Осколок советской империи

От автора: Свора натовских офицеров откровенно мёрзла на неприветливом продуваемом заполярными ветрами летном поле бывшего советского аэродрома с будто издевательским названием Африканда. Мёрзла и недоумевала — с момента разгрома советской империи прошло с десяток лет, за которые истребительная авиация русских должна была без должного ухода была деградировать до откровенного лапотного состояния. Но комиссия бывшего вероятного противника с плохо скрываемым удивлением созерцала на готовый «отлично» боеготовый истребительный авиаполк на ухоженном аэродроме.








Расплата за натовский конфуз настигла 470-й гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительный авиационный полк в сентябре 2001 года, когда в Африканду пришёл приказ о его расформировании.




Фотографии Михаила Дёмина из сообщества vk.com/afrikanda51, обработка автора.

Часть истребителей истребителей Су-27 перевели на аэродром Килпъявр, загружая их, судя по имеющимся фотографиям, в разобранном виде в транспортный АН-22. Увы, в 2009 году летное поле Килпъявра также было оставлено, а Су-27 брошены на стоянке дежурного звена.





Гарнизон Африканды, всегда бывший костью в горле противника, опустел. Одноименный полевой грунтовый аэродром был создан еще в годы Великой Отечественной войны и довольно подробно был задокументирован аэрофотосъемкой Люфтваффе. Отечественных фотографий периода Великой Отечественной войны сохранилось немного из-за запрета снимать военный городок и аэродром. Современное летное поле было построено в 1953 году чуть западнее.



Экипаж советского самолета-разведчика американского производства Дуглас А-20 Бостон гвардии майора Василия Дончука перед вылетом на боевое задание с аэродрома Африканда. 21 октября 1944 при выполнении боевого вылета на аэрофотосъемку дорог, населенных пунктов и аэродромов на оккупированной нацистами территории Финляндии и Норвегии экипаж не вернулся с задания. 2 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР Василию Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вероятно советский самолет был сбит в районе норвежского поселка Клуббукт (коммуна Нессебю) и объятый пламенем врезался в воды фьорда недалеко от побережья (глубина примерно 40-70 метров). По всей видимости, сбитый Бостон с экипажем там остается и по сей день.




Автор побывал на аэродроме Африканды в мае 2021 года, где в заброшенной и разграбленной технико-эксплуатационной части еще сохранился большой плакат, посвященный победе в Великой Отечественной войне.





На высоком ангаре сохранился знак в/ч 26391, а внутренние помещения ТЭЧ поражают своими огромными размерами. В разные годы здесь обслуживались истребители Миг-15, МиГ-17 и МиГ-19, Су-15ТМ и Су-27, помещаясь сюда целиком.




Автор бывал на многих аэродромах времен холодной войны по обе стороны границы. Большинство летных полей Норвегии и Финляндии построены еще Третьим Рейхом в годы Второй мировой войны и ни одно из них не было заброшено, в крайнем случае будучи законсервировано со всей инфраструктурой и готовое вступить в строй за максимально короткий срок.





Даже спустя 20 лет после оставления авиабазы создается впечатление, что Ариканду бросали в спешке, как при отступлении на войне отставляя всю инфраструктуру, технику и документацию. Только после летчиков на аэродром приходили не солдаты противника, а наши же охотники за металлом, готовые порезать и сдать за деньги хоть Родину, хоть мать родную.





Почему не было вывезено имущество, законсервирована капитальная инфраструктура аэродрома и расположенного рядом посёлка Африканда или оставлена хотя бы минимальная охрана — вопрос риторический.




На заброшенный военный аэродром ведет одна дорога, через посёлок, железнодорожные пути с постоянно проходящими составами из кировских рудников и закрытыми на амбарный замок железными воротами. Судя по следам машин и квадроциклов ключ есть у кого-то из местных жителей, но здесь я не встретил ни одной живой души. Длина ВПП около 2,5 километров, обойти пешком и осмотреть за день все капониры, стоянки, рулежные дорожки, хранилища, а также ТЭЧ, штаб, пожарную часть, гаупвахту, баню и прочие объекты довольно сложно.





Даже самый большой в мире турбовинтовой транспортный самолет Ан-22, прилетавший перед оставлением гарнизона забирать разобранные Су-27, не кажется таким огромным на стоянке аэродрома Африканда. Сейчас посадка на ВВП для серьезной техники может стать последней — полоса заросла кустарником и даже мелкими деревьями и покрыта слоем мелкого мусора и песка и гравия.



Фотографии Михаила Дёмина из сообщества vk.com/afrikanda51, обработка автора.

Про забавное название Африканды существует древняя байка об упарившихся в редкую заполярную жару строителях железной дороги, сравнивших местность с Африкой и их начальника по фамилии Африкандов. Более близки к истине воспоминания о геологах, нашедших здесь в начале прошлого века рудные месторождение и переиначивших на свой шуточный лад местный саамский топоним Охта-канда (охт – туча, канть – сухое место среди болота).





Главная особенность аэродрома Африканда — несчетное количество арочных железобетонных укрытий для самолетов, на большинстве из которых сохранились распашные металлические ворота. Слой дерна, когда-то выложенный на этих капонирах для маскировки, в некоторых местах уже порос деревьями.





