Советские молодёжные субкультуры
Расцвет молодежных субкультур пришелся в СССР на середину 1980-х — начало 1990-х годов. Советская идеология рушилась, и ее место занимало то, что десятью годами раньше именовалось «западной заразой». Старшее поколение ужасалось, а западные журналисты снимали неформалов как «советскую экзотику» наравне с матрешками. Давайте взглянем на старые фото и вспомним, как это было.
Молодежные субкультуры в Советском Союзе, стране, отрезанной от Запада железным занавесом, были формой открытого молодежного протеста против идеологического и культурного застоя. Стиляги, готы, хиппи, байкеры, панки, рокеры и металлисты сформировали контркультуры, которые часто вызывали гнев советских коммунистических властей. Советские государственные СМИ называли эти группы ленивыми паразитами, пиявками общества и даже фашистами. Но скоро советским идеологам стало не до молодежных движений: СССР рухнул, а субкультуры остались.
Так называемые стилиги были молодежным контркультурным движением с 1950-х по 1980-е годы, главной отличительной чертой которого была яркая и привлекающая внимание одежда. Западные журналисты переводили это слово английским выражением, дословно означавшим «охотники за стилем».
Стиляги в первую очередь отличались модной одеждой — предпочтительно иностранной марки, приобретенной у фарцовщиков. Они были увлечены заграницей, современной западной музыкой и модой, соответствующей моде поколения битников. Стиляги очень любили свинг и буги-вуги. Женщины носили платья и обувь на высоком каблуке, а мужчины выбирали узкие клетчатые брюки и яркие рубашки. Хотя их стиль со временем немного изменился, стиляги всегда носили откровенно смелые фасоны и яркие цвета.
Движение хиппи в Советском Союзе росло рука об руку с черным рынком. В то время как их американские современники были заняты осуждением консьюмеризма, советские хиппи жаждали джинсов в американском стиле и доступа к запрещенной музыке. Факторы, мотивирующие советских хиппи, несколько отличались от тех, которые двигали их американскими собратьями. В то время как американские хиппи восстали против того, что они считали упадочной и коррумпированной потребительской культурой, советские хиппи выступили против государственной дисциплины.
Хиппи в Советском Союзе арестовывали на концертах и преследовали за употребление наркотиков и западные ценности. И все же они доказали, что у Востока и Запада много общего, задолго до того, как пал железный занавес.
Основоположником русского панка считается Егор Летов со своей группой «Гражданская оборона», которая начала выступать в начале 80-х. В конце 1980-х сформировался «Сектор Газа», также вскоре достигший культового статуса. Они создали жанр «колхозный панк», который смешал элементы деревенской жизни с панк-музыкой. Еще одной культовой группой несколькими годами позже стал «Король и Шут», представлявший хоррор-панк, используя костюмы и тексты в форме сказок и басен. Они стали одной из самых продаваемых групп в истории русского рока.
С ростом популярности запрещенной зарубежной музыки альтернативные жанры, в том числе хэви-метал, вошли в моду среди молодых советских граждан. Такие хэви-метал группы, как Black Sabbath, Iron Maiden, Metallica, Judas Priest и Megadeth были очень популярны среди мятежной советской молодежи. Их фанаты стали называться металлистами.
Еще одна интересная субкультура — байкеры. К началу 1980-х количество молодых людей, ездящих на мотоциклах по улицам, заметно выросло. Хотя советские байкеры, как правило, не создавали преступных группировок, им, однако, нравилась та же же тяжелая рок-музыка, что и их западным коллегам. Они обычно собирались вечером по выходным, обычно где-то недалеко от парков или других общественных мест. Им нравилось кататься по сонным улицам ночью, и поэтому они стали предметом пристального внимания полиции. В то же время полицейские мотоциклы часто были устаревшими и нередко отставали от байкеров.
В конце 1980-х о советских неформалах много писала западная пресса. Вот статья из английского журнала…
А эта — из испанского…
… а вот — из немецкого
Молодежные субкультуры существуют и сегодня, однако ощущение новизны и дух протеста в них, конечно, уже не столь ярки. В этом смысле 1980-е уже не повторить.
Молодежные субкультуры в Советском Союзе, стране, отрезанной от Запада железным занавесом, были формой открытого молодежного протеста против идеологического и культурного застоя. Стиляги, готы, хиппи, байкеры, панки, рокеры и металлисты сформировали контркультуры, которые часто вызывали гнев советских коммунистических властей. Советские государственные СМИ называли эти группы ленивыми паразитами, пиявками общества и даже фашистами. Но скоро советским идеологам стало не до молодежных движений: СССР рухнул, а субкультуры остались.
Так называемые стилиги были молодежным контркультурным движением с 1950-х по 1980-е годы, главной отличительной чертой которого была яркая и привлекающая внимание одежда. Западные журналисты переводили это слово английским выражением, дословно означавшим «охотники за стилем».
