Осколок советской империи

От автора: Свора натовских офицеров откровенно мёрзла на неприветливом продуваемом заполярными ветрами летном поле бывшего советского аэродрома с будто издевательским названием Африканда. Мёрзла и недоумевала — с момента разгрома советской империи прошло с десяток лет, за которые истребительная авиация русских должна была без должного ухода была деградировать до откровенного лапотного состояния. Но комиссия бывшего вероятного противника с плохо скрываемым удивлением созерцала на готовый «отлично» боеготовый истребительный авиаполк на ухоженном аэродроме.








Расплата за натовский конфуз настигла 470-й гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительный авиационный полк в сентябре 2001 года, когда в Африканду пришёл приказ о его расформировании.




Фотографии Михаила Дёмина из сообщества vk.com/afrikanda51, обработка автора.

Часть истребителей истребителей Су-27 перевели на аэродром Килпъявр, загружая их, судя по имеющимся фотографиям, в разобранном виде в транспортный АН-22. Увы, в 2009 году летное поле Килпъявра также было оставлено, а Су-27 брошены на стоянке дежурного звена.





Гарнизон Африканды, всегда бывший костью в горле противника, опустел. Одноименный полевой грунтовый аэродром был создан еще в годы Великой Отечественной войны и довольно подробно был задокументирован аэрофотосъемкой Люфтваффе. Отечественных фотографий периода Великой Отечественной войны сохранилось немного из-за запрета снимать военный городок и аэродром. Современное летное поле было построено в 1953 году чуть западнее.



Экипаж советского самолета-разведчика американского производства Дуглас А-20 Бостон гвардии майора Василия Дончука перед вылетом на боевое задание с аэродрома Африканда. 21 октября 1944 при выполнении боевого вылета на аэрофотосъемку дорог, населенных пунктов и аэродромов на оккупированной нацистами территории Финляндии и Норвегии экипаж не вернулся с задания. 2 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР Василию Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вероятно советский самолет был сбит в районе норвежского поселка Клуббукт (коммуна Нессебю) и объятый пламенем врезался в воды фьорда недалеко от побережья (глубина примерно 40-70 метров). По всей видимости, сбитый Бостон с экипажем там остается и по сей день.




Автор побывал на аэродроме Африканды в мае 2021 года, где в заброшенной и разграбленной технико-эксплуатационной части еще сохранился большой плакат, посвященный победе в Великой Отечественной войне.





На высоком ангаре сохранился знак в/ч 26391, а внутренние помещения ТЭЧ поражают своими огромными размерами. В разные годы здесь обслуживались истребители Миг-15, МиГ-17 и МиГ-19, Су-15ТМ и Су-27, помещаясь сюда целиком.




Автор бывал на многих аэродромах времен холодной войны по обе стороны границы. Большинство летных полей Норвегии и Финляндии построены еще Третьим Рейхом в годы Второй мировой войны и ни одно из них не было заброшено, в крайнем случае будучи законсервировано со всей инфраструктурой и готовое вступить в строй за максимально короткий срок.





Даже спустя 20 лет после оставления авиабазы создается впечатление, что Ариканду бросали в спешке, как при отступлении на войне отставляя всю инфраструктуру, технику и документацию. Только после летчиков на аэродром приходили не солдаты противника, а наши же охотники за металлом, готовые порезать и сдать за деньги хоть Родину, хоть мать родную.





Почему не было вывезено имущество, законсервирована капитальная инфраструктура аэродрома и расположенного рядом посёлка Африканда или оставлена хотя бы минимальная охрана — вопрос риторический.




На заброшенный военный аэродром ведет одна дорога, через посёлок, железнодорожные пути с постоянно проходящими составами из кировских рудников и закрытыми на амбарный замок железными воротами. Судя по следам машин и квадроциклов ключ есть у кого-то из местных жителей, но здесь я не встретил ни одной живой души. Длина ВПП около 2,5 километров, обойти пешком и осмотреть за день все капониры, стоянки, рулежные дорожки, хранилища, а также ТЭЧ, штаб, пожарную часть, гаупвахту, баню и прочие объекты довольно сложно.





Даже самый большой в мире турбовинтовой транспортный самолет Ан-22, прилетавший перед оставлением гарнизона забирать разобранные Су-27, не кажется таким огромным на стоянке аэродрома Африканда. Сейчас посадка на ВВП для серьезной техники может стать последней — полоса заросла кустарником и даже мелкими деревьями и покрыта слоем мелкого мусора и песка и гравия.



Фотографии Михаила Дёмина из сообщества vk.com/afrikanda51, обработка автора.

