Почему немцы не смогли в итоге взять Москву в 1941 году?

Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года стало для вермахта полной неожиданностью. Немцы были уверены, что с Красной Армией уже покончено.

Немецкий солдат сдается в плен в районе Солнечногорска

фото: Самарий Гурарий

Начальный период операции «Барбаросса» был для Красной Армии настоящим кошмаром. В течение нескольких месяцев вермахт оккупировал всю Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины. Сотни тысяч советских солдат погибли или попали в плен, а немцы вплотную подошли к главным городам страны — Ленинграду и Москве.

Немецкая пехота на Восточном фронте


фото: S. National Archives and Records Administration

В начале октября 1941 года всего лишь в 200 км от столицы под Вязьмой четыре советских армии, попав в окружение, потеряли убитыми, ранеными и пленными около миллиона человек. Москва оказалась практически беззащитной. 15 октября в городе началась паника: жители массово бежали на восток, хаос сопровождался мародерством и разбоем. «На улице кучка людей выламывала двери магазина, кто-то уже тащил продукты», — вспоминала инженер Сусанна Карпачева: «По шоссе тянулся непрерывный поток людей с рюкзаками, шли легковые и грузовые машины с домашним скарбом. Сегодня люди покидали Москву так же, как вчера Вязьму». Лишь жесткими мерами, введением комендантского часа и военных патрулей властям удалось нормализовать ситуацию.

Москвичи на строительстве оборонительных сооружений.


фото: Борис Вдовенко

Пока резервные части из Сибири, Урала и Дальнего Востока не прибыли на защиту столицы, советское командование пыталось выиграть время и задержать противника как можно дольше. На спешно сооруженные оборонительные рубежи на подступах к Москве бросались все имевшиеся в наличии полки и дивизии. Помимо них в бои вступили курсанты военных училищ Москвы (так называемые «кремлевцы») и Подольска. Совсем еще юнцы, многим из которых еще не исполнилось восемнадцати лет, они должны были стать после окончания учебы командирами, но шли на фронт как простые солдаты.

Советский командир зачитывает речь Сталина во время боев за Москву.

фото: Павел Трошкин

В тяжелых и упорных боях сводные отряды курсантов Подольского пехотного и артиллерийского училищ, потеряв две с половиной из трех с половиной тысяч человек задержали противника на двенадцать дней, хотя получили приказ держаться хотя бы пять. «Первый взвод подрывает бункер в месте нашего прорыва», — вспоминал военнослужащий Адальберт Васнер из 19-й танковой дивизии вермахта: «Завязывается исключительно тяжелый ближний бой, и обе стороны несут потери. Взяты первые пленные. Это курсанты Подольского военного училища. Их называют “сталинские курсанты", и обороняются они все чрезвычайно храбро».

Танки PzKpfw III Ausf G на московском направлении.

фото: Narodowe Archiwum Cyfrowe

7 ноября, в 24-ю годовщину революции, на Красной площади состоялся военный парад. Некоторые из участвовавших в нем подразделений сразу уходили на фронт, линия которого неустанно приближалась к столице. Как отмечал маршал Георгий Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях»: «Это событие сыграло огромную роль в укреплении морального духа армии, советского народа и имело большое международное значение».
Парад продемонстрировал миру, что Советский Союз еще не сломлен. Немаловажным фактом для москвичей стало появление на трибуне Сталина, выступившего с торжественной речью. Люди увидели, что верховный главнокомандующий все еще был в Москве, хотя большая часть правительства уже эвакуировалась к этому времени в Куйбышев (Самара).

Парад а Красной площади 7 ноября 1941 года

фото: Михаил Калашников

2 декабря части 2-й танковой дивизии вермахта заняли поселок Красная Поляна всего лишь в 30 км от Кремля. Учитывая огромные просторы и людские ресурсы СССР, немецкие военачальники понимали, что война еще не окончена, но были уверены, что костяк Красной Армии разгромлен. «Военная мощь России более не представляет угрозы для Европы», — писал в военном дневнике 23 ноября начальник Генерального штаба сухопутных войск Франц Гальдер.

Советская пехота во время обороны Москвы.
фото: Министерство обороны Российской Федерации

Тем не менее, дела у вермахта на пути к советской столице шли не так гладко, как хотелось бы командованию. В результате упорного сопротивления Красной Армии и постоянных контратак немецкие войска были измотаны и перенапряжены. Движение бронетанковых частей затруднялось тотальным минированием подступов к городу, грамотно проведенным советскими саперами. Начались проблемы со снабжением и массовый падеж лошадей, оставшихся без фуража в условиях начавшейся зимы.

