Подвижные игры советских детей, которых так не хватает современному поколению
В 21 веке у детей есть компьютеры, мобильные телефоны, планшеты с выходом в интернет и разнообразные гаджеты. В СССР всего этого не было. Зато советские дети имели другое – нереально интересный досуг.
Знакомимся с дворовыми играми, популярными в СССР.
Советские дети любили играть в незамысловатую, но при этом очень увлекательную игру в прятки. Она не требовала особой территории (как при игре в футбол). В прятки можно было играть где угодно и в любое время суток. Но лучше всего для этой игры подходили вечера, когда во дворах начинало смеркаться.
Правила:
Здесь нужен водящий. Советские дети использовали самые разные считалки для этой игры. После того как в результате считалки определялся водящий, он становился лицом к стене (или к дереву) и начинал считать громко до 20 (а порой и до 100). Другие игроки должны были успеть спрятаться до того момента, когда он завершит считалку. Если водящему удавалось найти одного из спрятавшихся, то он должен был тут же вернуться к стене (дереву), чтобы постучать. Если же найденный игрок успеет добежать и постучать раньше водящего, то он тем самым выходил из игры. Если же не успеет, то тогда он становится водящим.
Эту игру называли по-разному – салки, догонялки, ляпки, квач. Удивительно, но в каждом регионе Советского Союза дети называли ее по-своему. В общей же сложности насчитывается порядка 40 наименований этой игры. При этом правила ее минимально просты и незатейливы. Водящий должен был догнать («салить») разбегающихся по сторонам игроков.
Правила в догонялках были следующими. С помощью считалки выбирали водящего. Остальные дети становились в круг и после команды «Я салка!» разбегались по сторонам. Иногда добавлялись ограничения, например, не забегать за забор или дальше качелей. Тот игрок, до которого успеет добежать и дотронуться водящий, сам становился «салкой». При этом водящий переходил в статус обычного игрока и уже сам убегал вместе с другими детьми.
Следует отметить, что это самый простой вариант догонялок. Были и другие, в которых, к примеру, водящий, догнавший одного из игроков, продолжал догонять других, но уже не один, а вместе с тем, кого успеть «засалить». Вариантов советских «салок» несколько, и все они отличаются друг от друга.
Ошибочно предположение о том, что классики «родились» в эпоху СССР. На самом деле эта игра известна со времен Средневековья. Однако именно в Советском Союзе она получила небывалую ранее популярность. Не было в СССР двора ли школьной площадки, где бы дети не играли в классики.
По правилам этой игры на асфальте чертили мелом (белым или цветным) прямоугольное поле, в котором выделяли 10 квадратов и полукруг. При этом использовалось несколько вариантов прыжков и разметки игрового поля. Суть классиков заключалась в том, что каждый игрок должен был перепрыгивать одной ногой с квадрата на квадрат, дойдя таким образом до полукруга, а затем повернутся и вернутся по квадратам обратно.
Очень веселая игра. Несколько детей считалкой выбирают водящего, которому завязывают глаза плотной повязкой. Это делается для того, чтобы он не мог никого увидеть. Затем дети раскручивают водящего на месте и быстр разбегаются в стороны. Его задача – вслепую поймать и на ощупь опознать игрока. Если у него это получилось – пойманный становился водящим.
Это командная игра. У каждой из команд должны быть отличительные знаки (например, красные повязки на руках или ленточки). Для всех игроков определяются границы территории, на которой разрешается убегать и прятаться. Половина детей становятся «казаками», другая половина – «разбойниками». После сигнала последние разбегаются и прячутся. «Казаки» же определяют место, где они будут держать пойманных «разбойников». По прошествии оговоренного промежутка времени «казаки» выходят на поиски. Те разбойники, которых успели заметить и догнать «казаки», считаются пойманными. Однако если «казак» разжал руки, «разбойник» вправе убежать.
