Как мы в советском детстве увлекались фотографией

От автора: Не так давно, с другом под пиво вдруг начали вспоминать, как увлекались фотографией в своем розовом детстве. И я решил воссоздать весь процесс изготовления фото, в розовые 80-е годы. Может кому то будет интересно, ведь нас миллионы, кто увлекался фотографией в 80-е.

Вилия-Авто




Все завертелось, когда мне в 10 лет в 1987 году подарили на днюху, фотик Вилия-Авто. Подарок по тем временам не дешевый. Я был в восторге, так как пол года перед этим выпрашивал у Родителей себе фотоаппарат. Так как у соседского пацана был ФЭД и мне тоже хотелось иметь свой фотик. С ним мы не ладили, он не давал свой ФЭД даже посмотреть, а только понтовался и фоткал гуляя по двору, а потом фотографии ему печатал его дядька. А мне было интересно и хотелось самому постигнуть все это таинство.

В общем купили мне Вилию — Авто, я не ожидал что будет именно она. Был бы рад даже Смене 8м, за 15 рублей, но родители решили видимо меня побаловать или достал я их своими уговорами. Точно цену фотика не помню, но что то в пределах 40 рублей. Если б знать, что покупка фотоаппарата повлечет за собой более солидые расходы в дальнейшем… Не факт что мне бы его купили)

Естественно на свои сэкономленные копейки я стал покупать всякие приблуды к фотику… Свемовские пленки 65, 64, 32, 130, купил и дальномер Блик. Вот не помню сколько тогда в 80х стоила фотопленка, помню что предпочтительнее была Свема, а не Тасма. Естественно сразу понадобились бачки для проявки пленки, запасные кассеты для нее. Она продавалась просто в рулонах, но иногда уже в кассетах. Естественно такая стоила дороже. Появитель, закрепитель (так называемый фиксаж) для пленки.

65 пленка



Еще 32я, 130я пленки. Иногда 64я, что то же самое что и 65я.




Деньги сэкономленные на завтраках и из копилки, просто улетали. Но оно того стоило, ни с чем не сравнить то удовольствие, когда в темной ванной заряжаешь в бачок для проявки пленку и надо все сделать качественно, что бы она не перекосилась, не слиплась и вошла в пазы на бобине бачка для проявки. Но постепенно я наблатыкался и это было уже несложно. Заливаешь проявитель не помню на сколько минут, потом промываешь не открывая бачок проточной водой, заливаешь закрепитель и О, чудо! проявленная пленка еще мокрая, но уже видишь сколько примерно фото получилось и сколько кадров запорол при сьемке. Вешаешь ее сушить на прищепку, не отцепляя решетку бачка, что бы была более ровная…

Проявочный бачок для пленки, все они примерно были одинаковые, но заряжать в какие то было удобнее, а с какими то целый квест..



Зажимаешь кончик пленки в зажим и наматываешь ее в темноте, так как продавалась она часто просто в рулоне.




Где-то полгода у меня не было увеличителя и всех приблуд для печати фотографий. Приходилось отдавать свои пленки знакомым пацанам иногда даже за деньги, что бы напечатали фотки. Это было даже удобно. Но мне хотелось самому уметь печатать фотографии. И вот я выпросил у предков увеличитель. Мне купили Ленинград — 6У. Точно сумму не помню, но что то около 30-40 рублей, к нему пришлось им покупать красный фонарь (не как в Амстердаме), глянцеватель, рамку для печати фотографий, всякие мелочи типа пинцета, валика, ну и конечно ванночек для проявки фоток. У них еще есть умное название, но я тут все фото-ништяки называю так, как мы их называли тогда. В общем Родители поняв что я увлекся фотографией надолго, видимо решили сильно на мне не экономить) Покупали все что нужно, пусть и не самое дорогое



Мой фотоувеличитель Ленинград-6У. Довольно стильный, по тем временам)

Мой любимый дальномер Блик. Позволял точно определить, сколько метров до снимаемого обьекта.



