Тяжёлое кино эпохи Перестройки

Эпоха Перестройки принесла много новых, нетипичных для старого доброго Советского Союза фильмов. В большинстве своём, это были тяжёлые и местами грубые истории про противостояния поколений – детей и родителей. И это было правдой: суть заключается в том, что на руинах СССР расцвела «новая» нравственность – вернее, почти полное её отсутствие. Люди стали злыми, что неудивительно. Многие начали пить, другие работали за копейки, чтобы прокормить семью, которая не всегда ценила это…



«Авария – Дочь Мента»

В тот период досталось даже советским кумирам. Если раньше при встрече с ними люди просили автографы и делали комплименты, то на рубеже 80-х и 90-х многие лишь потешались над некогда звёздами, оставшимися без работы… К примеру, одна история гласит, как столкнувшись с Евгением Леоновым группа мужиков начала хамить артисту, иронично говоря:

«Что, как живётся без работы? Теперь и ты – один из простых смертных!»

Друг актёра был свидетелем этого малоприятного диалога. К чему это мы? К тому, что когда СССР фактически не стало, ценности и настроения у людей кардинально изменились. Человечность и сострадание постепенно «вышли» из моды, и даже самые близкие люди могли жить под одной крышей, и при этом относится друг к другу как шакалы… И скандальный фильм 1989 года «Авария – Дочь Мента» хорошо это показывает.

«Человечности не осталось?»

«Авария – Дочь Мента» – яркое и тяжёлое к просмотру кино эпохи Перестройки, которое поднимает такие социальные проблемы, как взаимная неприязнь между родными людьми, неудовлетворенность общественным строем, агрессия, дерзость и хамство, наплевательское отношение к окружающим… В центре сюжета – Валерия по кличке «Авария», которую она получила из-за его проблемного характера. Она – трудный подросток. Её отец – мент, а мать – настоящий псих! У Валерии есть дед, который находит различные дефицитные товары. Несмотря на то, что они – семья, отношения между всеми героями, мягко говоря, непростые.



Из фильма «Авария – Дочь Мента»

Можно решить, что Валерия – главная зачинщица скандалов, но по мере продвижения сюжетной линии становится очевидно: убери её из фильма, и общая картина не поменяется. Её родня как не могла терпеть друг друга, так и не будет. Однако весь фильм сосредоточен именно вокруг Валерии, что делает её главной «звездой» всех бедствий. Но почему же этот фильм тяжёлый к просмотру?


Дело в том, что здесь показана тяжёлая реальность Перестройки: неконтролируемые подростки, сомнительные тусовки с последствиями, абсолютно наплевательское отношение к старшим… В фильме «Авария» часто доводит своего деда, ветерана, до слёз и даже инфаркта! При том, что он хорошо к ней относится, готов найти для внучки дефицитные кроссовки и даже старается закрывать глаза на её выходки.


Валерия чувствует, что ей всё дозволено – она же дочь мента, как-никак. И она пользуется этой привилегией, заявляя на каждом шагу, что её отец всё «разрулит». По итогу так и происходит: несмотря ни на что, отец действительно берётся за спасение своей пропадающей дочери, что не могло не вызвать у публики тёплый отклик: «Всё же какие-то семейные ценности, какая-то любовь между ними сохранилась...». Конечно, всё это заставляет нас посочувствовать мужчине, и лишний раз поймать себя на мысли, какая же ужасная у него дочурка. Но постепенно, особенно по мере взросления самого зрителя, становится очевидно: человек таким не рождается. Таким его делают окружающие внешние факторы. Поэтому рано или поздно сострадание начинаешь испытывать и к самой Валерии…



Из фильма «Авария – Дочь Мента»

Это глубокая кинокартина, наводящая на долгие размышления. Она оставляет тёмный осадок, можно сказать грязный. И это делает её «одноразовой» – очень сомнительно, что кто-то решится пересмотреть её ещё раз, и ещё раз обречет себя на чувство грязи и печали… Фильм не для каждого, но очень реальный и жизненный – возможно, своей скандальностью он и продолжает привлекать к себе внимание, в том числе и молодого поколения?

«Реальная Авария» – история прототипа

Образ проблемного подростка хоть и был распространён в те годы, но в случае с кинокартиной Михаила Туманишвили возник не из воздуха. Более того: у Валерии было сразу два прототипа! Оба и подарили фильму название…


Первый прототип – бунтарка, которая всюду заявляла, что она «дочь мента». А вторая – непосредственно сама «Авария», вернее Ирина. Такую кличку она получила потому, что все её выходки заканчивались либо скандалом, либо катастрофой… «Авария» запомнилась особенно примечательным инцидентом, который произошёл на концерте «Чудо-юдо»: тогда в Московской рок-лаборатории проходил «Фестиваль надежд-87», и Ирина вышла на сцену в чём мать родила, что говорится. Это был настоящий резонанс: скандал был таким громким, что рок-лаборатория оказалась на грани закрытия!

Заключение

Итак: несмотря ни на что, «Авария – Дочь Мента» нашла признание. Пускай и не самое пылкое… Конечно, критики было больше, чем похвалы (который почти не было вообще). И всё же: главный судья – это зритель. Только он решает, станет ли картина долгоиграющей классикой, или нет. Как можем судить – пусть и не классикой, но ярким и по-прежнему актуальным эхом Перестройки «Авария – Дочь Мента» всё же стала.

А что вы думаете об этом фильме: в чём заключается его суть, и можно ли его назвать достойным для своего времени?

« Советская жизнь в 1958 году
Занимательная история о том, как советский... »
  • +86

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+9
Теперь «Авария» жена Олобыстина и мать 5 детей))
+18
Смотрел этот фильм будучи студентом, и желания пересматривать не было ни разу. Более того, сегодня я понимаю, что под видом «протеста молодёжи против образа жизни и мышления родителей- » совков"", направляли энергию этой молодёжи на разрушение строя.В результате вместо условной «простуды» общества, получили «Чуму». Да, а фильм был на один раз, и то в условиях когда больше смотреть нечего.
+6
Повесть мне понравилась гораздо больше, чем фильм. Фильм слишком «упростили», а расставив с самого начала акценты и развесив ярлыки, «освободили» зрителя от мыслительных процессов. А под лозунгом «Даёшь правду жизни!» из хорошей, в общем, книги сделали очередную чернуху. Сильно поражаюсь, как в эту «фильму» не вкрутили линию Сталина?
+20
С таких фильмов началась деградация отечественного кинематографа.
+1
А сейчас продолжается.
+1
Это была деградация всего общества
+17
Совершенно верно, скажу даже больше, деградация всего отечественного (русского) искусства. Что кинематограф, что театр, что живопись… театральные постановки «перестроечного» периода — это та еще история, со сцены лилась пошлость, мат и непотребщина.
+16
Во время «перестройки» под вывеской «говорю только правду» началось настоящее очернение всего и вся. На кой нужны позитивные примеры, когда гораздо быстрее прославишься вываливая на зрителя злобу и хамство.