Пётр Тодоровский. Невероятная история удивительного человека

26 августа 1925 года родился гениальный советский режиссер, талантливый оператор и композитор Пётр Тодоровский. Его личность прекрасно демонстрируют снятые им фильмы, которые зрители помнят и любят до сих пор. Среди многих его постановок можно выделить такие гениальные картины, как “Верность", «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова» и другие.




Каждая киноработа Тодоровского наполнена добротой, мудростью, любовью и юмором. И это неудивительно, потому что таким же качествами обладал и сам Пётр Ефимович, который располагал к себе каждого, кто хоть раз пересекался с ним. И хотя война оставила неизгладимый след на судьбе Петра Тодоровского, он сумел сохранить эти добрые качества и пронести их через всю жизнь.




История Петра Тодоровского начинается в городе Бобринца, Кировоградской области, Украинской ССР, где прошло трудное детство будущего режиссера. Его родители, Ефим Гильевич Тодоровский и Розалия Цалевна Островская, жили бедно; вот как вспоминал Петр Ефимович то время:

Я знаю, что значит голод. В 1932-м я выбирал из веника пупырышки, толок их с гнилой свёклой. Называлось это «матарженики».
Тодоровский только окончил девять классов средней школы, как началась Великая Отечественная война, и он вместе с родителями эвакуировался в Сталинград. Его отец хватался за любую работу и вскоре он вместе с Петром устроился на электростанцию разгружать уголь. В ноябре 1941 года, из-за наступления немцев, семье пришлось вновь бежать. На этот раз путь их лежал в Новоузенский район Саратовской области, где Пётр с отцом устроились работать в колхоз «Песчаный Мар».




Когда Петру Тодоровскому исполнилось восемнадцать лет, он добровольцем записался в ряды Красной Армии. В апреле 1943 года стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища и с 1944 года командир миномётного взвода, который входил в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта.
Тодоровский участвовал в освобождении таких польских городов, как Варшава, Быдгощ, Щецин, и взятии Берлина. В марте 1945 года Пётр Ефимович был контужен неподалёку от германской коммуны Шёнхаузена, после чего война для него закончилась. Вот как вспоминал об этом непростом времени Пётр Тодоровский:

Война — это четыре года жизни в нечеловеческих, противо­естественных условиях. Там было всё — жестокость и несправедливость, романы и смерти, храбрость и трусость, бездарность командиров и героизм солдат, предательство и самопожертвование.



После войны Пётр Ефимович еще какое-то время служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. А после того, как был уволен в запас, начал работать на заводе стеклотары, параллельно он окончил десятый класс и брал уроки рисования. Серьезно задумавшись о своей будущей профессии, в 1949 году Тодоровский поступил во ВГИК, на курсы оператора, которые с успехом окончил в 1954 году, после чего был принят в Кишинёвскую киностудию документальных фильмов.
В качестве оператора он участвовал в съёмках цикла передач для киножурнала «Советская Молдавия». А затем Пётр Ефимович дебютировал в полном метре в фильме 1955 года «Молдавские напевы», где он работал совместно с оператором Радомиром Василевским. В дальнейшем они были главными операторами на легендарной картине «Весна на Заречной улице» (1956).

В качестве режиссера Пётр Ефимович дебютировал в 1962 году, сняв чёрно-белую психологическую драму «Никогда». В одном из интервью Тодоровский говорил:

Этот фильм был мощным трамплином, который дал мне возможность изменить свою жизнь. Он открыл мне дорогу в режиссуру…

В кинематографе Пётр Ефимович достиг больших успехов, он снял великую картину “Верность", в основу которой легли фронтовые воспоминания режиссёра. Также нельзя не вспомнить его прекрасные фильмы: «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), “Интердевочка” (1989) и особенно “Военно-полевой роман" (1983), за работу над которым в 1985 году Тодоровский был номинирован на премию «Оскар». По этому поводу он вспоминал интересный случай:

Меня номинировали на «Оскар», но к этому я отнёсся спокойно. Наши были в Афганистане, «Аэрофлот» выгнали из Америки, так что я понимал… И ещё была проблема со смокингом. У меня смокинга не было. На “Мосфильме” нашли какой-то из сукна толщиной в два пальца, подогнали. Жара 28 градусов. Все в лёгких смокингах. А я сижу в этой шинели. С бабочкой. Мне не до “Оскара”. Я оттуда выскочил как ошпаренный.”