По весьма спорной, но распространенной легенде, толщина стенок подобных ангаров должна была защищать технику от прямых попадания авиабомб, ракет и даже выдерживать ударную волну ядерного взрыва. В действительности арочные укрытия прежде всего защищают самолеты от поражения осколками, ударными волнами и светового излучения после атомного взрыва. В нынешние времена укрытые в капонире борта затрудняют сбор спутниковых разведданных и защищают от атак беспилотников.





В 1990 году, на излете советской империи, натовские разведчики насчитывали на аэродроме Африканда 39 истребителей-перехватчиков Су-15ТМ. Однако они, как и позднее поступившие на вооружение авиаполка Су-27, в отличии от относительно компактных МиГ-17 и МиГ-19, уже не помешались в железобетонные укрытия по размаху крыла. Так и базировались Сушки под открытым небом, рядом с пустыми ангарами, что хорошо видно на сохранившихся фотографиях.





За 20 лет скудная природа Заполярья не смогла полностью захватить бетон аэродрома, но к некоторым объектам приходится пробиваться почти как через джунгли. Где-то у середины взлетно-посадочной полосы расположен пункт управления полетами (хотя автор мог неверно определить назначение объекта). Под диспетчерской — средних размеров бункер, разграбленный, как и всё остальное на аэродроме.





Не открою военную тайну, но рядом с Африкандой еще остались подразделения Минобороны. На высокой сопке на одноименным поселком стоит часть то ли связистов, то ли пвошников. Я больше верю в часть радиоэлектронной борьбы, ибо мой плохенький дрон дважды чётко долетал ровно до середины летного поля и терял совесть все возможные спутники и связь с пультом управления, а на третий раз наглухо отказался даже взлетать. Кстати, как сиделось пвошникам, когда аэродром, хорошо видимый с их высокой сопки, грабили металлисты, вывозя свой хабар грузовиками?



Если ли будущее у аэродрома Африканды, ведь каждый год появляются новые слухи то о прибытии вертолетного полка, то о создании запасного аэродрома в связи с вступлением в соседней Финляндии (до нее около 120 километров) в НАТО? Увы, дорогостоящую инфраструктуру аэродрома нужно создавать фактически заново, а советская система ПВО, строившаяся на большом количестве приграничных аэродромов, уже не так актуальна с появлением новой техники. Близость летных полей к границе вероятного противника обернется поражением техники ракетной артиллерией и беспилотниками. Есть и более фатальный фактор – разработка нового Африкандского месторождения редкоземельных металлов, которое уже подбирается к старому аэродрому Великой Отечественной войны. Взрывные работы на планируемых рудниках уже передавали привет чуткой технике пвошников на сопке над летным полем.
Не знаю, какие отношения у новых «африкандских» олигархов с Минобороны, но финансовые интересы в нашей стране побеждают практически всегда.
Таким автор увидел очередное заброшенное летное поле советской эпохи и вполне может стать, что единственным напоминанием о советском аэродроме с забавным названием Африканда, будет памятник спасенному от распила на металл МиГ-19 в соседнем городе Полярные Зори.
« Редкие снимки товарища Сталина из ранних лет...
Как ансамбль Александрова покорил весь мир »
  • +126

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Да, больно смотреть…
0
  • avatar
  • Conan
Жаль, что все заброшено и не используется по назначению.
-2
Отличный репортаж. Ну, а что касается заброшенности аэродрома — значит МО по каким-либо — финансовым, хозяйственным и стратегическим или иным мотивам — посчитало его более ненужным. И вполне возможно, каком-то другом краю уже построило ему более современную замену.
+16
Нас могли победить изнутри так и случилось, такую мощь как СССР силой не взять
+6
СССР-назад в будущие.
+17
Сколько таких заброшенных объектов на территории России… Счёта нет… Как больно смотреть на результаты своего труда строителя глядя на подобные фотографии. Сколько заводов, фабрик, военных объектов, кораблей, машин, оборудования пошло под нож ради угодить Западу, ради разрешения для нуворишей купить дачу где-нибудь у теплых морей. Коммунисты дорвались до дележа кормушки!
+11
Автору спасибо! Депутатам Госдумы за непредотвращение подобных случаев, за не защиту подобных национальных интересов не спасибо!
+13
Мы все проклинаем Горбачева и Ельцина, а давайте вспомним, кто нас «поднимал с колен» в 2001, когда уничтожили Африканду. И кто фактически рулил страной на посту председателя правительства в 2009, когда ликвидировали Килпъявру. Это касательно только данной статьи.
+24
Не знаю, какие отношения у новых «африкандских» олигархов с Минобороны, но финансовые интересы в нашей стране побеждают практически всегда. В самую точку. Бабло побеждает всё…
+21
Разграбили все не МЕТАЛЛИСТЫ, воры правящие.
+2
Металлистам, цветметчикам — нужны телесные наказания. Причём публично. Эти люди, а точнее нелюди наносят огромный вред. Нужно воспитывать так — пусть заброшено, а ты не трогай! Не трогай и всё! Чтобы без полиции в человеке, в душе его — был внутренний запрет.
+2
Надо было уходя по периметру аэродрома всё заминировать. Ну есть же машины дистанционного минирования.