Стиляги в первую очередь отличались модной одеждой — предпочтительно иностранной марки, приобретенной у фарцовщиков. Они были увлечены заграницей, современной западной музыкой и модой, соответствующей моде поколения битников. Стиляги очень любили свинг и буги-вуги. Женщины носили платья и обувь на высоком каблуке, а мужчины выбирали узкие клетчатые брюки и яркие рубашки. Хотя их стиль со временем немного изменился, стиляги всегда носили откровенно смелые фасоны и яркие цвета.
Движение хиппи в Советском Союзе росло рука об руку с черным рынком. В то время как их американские современники были заняты осуждением консьюмеризма, советские хиппи жаждали джинсов в американском стиле и доступа к запрещенной музыке. Факторы, мотивирующие советских хиппи, несколько отличались от тех, которые двигали их американскими собратьями. В то время как американские хиппи восстали против того, что они считали упадочной и коррумпированной потребительской культурой, советские хиппи выступили против государственной дисциплины.
Хиппи в Советском Союзе арестовывали на концертах и преследовали за употребление наркотиков и западные ценности. И все же они доказали, что у Востока и Запада много общего, задолго до того, как пал железный занавес.
Основоположником русского панка считается Егор Летов со своей группой «Гражданская оборона», которая начала выступать в начале 80-х. В конце 1980-х сформировался «Сектор Газа», также вскоре достигший культового статуса. Они создали жанр «колхозный панк», который смешал элементы деревенской жизни с панк-музыкой. Еще одной культовой группой несколькими годами позже стал «Король и Шут», представлявший хоррор-панк, используя костюмы и тексты в форме сказок и басен. Они стали одной из самых продаваемых групп в истории русского рока.
С ростом популярности запрещенной зарубежной музыки альтернативные жанры, в том числе хэви-метал, вошли в моду среди молодых советских граждан. Такие хэви-метал группы, как Black Sabbath, Iron Maiden, Metallica, Judas Priest и Megadeth были очень популярны среди мятежной советской молодежи. Их фанаты стали называться металлистами.
Еще одна интересная субкультура — байкеры. К началу 1980-х количество молодых людей, ездящих на мотоциклах по улицам, заметно выросло. Хотя советские байкеры, как правило, не создавали преступных группировок, им, однако, нравилась та же же тяжелая рок-музыка, что и их западным коллегам. Они обычно собирались вечером по выходным, обычно где-то недалеко от парков или других общественных мест. Им нравилось кататься по сонным улицам ночью, и поэтому они стали предметом пристального внимания полиции. В то же время полицейские мотоциклы часто были устаревшими и нередко отставали от байкеров.
В конце 1980-х о советских неформалах много писала западная пресса. Вот статья из английского журнала…
А эта — из испанского…
… а вот — из немецкого
Молодежные субкультуры существуют и сегодня, однако ощущение новизны и дух протеста в них, конечно, уже не столь ярки. В этом смысле 1980-е уже не повторить.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
-1
Приматам свойственно подражание.
В основном это были мажоры- «москальская » молодежь.Провоцировалось и культивировалось это из американского посольства через дете совдиппредставителей.
- ↓
+2
Аффтор! Ужосснах! Учи матчасть! В советские времена (до 2010 даже!) у нас была милиция, а не полиция!
- ↓
-2
А потом они удивляются, откуда берутся моргенштерны, дани милохины и прочие ТП, задирающие юбки на фоне храмов. Каковы родители — таковы и детки. Яблочко от яблоньки. Я не говорю, что коммунизм — это хорошо. Я призываю на себя посмотреть.
- ↓
+3
Заметка однобока, простите.
Ну и «стилиги» в начале, выдают отношение автора.
- ↓
+11
Какая полиция в 80-х? И не байкеры, а рокеры. Автор не в теме.
- ↓
+2
аффтору сего поста — учить матчасть! Срочно! Тут я с Вами согласна.
- ↑
- ↓
+9
Какие там, в… панки?! Обезьяничество.
- ↓
+8
Судя по прикидам некоторые фото явно из начала 90-ых.
Кожаные косуха и фуражка были модны в аккурат в те самые годы зарождения «рынка», не то что было в конце 80-ых в зародыше, а когда уже большую часть товаров везли из за границы челноки, уже почти толпами ломились с баулами. Да и со свастикой до 1991-93 в открытую особо не погуляешь, воспитание у многих было советское и отношение к подобному соответствующее. Насчёт протестных субкультур полный бред, молодёжь просто понтавалась тогда по своим интересам и не более того.
- ↓
+1
на втором фото не боря немцов в молодости, а сей час уже в царстве аида
- ↓
0
Ада!
- ↑
- ↓
+8
только любители мототелег тогда назывались не байкеры, а рокеры
- ↓
+2
Вся эта хрень началась со середины 80-х… как раз с перестройкой… раньше такое себе было трудно представить. Но… добились, чего хотели… теперь это воспринимается вполне себе нормально… джинсы, бубле гум, кока-кола… одним словом свобода. Наслаждаемся!
- ↓