Как мы в советском детстве увлекались фотографией

От автора: Не так давно, с другом под пиво вдруг начали вспоминать, как увлекались фотографией в своем розовом детстве. И я решил воссоздать весь процесс изготовления фото, в розовые 80-е годы. Может кому то будет интересно, ведь нас миллионы, кто увлекался фотографией в 80-е.

Вилия-Авто




Все завертелось, когда мне в 10 лет в 1987 году подарили на днюху, фотик Вилия-Авто. Подарок по тем временам не дешевый. Я был в восторге, так как пол года перед этим выпрашивал у Родителей себе фотоаппарат. Так как у соседского пацана был ФЭД и мне тоже хотелось иметь свой фотик. С ним мы не ладили, он не давал свой ФЭД даже посмотреть, а только понтовался и фоткал гуляя по двору, а потом фотографии ему печатал его дядька. А мне было интересно и хотелось самому постигнуть все это таинство.

В общем купили мне Вилию — Авто, я не ожидал что будет именно она. Был бы рад даже Смене 8м, за 15 рублей, но родители решили видимо меня побаловать или достал я их своими уговорами. Точно цену фотика не помню, но что то в пределах 40 рублей. Если б знать, что покупка фотоаппарата повлечет за собой более солидые расходы в дальнейшем… Не факт что мне бы его купили)

Естественно на свои сэкономленные копейки я стал покупать всякие приблуды к фотику… Свемовские пленки 65, 64, 32, 130, купил и дальномер Блик. Вот не помню сколько тогда в 80х стоила фотопленка, помню что предпочтительнее была Свема, а не Тасма. Естественно сразу понадобились бачки для проявки пленки, запасные кассеты для нее. Она продавалась просто в рулонах, но иногда уже в кассетах. Естественно такая стоила дороже. Появитель, закрепитель (так называемый фиксаж) для пленки.

65 пленка



Еще 32я, 130я пленки. Иногда 64я, что то же самое что и 65я.




Деньги сэкономленные на завтраках и из копилки, просто улетали. Но оно того стоило, ни с чем не сравнить то удовольствие, когда в темной ванной заряжаешь в бачок для проявки пленку и надо все сделать качественно, что бы она не перекосилась, не слиплась и вошла в пазы на бобине бачка для проявки. Но постепенно я наблатыкался и это было уже несложно. Заливаешь проявитель не помню на сколько минут, потом промываешь не открывая бачок проточной водой, заливаешь закрепитель и О, чудо! проявленная пленка еще мокрая, но уже видишь сколько примерно фото получилось и сколько кадров запорол при сьемке. Вешаешь ее сушить на прищепку, не отцепляя решетку бачка, что бы была более ровная…

Проявочный бачок для пленки, все они примерно были одинаковые, но заряжать в какие то было удобнее, а с какими то целый квест..



Зажимаешь кончик пленки в зажим и наматываешь ее в темноте, так как продавалась она часто просто в рулоне.




Где-то полгода у меня не было увеличителя и всех приблуд для печати фотографий. Приходилось отдавать свои пленки знакомым пацанам иногда даже за деньги, что бы напечатали фотки. Это было даже удобно. Но мне хотелось самому уметь печатать фотографии. И вот я выпросил у предков увеличитель. Мне купили Ленинград — 6У. Точно сумму не помню, но что то около 30-40 рублей, к нему пришлось им покупать красный фонарь (не как в Амстердаме), глянцеватель, рамку для печати фотографий, всякие мелочи типа пинцета, валика, ну и конечно ванночек для проявки фоток. У них еще есть умное название, но я тут все фото-ништяки называю так, как мы их называли тогда. В общем Родители поняв что я увлекся фотографией надолго, видимо решили сильно на мне не экономить) Покупали все что нужно, пусть и не самое дорогое



Мой фотоувеличитель Ленинград-6У. Довольно стильный, по тем временам)

Мой любимый дальномер Блик. Позволял точно определить, сколько метров до снимаемого обьекта.



Заимев свой фото увеличитель, я стал независим от капризов и прибабахов товарищей и стал сам печатать фотки. Расходы еще более увеличились, надо было покупать проявитель, фиксаж, фотобумагу. Причем проявитель и закрепитель уже не для пленок, а именно для печати. Помню, что какие то из них подходили и для проявки пленки и бумаги, но не всегда они были в продаже. Ну и естественно сама фотобумага) Унибром, Бромпортрет и моя любимая Березка, которую не надо было глянцевать! До сих пор приятно вспомнить, как в ванной при красном свете фонаря, на установленном на вынутой полке увеличителе, печатаешь фото, наводишь резкость, кадрируешь в рамке фотобумагу, что бы все было ровно, пинцетом купаешь ее в проявителе, наслаждаясь как появляется изображение которое ты фоткал буквально несколько часов назад… полоскаешь в ванночке с водой, потом в ванночку с закрепителем, снова промываешь в воде и вешаешь на прищепку что бы чуть обсохла. Закончив печать фоток, включаешь свет и валиком накатываешь фотографии на блестящий лист глянцевателя, что бы было плотно. Вставляешь 2 листа в него, включаешь и вуаля, несколько минут и фотки отваливается с листов глянцевателя сухие и готовые!