Заимев свой фото увеличитель, я стал независим от капризов и прибабахов товарищей и стал сам печатать фотки. Расходы еще более увеличились, надо было покупать проявитель, фиксаж, фотобумагу. Причем проявитель и закрепитель уже не для пленок, а именно для печати. Помню, что какие то из них подходили и для проявки пленки и бумаги, но не всегда они были в продаже. Ну и естественно сама фотобумага) Унибром, Бромпортрет и моя любимая Березка, которую не надо было глянцевать! До сих пор приятно вспомнить, как в ванной при красном свете фонаря, на установленном на вынутой полке увеличителе, печатаешь фото, наводишь резкость, кадрируешь в рамке фотобумагу, что бы все было ровно, пинцетом купаешь ее в проявителе, наслаждаясь как появляется изображение которое ты фоткал буквально несколько часов назад… полоскаешь в ванночке с водой, потом в ванночку с закрепителем, снова промываешь в воде и вешаешь на прищепку что бы чуть обсохла. Закончив печать фоток, включаешь свет и валиком накатываешь фотографии на блестящий лист глянцевателя, что бы было плотно. Вставляешь 2 листа в него, включаешь и вуаля, несколько минут и фотки отваливается с листов глянцевателя сухие и готовые!

Именно такой проявитель я покупал


Закрепитель (Фиксаж)


Фонарь красного цвета, для изготовления фотографий, чтобы не засвечивалась фотобумага.


Фотобумага. Унибром и Бромпортрет, надо было потом глянцевать


Березка, моя любимая фотобумага. Выпускалась в разных упаковках. Помню покупал в упаковке синего цвета из плотного картона.


Глянцеватель и валик, один в один как у меня в 1988 году!


Пинцет для фотографий


Ну и ванночки для проявки и закрепления, напечатанных фотографий. Кстати напомните, как они по другому называются?



Увлекался фотографией примерно года до 1991, а потом как то стало не до этого, пришли другие увлечения, но до сих пор интересно вспомнить все эти моменты таинства черно-белого фото!
Многие мелочи тех лет порядком подзабылись, что то мог рассказать не совсем точно, но я хотел передать саму атмосферу и эмоции, когда начал заниматься этим интересным делом которое тебя увлекло и принесло много позитивных впечатлений!

Наверное, многие из вас, чье детство пришлось на 70-80е годы, тоже могут рассказать нечто похожее.

Пишите в комментариях!