Советский десант при поддержке танка Т-34 атакует занятую противником деревню


Немецкая армия надеялась на последний решительный бросок к Москве, не учитывая тот факт, что в городе сосредотачиваются крупные свежие обученные резервы Красной Армии. 5 декабря войска Западного фронта Георгия Жукова и Юго-Западного фронта Константина Тимошенко перешли в масштабное контрнаступление. «Когда мы наступали, то наша артиллерия открывала такой сильный огонь, что часто подавляла оборону немцев еще до подхода пехоты.
Поэтому, когда мы заходили в деревни, то немцы уже успевали оттуда уйти. Там же я впервые увидел, как действуют «катюши» — незабываемое зрелище. И, конечно, все деревни были сгоревшие дотла», — вспоминал рядовой Герц Роговой.

Залп «Катюш».


Немецкие войска стали стремительно откатываться от столицы. Местами отступление превратилось в паническое бегство, когда в руки наступавших частей Красной Армии попадалась брошенная врагом артиллерия.
19 декабря Адольф Гитлер сменил Вальтера фон Браухича на посту главнокомандующего сухопутными силами. Тогда же в отставку был отправлен и командующий группой армий «Центр» Федор фон Бок. Командовавший 2-й танковой группой Гейнц Гудериан, также лишившийся своего поста, напишет спустя много лет в своих «Воспоминаниях солдата»: «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными». Лишь в начале января 1942 года немцам удалось стабилизировать фронт.

Немцы сдаются в плен в ходе контрнаступления Красной Армии.

фото: Виктор Кинеловский

Нанеся вермахту ошеломительный удар, Красная Армия отбросила противника на 100-250 км от Москвы. Ей удалось освободить значительные территории и в целом ликвидировать угрозу столице. Однако амбициозные планы командования продолжить наступление и полностью разгромить группу армий «Центр» закончились для советских войск тяжелыми боями, мучительными выходами из окружений и большими потерями.
Несмотря на Московский триумф и крах стратегии блицкрига время для коренного перелома в войне еще не пришло.

Женщины конвоируют пленных немцев.

фото: Виктор Темин
« Как в 80-е меняли видеомагнитофон на квартиру
Как хитрый Гайдай смог сохранить культовые... »
  • +167