Непойманные «разбойники» могут выручить пленника. Для этого одному из них следует незаметно подойти к «казаку», ведущему «разбойника», и дотронуться до него. «Запятнанный» «казак» обязан отпустить пленника. Последний в таких случаях вместе с напарником опять убегают и прячутся. Однако если «казак» оказался шустрее и успел дотронуться до второго «разбойника» раньше, то берет в плен обоих. Правда, и тогда у пленников был шанс освободиться. Так, если кто-то из непойманных «разбойников» успевал дотронуться до пленника раньше, чем до него дотронется охранник «темницы», подготовленной «казаками». Игра продолжалась до тех пор, пока команда «казаков» не поймает всех «разбойников».
В СССР в лапту играли и дети, и взрослые. Разумеется, правила игры отличались для тех и для других. Расскажем про детский вариант. Лучше всего подходила для игры в лапту территория дачи. Там, на ровной лужайке, проводили две линии. Расстояние между ними должно было составлять примерно 15-20 м. Одна из этих линий считалась городом, другая – домом. Затем посредством считалки или жребия дети определяли бьющего. Он должен был встать за линией города, а другие игроки стояли в поле за линией дома. Бьющий подбрасывал мяч и тут же бил по нему битой.
Другие игроки следили за «полетом» мяча до тех пор, пока он не пересечет линию «дома», и старались поймать его до того, как он упадет на землю. Если им это удавалось, то бьющий становился в поле, а на его место вставал игрок, поймавший мяч. Если же никто из игроков, находящихся за «домом», не смог поймать мяч и он падал на землю, то бьющий повторно выполнял удар. Если он промахивался, то ему разрешалось повторить попытку. Однако после 3 промахов на место бьющего вставал другой игрок.
Знакомимся с дворовыми играми, популярными в СССР.
Прятки
Советские дети любили играть в незамысловатую, но при этом очень увлекательную игру в прятки. Она не требовала особой территории (как при игре в футбол). В прятки можно было играть где угодно и в любое время суток. Но лучше всего для этой игры подходили вечера, когда во дворах начинало смеркаться.
Правила:
Здесь нужен водящий. Советские дети использовали самые разные считалки для этой игры. После того как в результате считалки определялся водящий, он становился лицом к стене (или к дереву) и начинал считать громко до 20 (а порой и до 100). Другие игроки должны были успеть спрятаться до того момента, когда он завершит считалку. Если водящему удавалось найти одного из спрятавшихся, то он должен был тут же вернуться к стене (дереву), чтобы постучать. Если же найденный игрок успеет добежать и постучать раньше водящего, то он тем самым выходил из игры. Если же не успеет, то тогда он становится водящим.
Салки/Догонялки
Эту игру называли по-разному – салки, догонялки, ляпки, квач. Удивительно, но в каждом регионе Советского Союза дети называли ее по-своему. В общей же сложности насчитывается порядка 40 наименований этой игры. При этом правила ее минимально просты и незатейливы. Водящий должен был догнать («салить») разбегающихся по сторонам игроков.
Правила в догонялках были следующими. С помощью считалки выбирали водящего. Остальные дети становились в круг и после команды «Я салка!» разбегались по сторонам. Иногда добавлялись ограничения, например, не забегать за забор или дальше качелей. Тот игрок, до которого успеет добежать и дотронуться водящий, сам становился «салкой». При этом водящий переходил в статус обычного игрока и уже сам убегал вместе с другими детьми.
Следует отметить, что это самый простой вариант догонялок. Были и другие, в которых, к примеру, водящий, догнавший одного из игроков, продолжал догонять других, но уже не один, а вместе с тем, кого успеть «засалить». Вариантов советских «салок» несколько, и все они отличаются друг от друга.
Классики
Ошибочно предположение о том, что классики «родились» в эпоху СССР. На самом деле эта игра известна со времен Средневековья. Однако именно в Советском Союзе она получила небывалую ранее популярность. Не было в СССР двора ли школьной площадки, где бы дети не играли в классики.