Про забавное название Африканды существует древняя байка об упарившихся в редкую заполярную жару строителях железной дороги, сравнивших местность с Африкой и их начальника по фамилии Африкандов. Более близки к истине воспоминания о геологах, нашедших здесь в начале прошлого века рудные месторождение и переиначивших на свой шуточный лад местный саамский топоним Охта-канда (охт – туча, канть – сухое место среди болота).





Главная особенность аэродрома Африканда — несчетное количество арочных железобетонных укрытий для самолетов, на большинстве из которых сохранились распашные металлические ворота. Слой дерна, когда-то выложенный на этих капонирах для маскировки, в некоторых местах уже порос деревьями.





По весьма спорной, но распространенной легенде, толщина стенок подобных ангаров должна была защищать технику от прямых попадания авиабомб, ракет и даже выдерживать ударную волну ядерного взрыва. В действительности арочные укрытия прежде всего защищают самолеты от поражения осколками, ударными волнами и светового излучения после атомного взрыва. В нынешние времена укрытые в капонире борта затрудняют сбор спутниковых разведданных и защищают от атак беспилотников.





В 1990 году, на излете советской империи, натовские разведчики насчитывали на аэродроме Африканда 39 истребителей-перехватчиков Су-15ТМ. Однако они, как и позднее поступившие на вооружение авиаполка Су-27, в отличии от относительно компактных МиГ-17 и МиГ-19, уже не помешались в железобетонные укрытия по размаху крыла. Так и базировались Сушки под открытым небом, рядом с пустыми ангарами, что хорошо видно на сохранившихся фотографиях.





За 20 лет скудная природа Заполярья не смогла полностью захватить бетон аэродрома, но к некоторым объектам приходится пробиваться почти как через джунгли. Где-то у середины взлетно-посадочной полосы расположен пункт управления полетами (хотя автор мог неверно определить назначение объекта). Под диспетчерской — средних размеров бункер, разграбленный, как и всё остальное на аэродроме.





Не открою военную тайну, но рядом с Африкандой еще остались подразделения Минобороны. На высокой сопке на одноименным поселком стоит часть то ли связистов, то ли пвошников. Я больше верю в часть радиоэлектронной борьбы, ибо мой плохенький дрон дважды чётко долетал ровно до середины летного поля и терял совесть все возможные спутники и связь с пультом управления, а на третий раз наглухо отказался даже взлетать. Кстати, как сиделось пвошникам, когда аэродром, хорошо видимый с их высокой сопки, грабили металлисты, вывозя свой хабар грузовиками?



Если ли будущее у аэродрома Африканды, ведь каждый год появляются новые слухи то о прибытии вертолетного полка, то о создании запасного аэродрома в связи с вступлением в соседней Финляндии (до нее около 120 километров) в НАТО? Увы, дорогостоящую инфраструктуру аэродрома нужно создавать фактически заново, а советская система ПВО, строившаяся на большом количестве приграничных аэродромов, уже не так актуальна с появлением новой техники. Близость летных полей к границе вероятного противника обернется поражением техники ракетной артиллерией и беспилотниками. Есть и более фатальный фактор – разработка нового Африкандского месторождения редкоземельных металлов, которое уже подбирается к старому аэродрому Великой Отечественной войны. Взрывные работы на планируемых рудниках уже передавали привет чуткой технике пвошников на сопке над летным полем.
Не знаю, какие отношения у новых «африкандских» олигархов с Минобороны, но финансовые интересы в нашей стране побеждают практически всегда.
Таким автор увидел очередное заброшенное летное поле советской эпохи и вполне может стать, что единственным напоминанием о советском аэродроме с забавным названием Африканда, будет памятник спасенному от распила на металл МиГ-19 в соседнем городе Полярные Зори.
« Редкие снимки товарища Сталина из ранних лет...
Как ансамбль Александрова покорил весь мир »
  • +126

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+13
Лучше СССР ничего и нет.
+12
в РСФСР было 1,8 млн. военных… сейчас, вроде, 900тыщ, хотя сумливаюсь очень… Сколько училищ уничтожено, сколько боеприпасов, гарнизонных складов, оборонных предприятий и т.д.… Гитлер отдыхает… Защищаются только корпоративные интересы объединенной банды сп… И, если, вдруг, соблюдаются интересы людей-государства, то это только кратковременное совпадение… ничего народу не дающее, в итоге. Жаль, что народ этого не понимает…
+20
Автор, вы как будто с луны свалились, а не жили все эти годы в стране под чутким руководством чубайса и чубайсят и гадарят
+16
Жаль конечно аэродром, но это беда всех брошенных военных городков. Помню в начале 2000х с грустью рассматривал фото своего городка (служил там в конце 70х) в подобной статье. И это не в России — Южный Казахстан.