Именно такой проявитель я покупал


Закрепитель (Фиксаж)


Фонарь красного цвета, для изготовления фотографий, чтобы не засвечивалась фотобумага.


Фотобумага. Унибром и Бромпортрет, надо было потом глянцевать


Березка, моя любимая фотобумага. Выпускалась в разных упаковках. Помню покупал в упаковке синего цвета из плотного картона.


Глянцеватель и валик, один в один как у меня в 1988 году!


Пинцет для фотографий


Ну и ванночки для проявки и закрепления, напечатанных фотографий. Кстати напомните, как они по другому называются?



Увлекался фотографией примерно года до 1991, а потом как то стало не до этого, пришли другие увлечения, но до сих пор интересно вспомнить все эти моменты таинства черно-белого фото!
Многие мелочи тех лет порядком подзабылись, что то мог рассказать не совсем точно, но я хотел передать саму атмосферу и эмоции, когда начал заниматься этим интересным делом которое тебя увлекло и принесло много позитивных впечатлений!

Наверное, многие из вас, чье детство пришлось на 70-80е годы, тоже могут рассказать нечто похожее.

Пишите в комментариях!

« Советский быт
"В моей смерти прошу винить Клаву К.". Что... »
  • +192

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+5
у нас с папаней для зарядки пленок в кассеты был специальный рукав, для последующего отбора кадров для печати был специальный окуляр с рычажком, нажимая на который можно было с краю пленки выщипывать треугольничек, который потом легко ощущался пальцем перед продвижением пленки в увеличителе, а для проявления я стал, после обучения в кружке, пользоваться составными проявителями, для чего покупался набор особых химикатов, также иногда нужно было переснимать страницы из книг, для чего использовалась специальная пленка и специальный держатель для фотика… светлое и чудесное было время, кружки на разные вкусы, я еще и в авиамодельный ходил (папаня в юности был инструктором по авиамоделизму), и до сих пор дома полно рамочек с кадрами парков и цветов (маманя была преп. по проектированию садов и парков) — жалко выбросить, но сегодня они уже никому не нужны…
+2
Да… Фотоаппарат Зоркий-4, фотоэкспонометр «Ленинград-2», фотоувеличитель УПА-509 и все остальное… Как давно это было… Конец 60-х годов… Золотое было время…
+1
Кстати наматывал на спираль бочка пленку для проявки наизнанку… рабочим слоем наружу… чтобы исключить слипания пленки… так как после кассеты пленка скручивалась вовнутрь…
0
Видимо я тогда был счастливый… в 1982г подарили Зенит-TTL со встроенным экспонометром… фоткал, а вся печать в ДПШ… туда иногда надо было покупать фиксаж и проявитель… остальное всё бесплатно… И помню огромные бутыли с отработанными растворами… зачем-то их хранили, так как надо было сдавать для выпаривания афинажного серебра… но вроде уже тогда никто не сдавал, а просто хранили… там же (на фотокружке) были отпечатаны эротические карты в строжайшей секретности…
+5
Тема воспоминаний хороша если это прошёл сам, пощупав своими чувственными органами каждый этап процедуры рождения фотографии и сумел насладиться либо огорчиться выхваченному снимку жизни запечатлённому на фотобумаге…
+4
О да! Моя юность и вся молодость прошли при свете красных фонарей… У бачка и с вонью химреактивов…
+4
Кассеты лучше были металлические, у пластмассовых могла крышечка слететь. У меня такого не случалось, но я слышал, что бывает.Бачок мне больше нравится двухспиральный. До сих пор у меня всё это есть… Проявитель для пленки я готовил сам. Для этого пользовался весами. Сначала это был некий «МР-16» из двух растворов. От каждой бутылки надо было отлить не помню уже сколько граммов и долить кипячёной водой до бачка… Позже мне достали пленку «Тип-17» и для неё готовил проявитель со странным названием «Жан Фаш».
+5
Супер! Спасибо за воспоминания! Увлекало все, особенно когда на твоих глазах в ванночке (она же «кюветка») с проявителем медленно появлялось изображение. Да все процессы, вплоть до глянцевания были интересными…
+4
А я начал заниматься в школьном фоткружке начиная с 6-го класса. Тогда у меня было только огромное желание заняться фотографией, но своего не было ничего. Родители меня поддержали и заказали в «Посылторге» все необходимое, начиная с фотоаппарата для полного цикла фотопроизводства. Когда мы разбирали посылку, я был самым счастливым человеком! Только сейчас я понимаю, что при учительских зарплатах родителей, это обошлось им в большую «копеечку». А фотоаппарат был классный — зеркальный «Зенит-3м». А увлечение фотографией до сих пор со мною, фотоистория моей семьи не состоялась бы, если бы этого не произошло…
+4
Занимался с удовольствием, был ФЕД-2 и все остальное, фотоувеличитель, красный фонарь, проявитель, фиксаж…