотреть её ещё раз, и ещё раз обречет себя на чувство грязи и печали… Фильм не для каждого, но очень реальный и жизненный – возможно, своей скандальностью он и продолжает привлекать к себе внимание, в том числе и молодого поколения?
Первый прототип – бунтарка, которая всюду заявляла, что она «дочь мента». А вторая – непосредственно сама «Авария», вернее Ирина. Такую кличку она получила потому, что все её выходки заканчивались либо скандалом, либо катастрофой… «Авария» запомнилась особенно примечательным инцидентом, который произошёл на концерте «Чудо-юдо»: тогда в Московской рок-лаборатории проходил «Фестиваль надежд-87», и Ирина вышла на сцену в чём мать родила, что говорится. Это был настоящий резонанс: скандал был таким громким, что рок-лаборатория оказалась на грани закрытия!
«Авария – Дочь Мента»
В тот период досталось даже советским кумирам. Если раньше при встрече с ними люди просили автографы и делали комплименты, то на рубеже 80-х и 90-х многие лишь потешались над некогда звёздами, оставшимися без работы… К примеру, одна история гласит, как столкнувшись с Евгением Леоновым группа мужиков начала хамить артисту, иронично говоря:
«Что, как живётся без работы? Теперь и ты – один из простых смертных!»
Друг актёра был свидетелем этого малоприятного диалога. К чему это мы? К тому, что когда СССР фактически не стало, ценности и настроения у людей кардинально изменились. Человечность и сострадание постепенно «вышли» из моды, и даже самые близкие люди могли жить под одной крышей, и при этом относится друг к другу как шакалы… И скандальный фильм 1989 года «Авария – Дочь Мента» хорошо это показывает.
«Человечности не осталось?»
«Авария – Дочь Мента» – яркое и тяжёлое к просмотру кино эпохи Перестройки, которое поднимает такие социальные проблемы, как взаимная неприязнь между родными людьми, неудовлетворенность общественным строем, агрессия, дерзость и хамство, наплевательское отношение к окружающим… В центре сюжета – Валерия по кличке «Авария», которую она получила из-за его проблемного характера. Она – трудный подросток. Её отец – мент, а мать – настоящий псих! У Валерии есть дед, который находит различные дефицитные товары. Несмотря на то, что они – семья, отношения между всеми героями, мягко говоря, непростые.Из фильма «Авария – Дочь Мента»
Можно решить, что Валерия – главная зачинщица скандалов, но по мере продвижения сюжетной линии становится очевидно: убери её из фильма, и общая картина не поменяется. Её родня как не могла терпеть друг друга, так и не будет. Однако весь фильм сосредоточен именно вокруг Валерии, что делает её главной «звездой» всех бедствий. Но почему же этот фильм тяжёлый к просмотру?
Дело в том, что здесь показана тяжёлая реальность Перестройки: неконтролируемые подростки, сомнительные тусовки с последствиями, абсолютно наплевательское отношение к старшим… В фильме «Авария» часто доводит своего деда, ветерана, до слёз и даже инфаркта! При том, что он хорошо к ней относится, готов найти для внучки дефицитные кроссовки и даже старается закрывать глаза на её выходки.
Валерия чувствует, что ей всё дозволено – она же дочь мента, как-никак. И она пользуется этой привилегией, заявляя на каждом шагу, что её отец всё «разрулит». По итогу так и происходит: несмотря ни на что, отец действительно берётся за спасение своей пропадающей дочери, что не могло не вызвать у публики тёплый отклик: «Всё же какие-то семейные ценности, какая-то любовь между ними сохранилась...». Конечно, всё это заставляет нас посочувствовать мужчине, и лишний раз поймать себя на мысли, какая же ужасная у него дочурка. Но постепенно, особенно по мере взросления самого зрителя, становится очевидно: человек таким не рождается. Таким его делают окружающие внешние факторы. Поэтому рано или поздно сострадание начинаешь испытывать и к самой Валерии…
Из фильма «Авария – Дочь Мента»
Это глубокая кинокартина, наводящая на долгие размышления. Она оставляет тёмный осадок, можно сказать грязный. И это делает её «одноразовой» – очень сомнительно, что кто-то решится пересмотреть её ещё раз, и ещё раз обречет себя на чувство грязи и печали… Фильм не для каждого, но очень реальный и жизненный – возможно, своей скандальностью он и продолжает привлекать к себе внимание, в том числе и молодого поколения?