По правилам этой игры на асфальте чертили мелом (белым или цветным) прямоугольное поле, в котором выделяли 10 квадратов и полукруг. При этом использовалось несколько вариантов прыжков и разметки игрового поля. Суть классиков заключалась в том, что каждый игрок должен был перепрыгивать одной ногой с квадрата на квадрат, дойдя таким образом до полукруга, а затем повернутся и вернутся по квадратам обратно.
Жмурки
Очень веселая игра. Несколько детей считалкой выбирают водящего, которому завязывают глаза плотной повязкой. Это делается для того, чтобы он не мог никого увидеть. Затем дети раскручивают водящего на месте и быстр разбегаются в стороны. Его задача – вслепую поймать и на ощупь опознать игрока. Если у него это получилось – пойманный становился водящим.
Казаки-разбойники
Это командная игра. У каждой из команд должны быть отличительные знаки (например, красные повязки на руках или ленточки). Для всех игроков определяются границы территории, на которой разрешается убегать и прятаться. Половина детей становятся «казаками», другая половина – «разбойниками». После сигнала последние разбегаются и прячутся. «Казаки» же определяют место, где они будут держать пойманных «разбойников». По прошествии оговоренного промежутка времени «казаки» выходят на поиски. Те разбойники, которых успели заметить и догнать «казаки», считаются пойманными. Однако если «казак» разжал руки, «разбойник» вправе убежать.
Непойманные «разбойники» могут выручить пленника. Для этого одному из них следует незаметно подойти к «казаку», ведущему «разбойника», и дотронуться до него. «Запятнанный» «казак» обязан отпустить пленника. Последний в таких случаях вместе с напарником опять убегают и прячутся. Однако если «казак» оказался шустрее и успел дотронуться до второго «разбойника» раньше, то берет в плен обоих. Правда, и тогда у пленников был шанс освободиться. Так, если кто-то из непойманных «разбойников» успевал дотронуться до пленника раньше, чем до него дотронется охранник «темницы», подготовленной «казаками». Игра продолжалась до тех пор, пока команда «казаков» не поймает всех «разбойников».
Лапта
В СССР в лапту играли и дети, и взрослые. Разумеется, правила игры отличались для тех и для других. Расскажем про детский вариант. Лучше всего подходила для игры в лапту территория дачи. Там, на ровной лужайке, проводили две линии. Расстояние между ними должно было составлять примерно 15-20 м. Одна из этих линий считалась городом, другая – домом. Затем посредством считалки или жребия дети определяли бьющего. Он должен был встать за линией города, а другие игроки стояли в поле за линией дома. Бьющий подбрасывал мяч и тут же бил по нему битой.
Другие игроки следили за «полетом» мяча до тех пор, пока он не пересечет линию «дома», и старались поймать его до того, как он упадет на землю. Если им это удавалось, то бьющий становился в поле, а на его место вставал игрок, поймавший мяч. Если же никто из игроков, находящихся за «домом», не смог поймать мяч и он падал на землю, то бьющий повторно выполнял удар. Если он промахивался, то ему разрешалось повторить попытку. Однако после 3 промахов на место бьющего вставал другой игрок.
Современным детям не понять тех эмоций, которые приносили дворовые игры, популярные в СССР.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+5
Ещё древняя и вечная игра — «делить землю»
- ↓
-2
Собственно, все эти подвижные игры достались в наследство от царского времени, а то и более ранних времен, например прятки, вовсе древняя игра. В классики в Европе играли в Средние века. Все эти попытки в советское сляпать какой ни то пионербол кончились ничем.
- ↓
+5
Девочки ещё без конца в резинку прыгали, у них любимые игры — классики, резинка и скакалки. Или свяжут скакалки вместе, две крутят, а одна посередине прыгает.А если мы с девчонками соглашались играть, то в «глухой телефон» или «колечко-колечко, выйди на крылечко»
- ↓
+3
О, жмурки! Особенно если дома у кого то и место ограничено… Нахохочемся так, что животы болят, лица красные и слёзы от смеха. Один на холодильник влез и в угол прижался. Водящий чует, что он где-то рядом, ловит в воздухе руками, но не может дотянутся какие-то сантиметры! а тот стоит и весь зажался, чтобы в голос не заржать. Другой водящему в руки сунул огромный валенок. Тот обрадовался, схватил. Понял, что ошибся и как запустит валенком! В сервант попал, ладно не разбил ничего. Это вызвало взрыв всеобщего хохота.