« Советский быт
"В моей смерти прошу винить Клаву К.". Что... »
  • +192

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
До боли знакомые предметы в хорошем смысле этого слова, мы с отцом очень глубоко занимались фотоделом, я буквально лет с пяти помогал с начала и до конца, прекрасно знал весь алгоритм производства фотографий!!!
+3
спасибо автору за погружения в воспоминания; я открыл для себя фотографию в 25, но ощущения и восторги те же, что и в 10 )) после ч/б фото были цветные слайды, более сложный процесс, чем просто проявка-закрепление, добавлялось цветное проявление, обращение… современным цифровым «фотографам» не понять; если из 35 кадров получалось 15-20 считалось удачей;
+1
Печатать фотографии в темноте с красным фонарем и позже любоваться плодами своего труда после глянцевателя- это было волшебство.
+1
Со своей Сменой не расставался просто. Начало — Середина восьмидесятых. До сих пор друзья просят оцифровать старые дворовые фото. Негативы все храню — огромная коробка рассортированных. Потом военное училище, ну куда ж я без фотоаппарата! Когда просекли, что фотографией занимаюсь плотно — в роте выделили оборудование, помещение, время. Шикарно было. У Каптёра — каптёрка а у меня и друга, с которым занимались вдвоём фотографией, своя кандейка и куча времени. Тех кто прошёл казарму — поймёт что это значит для курсанта. Всё нет времени негативы все оцифровать, что бы сокурсникам разослать. А хочется. Даже оцифровывая негативы свои как в душу заглядываешь… Фотографии на Всю роту делали, копеечку имели естественно. Фото уже не по заказу делали, а на негативе по головам считали и столько фотографий и делали. Всё окупалось, расходы на реактивы, фотобумагу. Фотографии делали баками :-) В бак воды, скидываешь туда на промывку, потом матовые раскладываешь на просушку прямо на взлётке ночью, а гляцевую двумя глянцевателями сушишь. НУ и на увалы оставалось сдача с этого дела. Все на трамвае в увал едут, а нам же некогда — на такси :-)
0
Середина 80-х — это уже подул «ветер перемен», началась «монетизация» увлечений. Я начал фоткать шестиклассником в 1970-м. И даже мысли не возникало брать с одноклассников, однокурсников, коллег по КБ деньги за фото. Даже в том случае, когда, как правильно сказано, количество напечатанных снимков определялось по «головам» на негативе. А их порой было немало. Накладно, но это же были друзья. Как с них брать деньги! А в 90-е, когда в Москве появились первые фотоллаборатории «Кодак» и «Фуджи», а нас в 200 км от нее их еще не было, уже калымил, снимая по договоренности с администрацией театра перед спектаклем, в антрактах, на детстких новогодних елках и т.п. Но это уже были другие времена. И никакого они не имели отношения к той ностальгии по самостоятельному производству фоток, о которой пишет автор, и с которой я абсолютно согласен. Но брать деньги с друзей за любительские фото… «Это же не наш метод, Шурик» («Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»).
+1
Вам очень видимо повезло, что у Вас были деньги на это. когда денежное довольствие 22 рубля. Фотографии печатались примерно 2 раза в неделю, по 100 — 200 фотографий. Арифметика: Себистоимость одной прим. 5 копеек. Множим, для ровного счёта на 100 — это пять рублей, т.к. 2 раза в неделю — это 10 рублей. за месяц 40 рублей ориентеровочно. Т.е. Вы серьёзно полагаете, что я должен был ещё где то деньги брать, что бы оставаться «Хорошим парнем»? Деньги мне предлагали за фото сами и просто просили делать фотографии. Про дворовые фото я конечно не говорю делал всем ради удовольствия и для истории.
+1
Не знаю как у Вас в КБ конечно, не в курсе, а в моей ситуации было 120 человек в роте, которые хотели фотографий для себя, отправить родным, девушкам и т.д.
0
Да я Вас и не осуждаю. Как я уже сказал, вторая половина 80-х — это уже отчасти другие нравы и другая страна. Я не хочу даже обсуждать, что было хорошего тогда, а что плохого. Думаю, единого мнения никто и никогда не выработает. Это не область точных наук, где законы природы (физики, например) одинаковы при любом общественном укладе, любых религиозных убеждениях и т.п. Я не говорю, что, будучи солдатом-срочником, вы должны были из своего денежного довольствия обеспечивать фотографиями всех сослуживцев. Но мне резанули ваши слова «копеечку имели естественно», «на увалы оставалось сдача», а также про трамвай и такси. Изредка мне тоже приходилось выполнять «коммерческие» заказы друзей и знакомых. В восьмом классе одноклассник (из хулиганов-плохишей) попросил меня перефотографировать, смешно сказать, игральные карты с голыми женщинами. Расходы, естественно, он взял на себя. Но он вместе со мной в бане сидел и печатал эти фотки в тайне от родителей. Это подростковый возраст. Уже в 30 лет довелось тоже делать фото за деньги. И тоже во второй половине 80-х. Дочь вступала в пионеры. Их для этого возили в Москву к Вечному огню у Кремлевской стены. И тогда учителя и родители меня попросили запечатлеть это. Причем, в цвете. А это намного дороже черно-белого в деньгах и гораздо более трудоемко по времени. И я для «расчета» стоимости фотографий предъявил на родительском собрании все чеки на мои расходы. Хотя этого никто и не просил. А брать деньги у знакомых сверх этих расходов мне не позволила совесть. Было такое понятие у нас. Хотя и в «наше» время были фарцовщики, спекулянты. Таксист, который бы взял строго по счетчику — это была большая редкость. И, как я уже сказал ранее, в 90-е я сам перешагнул через эту черту: начал калымить на фотографировании и даже приторговывать и т.п. И хотя, казалось бы, это не главная тема обсуждения здесь, но я позволили себе написать об этом лишь потому, что мы же находимся на сайте «Назад в СССР».
+1
ванночка называлась кюветой
0
Точь в точь таким же набором и начинал.Хуже вилии-авто фотоаппарата не было.Даже простая смена давала «разгуляться художеству», а это мёртвый фотоаппарат.Было время, было интересно.Сделать хорошую фотографию- это было мастерство.И выглядят эти фото с внутренним содержанием даже в чёрно-белом цвете.Сейчас фото с телефонов у всех-это просто картинки без намёка на душу.Жесть.Не развивает в человеке ничего, и мыслить не надо, думать не надо, воображать не нужно… Пустота…
0
Блииин… Как и у меня Вилия-авто, Блик и Ленинград. Ностальгия…
+4
  • avatar
  • Ёж
Пожалуй, только те, кто когда-то занимался фотографией могут по достоинству оценить фото мастеров или любителей, поймавших удачный момент. И эта способность с нами теперь навсегда. Сейчас снимают на смартфоны все подряд, как их пулемета стреляют не целясь и это уже не искусство.
+2
Ну и ванночки для проявки и закрепления, напечатанных фотографий. Кстати напомните, как они по другому называются? Другое название ванночки (не только для фото) — кювета.
0
у меня точно такой набор, только фотик другой