«Реальная Авария» – история прототипа
Образ проблемного подростка хоть и был распространён в те годы, но в случае с кинокартиной Михаила Туманишвили возник не из воздуха. Более того: у Валерии было сразу два прототипа! Оба и подарили фильму название…Первый прототип – бунтарка, которая всюду заявляла, что она «дочь мента». А вторая – непосредственно сама «Авария», вернее Ирина. Такую кличку она получила потому, что все её выходки заканчивались либо скандалом, либо катастрофой… «Авария» запомнилась особенно примечательным инцидентом, который произошёл на концерте «Чудо-юдо»: тогда в Московской рок-лаборатории проходил «Фестиваль надежд-87», и Ирина вышла на сцену в чём мать родила, что говорится. Это был настоящий резонанс: скандал был таким громким, что рок-лаборатория оказалась на грани закрытия!
Заключение
Итак: несмотря ни на что, «Авария – Дочь Мента» нашла признание. Пускай и не самое пылкое… Конечно, критики было больше, чем похвалы (который почти не было вообще). И всё же: главный судья – это зритель. Только он решает, станет ли картина долгоиграющей классикой, или нет. Как можем судить – пусть и не классикой, но ярким и по-прежнему актуальным эхом Перестройки «Авария – Дочь Мента» всё же стала.А что вы думаете об этом фильме: в чём заключается его суть, и можно ли его назвать достойным для своего времени?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
А потом Оксана Арбузова, исполнительница главной роли, вышла замуж за Ивана Охлобыстина.
- ↓
0
Отличная пара)
- ↑
- ↓
+3
Нам так хотелось понравиться американцам, что готовы были снимать штаны и на улице и в кино. Слов нет, позорище.
- ↓
+2
Арбузова классная. Она в следующем году во французском фильме снялась, где для её сцены Виктор Цой позволил использовать свою композицию.
- ↓
0
Всё просто, товарищи, после сладкого охота кислое, а сей час, на оборот. Пусть будет и то, и другое.
- ↓
+1
Тяжелое кино.
- ↓
+5
Нормальный человек так себя не поведёт как та группа мужиков по отношению к Евгению Леонову Сами наверное по несколько раз ходили на его фильмы
- ↓
+7
Да, фильм чернушный в показе окружающей действительности. Но ведь когда девушка попадает в угрожающую ситуацию, то все семейные распри забываются и выясняется, что отец очень любит свою дочь, а дочь отца.
- ↓
+16
Обобщающее название для перестроечного кинематографа — чернуха. Выискивали грязь, где только можно, и — крупным планом, под микроскопом. Общая идея понятна — выдави из себя «с о в о к» и заживешь как человек — на улицах пальмы вырастут а на работу на Бентли ездить будешь. Хотя, какая работа? Работают ведь только в «с о в к е», а там — только тусовки и развлечения. Параллельно с нашими, разоблачающими всё и всех, фильмами какие показывали иностранные фильмы — веселые молодежные комедии о беззаботной жизни в обществе без проблем.
- ↓
+5
С первого просмотра, полная неприязнь к этому фильму, скорее к «героине»…
- ↓
+17
Кино соответствует той жизни тогда. Пришли к власти жулики всех мастей, предатели интересов страны, величайшие демагоги, бездельники, пьяницы и алкаши. Результат на лицо в целом и в лицах кино(хорошо отобразили). Современные фильмы мало смотрю, т.к. они не отображают менталитет нашего народа, а что то усреднённое между Европой и Америкой!
- ↓