Пётр Ефимович дебютировал в кино в качестве актера в 1970 году, снявшись в военной драме Марлена Хуциева “Был месяц май”. В этом фильме Тодоровский исполнил роль старшего лейтенанта Владимира Яковенко, которая стала самой известной актёрской работой знаменитого режиссёра. В дальнейшем Пётр Тодоровский снялся в небольших ролях в военной драме Григория Чухрая “Трясина” (1977) и в телесериале “Курсанты” (2004), в основу сценария легла автобиографическая повесть Петра Ефимовича.

Тодоровский также известен в качестве композитора и автора песен к целому ряду кинофильмов. Он играл на семиструнной гитаре и в своё время аккомпанировал Владимиру Высоцкому во время записи его песен. Пётр Ефимович был умелым импровизатором и обладал совершенно неповторимой манерой игры на акустической гитаре.

Что касается личной выдающегося режиссёра, то в молодости он был женат на популярной актрисе театра и кино Надежде Чередниченко. Но нормальной семейной жизни не получилось. Надежда хотела, чтобы Пётр Ефимович оставил кинематограф и сосредоточил свои усилия на музыке, потому что у него был идеальный слух. Но будучи уже известным оператором Тодоровский решил решил развестись с Чередниченко. Они оказались слишком разными и вместе жить уже не могли.


Пётр Тодоровский и Мира Герман

Второй супругой Петра Ефимовича стала Мира Григорьевна Герман. В этом браке в 1962 году родился их единственный сын Валерий Тодоровский, который в дальнейшем связал свою жизнь с кино. Валерий получил широкую известность в качестве режиссёра, сценариста и продюсера.

Пётр Ефимович Тодоровский ушёл из жизни 24 мая 2013 года в Москве. Ему было 87 лет.
« Почему в Советском Союзе было 700 сортов хлеба?
Экспорт «Москвича» 408/412 »
  • +100

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Доброволец, конечно, вызывает искреннее уважение. И фильмы есть хорошие. Но вот чувствовалась в нём нелюбовь к СССР. Может, вторая жинка поработала? А уж потомок свою нелюбовь к СССР (России), похоже, и не скрывал. Скорее выставлял на показ. Кажется, сейчас у наших «друзей» америкосов проживает? А в Россию приезжает «бабло зашибать»?
+1
Обожаю его! Замечательный режиссёр и человек! Его фильмы добрые, светлые, родные… А город, в Кировоградской, теперь, уже в Кропивницкой области, называется Бобринец. У вас название в родительном падеже. Исправьте.
-1
Ох, надоели евреи эти…
0
Начиная с Иисуса Христа?
+7
Старый антисоветчик
+15
Тодоровский в 1992 году снял фильм «Анкор, ещё анкор!», где был сценаристом, режиссером и композитором. Посмотрев этот фильм вообще не понимаешь, как мы выиграли войну с таким дебильным и морально разложившимся офицерством. Хуже всего, что фильм снял фронтовик, а фронтовикам мы привыкли верить. Сейчас антисоветского кино полно, но Тодоровский проторил дорожку.
+1
Так он и был скрытым антисоветчиком… И среди фронтовиков такие есть. Дождался момента, когда открыто можно было выразить своё истинное отношение к СССР, России, её народу.
+8
Потом была ещё более антисоветская «Рио Рита».
0
Хорошие фильмы! Действительно — гениальный советский режиссер!
-2
Кто ел «матарженики» или нечто подобное- именно они настоящие Люди. И не важно что делают, фильм или деталь на токарном станке. Душа у таковых есть. И смысл жизни.
+1
Создатель прекрасных, глубоких фильмов.
+4
Прекрасный человек, честный, порядочный и талантливый режиссёр. Проживший долгую, непростую, но светлую жизнь.
+1
Жаль, правда, что на самом деле -антисоветчик. Но это мне жаль. А русофобам — не жаль. Наоборот, дополнительные баллы к таланту за это прибавляют…
+1
А вот его потомок свою нелюбовь к СССР (России), похоже, и не скрывал. Скорее выставлял на показ. Кажется, сейчас у наших «друзей» америкосов проживает? А в Россию приезжает «бабло зашибать»? Возможно, мамаша (вторая жена П. Тодоровского) «перекуковала»?