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-3
… В начале октября 1941 года всего лишь в 200 км от столицы под Вязьмой четыре советских армии, попав в окружение, потеряли убитыми, ранеными и пленными около миллиона человек… Мда, афтар, с арифметикой у вас просто ах… Даже если очень натягивать, в зависимости от операционного направления, состава, задач, приданных частей, корпусного состава или нет, в общевойсковой армии СССР не более 120000 человек. Это с охрененной натяжкой. А у вас в 4 армиях миллион? Это с лошадками, барбосками, вшами и клопами считалось? Дальше — кучка несвязанных между собой фактов… Так почему Москву-то не взяли?
+9
Ни слово о Панфиловской дивизии, о казахах отстоявщую Москву, вчитайтесь истории боев под Москвой, прочтите А. Бека за нами Москва
+3
Ну это обзорная статья «галопом по европам». Об обороне Москвы написаны сотни книг, всё их содержимое не впихнуть сюда.
+3
При чем здесь Казахи, ты что нацист? Все были советскими гражданами.
+6
Были грузины, армяне, азербайджанцы, чуваши, мордва, якуты, тунгусы и практически представители всех национальностей СССР. Никто свою национальную принадлежность не выпячивал и не говорил, что я вот тут за вас, русских, воюю.
-11
А вот Мартин Скорцени в своих мемуарах (если верить Интернету) утверждает, что Москву не взяли потому, что не было приказа брать Москву. И ещё есть версия, что немецкая разведка раскрыла план Сталина затопить Москву, взорвав плотины на водохранилищах. Ежели этот план был бы приведён в действие, немцам пришлось бы воевать в мороз по колено в воде. А ещё есть версия, что сама святая Матрона явилась Гитлеру и уговорила его не брать Москву.
+5
Есть версия, что шаман отстучал в бубен Москву, что мыши съели проводку танковых двигателей, что в мороз заёрзло ружейное масло в немецком оружии. Кто какой вариант чудесного спасения предлагает. Имеется в виду, что сам советский народ палец о палец не стукнул для спасения Москвы (и себя самого), а сидел на печи с бутылью самогона и ждал чуда. Все западные мемуаристы просто пытаются оправдать свой провал какими-то форсмажорными обстоятельствами. Мол, если б не вмешательство Богородицы (мышей, тараканов, морозов, шаманов) мы бы «до Саратова с гармошкой» дошли бы. Всем людям свойственно оправдывать свои неудачи подобным образом, мол не судьба.
0
Точно так же, когда вопрос ставится, почему немцы смогли дойти до Москвы, практически уничтожив всю противостоящую ей часть Красной Армии, виновными оказываются всё те же мыши, крысы, тараканы, предатели, троцкисты и мировой империализм :)
+6
угу и что поп облетал Москву на вертолете с иконой, потому немцам не удалось. В общем много бреда было в 90-х озвучено
0
  • avatar
  • foz
насколько эти сведения достоверны?
Комментарий удалён за нарушение
+8
Ответ: Сталин был гениальным стратегом и тактиком.
0
С Францией не прокатило бы.
0
Позволили французам один раз и то получили под задницу, немчура военная никогда…
0
Да, надо было раньше изобрести атомную бомбу и мы бы им показали «Мать Кузьмы»… Так что надо укреплять армию и совершенствовать оружие на случай будущих войн ...!
+2
На фото не «катюши» БМ-13, а БМ-31-12 — пусковая установка БМ-31-12 для М-31 на шасси Студебекер ЮС6[2]. Первое боевое применение «Андрюши» состоялось 17 июля 1944 года в районе села Налючи — залп 144 реактивными снарядами калибром 300 мм.
+5
«Почему немцы не смогли в итоге взять Москву в 1941 году?» Потому что мы не французы, не поляки, не чехи… И мы хотим жить по-Российски. Российской, Духовной Жизнью.
0
  • avatar
  • McAr
Ни и аргументация! Следуя такой логике, французы, поляки, чехи жутко не хотели жить соответственно по-французски, по-польски, по-чешски и просто мечтали о бездуховности.
+5
Вы не поняли. Французов, поляков фашисты согнули за 4 недели. Они не могут воевать — прихотливые (изнеженные) хвастливые нытики. Это Первое! И Второе- Россияне, действительно, сильнее духом! По сравнению с Россией, Европа — бездуховна.
+7
Отдельно про чехов. После того, как в конце 1938 года их фашисты захватили, они с удовольствием на фашистов работали. Выпускали оружие, в том числе и танки, которые участвовали в штурме Москвы. Когда «запахло жареным», чтобы отмежеваться от фашистов, в мае 1945 инсценировали восстание. Облажались, т.к. воевать не могут. Им пришли на помощь (Маршал Конев), спасли. Теперь памятник Коневу удаляют. Так поступают бездуховные люди, которым как жить указывают америкосы (не лучше фашистов). А россиян можно временно обмануть, но заставить нельзя. В этом разница. За то Россию и шельмуют.
0
Чехи и поляки имеют разный менталитет, поэтому огромные потери поляков и мизерные потери чехов во 2 мировой войне!
+1
Разный менталитет? И те, и те памятники нашим Героя уничтожают. А вот наших в Польше, действительно, полегло больше, чем в Чехословакии- 600 тысяч. «Доблестные» польские воины об этом помнят?
+3
  • avatar
  • McAr
Ну вот, другое дело. Теперь понятно. Только ведь многое поменялось с тех пор в россиянах. И теперь они в массе своей мало отличаются от бездуховной Европы. Да Вы сами подумайте — возможен ли сейчас столь массовый героизм, какой был в ВОВ, когда по стат. опросам половина молодых людей хотели бы покинуть РФ навсегда? И вот ведь какая штука — язык не поворачивается назвать их негодяями.
+1
Хотеть-то они хотят, только кому они ТАМ нужны? Везде нужны не дармоеды, которым надо платить пособие, а квалифицированные специалисты. Хотельщики ещё и школу не осилили, работать не хотят и не умеют, но ждут золотого дождя и «свободы», то есть вседозволенности. Так что они и дальше могут хотеть.
0
  • avatar
  • McAr
Я не это сказал. Если государство ведет себя по отношению к людям его населяющим, как плохая мачеха, то ждать от людей большой любви к такому государству не приходится.
+2
Вы подняли важный, сложный и тревожный вопрос. Но, всё-таки, считаю, что героизм со стороны Россиян и сейчас возможен. Подвиг лётчика Романа Филипова в Сирии: «Это вам за пацанов»- позволяет верить в это. Кроме Россиян, на такое кто способен?
0
Сейчас очень многие у нас способны на многое. Но не даром.
+1
К Подвигу лётчика Романа Филипова «не даром» не относится. Подвиг он совершил за пацанов и за Россию!
0
Вы не поняли. Французов, поляков фашисты согнули за 4 недели. Они не могут воевать — прихотливые (изнеженные) хвастливые нытики. Это Первое! И Второе- Россияне, действительно, сильнее
+4
Гордость берёт за наш народ.
+1
  • avatar
  • zas61
В тяжелых и упорных боях сводные отряды курсантов Подольского пехотного и артиллерийского училищ, потеряв две с половиной из трех с половиной тысяч человек задержали противника на двенадцать дней, хотя получили приказ держаться хотя бы пять. Или автор чего-то не знает и пишет отсебятину или одно из двух… Миллион солдат не смогли остановить фашистов, а 3,5 тысячи остановили…
+1
Ну так скажите, что никого они не останавливали не на час, а свалили тусить по ночным клубам.
0
Так им и останавливать пришлось не всю группу армий Центр. Часть ушла захватывать Киев и еще не успела подойти. Впереди всех рвался Хайнц Гудериан(а не Гейнц), ослушался Гитлера и не пошел на Киев, но уже без полновесной поддержки пехоты. Спешили успеть к холодам и растянусь. Вот передовые части и сдерживали Подольские курсанты.