- ↓
+5
В банки ещё играли. У каждого была любимая палка для этой игры. На асфальте в маленький кружок ставили банку(хоть от Мальвы), далее чертили линии — откуда палки кидать, чтобы сбить банку. Самая дальняя линия — «рядовой», потом ближе — звания повышались, вплоть до «генералиссимус» ближе всего бросать. Водящий стоял ближе к банке. Все кидали, кто-то сбивал банку. Все бежали свои палки забрать, а водящий своей палкой отгонял, кого коснётся — тот становился водящим. Если сбил банку — повышаешься в звании. Я уже не очень хорошо помню правила — почти полвека прошло.
- ↓
0
У нас это соревнование называлось почему-то «пекарь».Ему предшествовала «квалификация»С самой дальней линии, один край палки в руке, другой упереть в стопу.С места, махом ноги бросить палку как можно дальше.Чья ближе всех упадет, тот и «пекарь.Во время игры, если банка сбита, пекарь обязан сначала поставить ее на место, а потом гоняться за игроками.Но не тут-то было! Игрок может защищаться палкой, как в фехтовании, если успел подобрать.Другой в это время изловчится и собьет банку.Пока водящий ставит, остальные забегают за линию, где игроки в безопасности.Сбивший банку перемещается в следующем туре на одну линию ближе.Чем больше игроков, тем меньше шансов у „пекаря“ покинуть свой пост.Задняя линия чертилась в 10-12м от банки, первая<3м.Если никто не попал и палки так кучно, что шансов нет схватить без „укола“, пекарем становится тот, чья палка дальше всех от банки.Где-то так
- ↑
- ↓
+1
И у нас она называлась ПЕКАРЬ. Ещё были три вида бросков палки по банкам. 1- в размах 1 очко. 2- копьем 2 очка(как спортсмены метают копьё. 3- так же как копьё, только палка бросается плашмя 3 очка
- ↑
- ↓
+1
Еще мы любили играть в штандер (в него наверное все играли) и кондалы (с ударением на первом слоге). Помните? «Закованы! Раскуйте нас» и т.д. Фиг знает, откуда взялись эти странные названия, но эти игры были реально подвижными и азартными.
- ↓
+1
Водящий должен был догнать («салить») разбегающихся по сторонам игроков. Вообще то если такой знаток то водящий должен запятнать ( Осалить ), а не засалить :)
- ↓
+4
В Азии были игры лянга(кусок козлиной шерсти с кожей и свинцом), альчики или ашички(сустав барашка) это игра как в России Бабки(сустав свиньи), да много чего.Мы развивались фезически, весь день на свежем воздухе.
- ↓
+8
Телефоны и компьютеры были введены специально, что бы подрастающие поколения сделать идиотами и они(враг)-этого добился.
- ↓
0
О да, ведь классики и жмурки так способствовали интеллектуальному развитию!
- ↑
- ↓
+1
Подвижные игры способствовали физическому развитию, а интеллектуальному-школьные занятия
- ↑
- ↓
0
Спасибо, Кэп! Сарказм — это не для вас.
- ↑
- ↓
+1
Вспоминаю Московское Дорогомилово начала-середины пятидесятых годов, с его бараками, дровяными сараями, уличными туалетами и земляными дворами — мы, пацанва, играем после школы в «футбол», лапту или городки. Приходят с работы или учебы наши старшие братья, а у кого-то и отцы, отнимают у нас мячик или биты и начинают играть сами. Как сейчас понимаю — стресс снимали мужики. Практически все они были фронтовиками…
- ↓