Этот советский фильм хотели не просто запретить, а полностью уничтожить все копии
Кинокартина «Первороссияне», которая была снята в 1967 году, настолько испугала советское руководство, что то пошло на непривычно жесткий шаг. Фильм не ограничили в прокате («положили на полку»), не запретили, а уничтожили. Оказались «смыты» все тридцать две прокатные копии фильма. О нём мы сейчас знаем только благодаря чудом сохранившимся негативам, которые не меньшим чудом два десятилетия назад удалось восстановить.
Кадры из фильма «Первороссияне» (1967)
Так что же произошло? Начнем с того, что в 1966-1967 годах снималось значительное количество лент, которые должны были быть посвящены «Юбилею Октября», то есть пятидесятилетию октябрьской революции. Собственно творческая интеллигенция ещё не слишком осознала, что «оттепель» закончилась и начались первые проявления «заморозков». По этой причине «на полку» (то есть под негласный запрет) попали многие фильмы, снятые в то время: «Интервенция», «Начало неведомого века», «Комиссар» и т.д.
Кадр из фильма «Первороссияне» (1967)
Однако оные никто не уничтожал. Чем же так не угодили, точнее говоря, ужаснули «Первороссияне», которые были волной экранизацией поэмы вполне признанной советской поэтессы Ольги Бергольц. Проблема в том, что фактический создатель ленты Евгений Шифферс решил обратиться к «подлинной природе» революции, рассматривая её не как романтическое и праздничное происшествие, а как проникнутое мрачной мистикой деяние.
Кадры из фильма «Первороссияне» (1967)
И пока интеллигенция, которая по привычке таила «либеральную фигу» в кармане, воспевала «комиссаров в пыльных шлемах», Евгений Шифферс решили явить потенциальному зрителю подлинную кино-мистерию. Не «сентиментальный марш», про то, как всем будет хорошо, а явление мистических сил, пришедших к нам будто бы из другой вселенной. В итоге мы видим Ленина не как вождя, не ожившую иллюстрацию про «доброго дедушку», а как представителя иного мира, фактически «иносущество».
Кадр из фильма «Первороссияне» (1967)
Опять же фильм начинается с геометрически выверенной процессии похорон, которая более напоминает прорвавшийся сквозь тысячелетия древнеегипетский ритуал, нежели революционную демонстрацию. И тут нам показывают главных героев фильма, которые с испугом и в то же время с любопытством взирают на «новый мир». Они словно те самые, похороненные, которые были обращены «иносуществом», а потом воскресли, и пытаются понять, что же произошло.
Кадр из фильма «Первороссияне» (1967)
Отправившись из Петрограда на далекий Алтай, они должны там создать коммуну. Что, конечно же, не вызывает восторга у местных жителей. И опять мы видим мистические отсылки. С одной стороны коммунары, которые сами впрягаются в борону, словно проводя обряд пахоты. А ещё есть механически действующие неутомимые косцы, которые стройным рядом двигаются на зрителя. Невольно вспоминаешь про «мрачного жнеца».
Кадры из фильма «Первороссияне» (1967)
С другой стороны, есть старейшины, которые в итоге решаются на убийство большевиков. И те напоминают старцев-сказителей с иллюстраций Билибина. Да и сам атаман, двигающийся в белёсой пурге, походит на сказочного персонажа.
Кадры из фильма «Первороссияне» (1967)
Так что же произошло? Начнем с того, что в 1966-1967 годах снималось значительное количество лент, которые должны были быть посвящены «Юбилею Октября», то есть пятидесятилетию октябрьской революции. Собственно творческая интеллигенция ещё не слишком осознала, что «оттепель» закончилась и начались первые проявления «заморозков». По этой причине «на полку» (то есть под негласный запрет) попали многие фильмы, снятые в то время: «Интервенция», «Начало неведомого века», «Комиссар» и т.д.
Кадр из фильма «Первороссияне» (1967)
Однако оные никто не уничтожал. Чем же так не угодили, точнее говоря, ужаснули «Первороссияне», которые были волной экранизацией поэмы вполне признанной советской поэтессы Ольги Бергольц. Проблема в том, что фактический создатель ленты Евгений Шифферс решил обратиться к «подлинной природе» революции, рассматривая её не как романтическое и праздничное происшествие, а как проникнутое мрачной мистикой деяние.
Кадры из фильма «Первороссияне» (1967)
И пока интеллигенция, которая по привычке таила «либеральную фигу» в кармане, воспевала «комиссаров в пыльных шлемах», Евгений Шифферс решили явить потенциальному зрителю подлинную кино-мистерию. Не «сентиментальный марш», про то, как всем будет хорошо, а явление мистических сил, пришедших к нам будто бы из другой вселенной. В итоге мы видим Ленина не как вождя, не ожившую иллюстрацию про «доброго дедушку», а как представителя иного мира, фактически «иносущество».
Кадр из фильма «Первороссияне» (1967)
Опять же фильм начинается с геометрически выверенной процессии похорон, которая более напоминает прорвавшийся сквозь тысячелетия древнеегипетский ритуал, нежели революционную демонстрацию. И тут нам показывают главных героев фильма, которые с испугом и в то же время с любопытством взирают на «новый мир». Они словно те самые, похороненные, которые были обращены «иносуществом», а потом воскресли, и пытаются понять, что же произошло.
Кадр из фильма «Первороссияне» (1967)
Отправившись из Петрограда на далекий Алтай, они должны там создать коммуну. Что, конечно же, не вызывает восторга у местных жителей. И опять мы видим мистические отсылки. С одной стороны коммунары, которые сами впрягаются в борону, словно проводя обряд пахоты. А ещё есть механически действующие неутомимые косцы, которые стройным рядом двигаются на зрителя. Невольно вспоминаешь про «мрачного жнеца».
Кадры из фильма «Первороссияне» (1967)
С другой стороны, есть старейшины, которые в итоге решаются на убийство большевиков. И те напоминают старцев-сказителей с иллюстраций Билибина. Да и сам атаман, двигающийся в белёсой пурге, походит на сказочного персонажа.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+7
Всего лишь один чей-то взгляд на жизнь, не более того. Оценка, понятно, зависит от позиции.
Кому-то засуха- урожай погиб, а кому-то — больше прибыль от продажи хлеба…
В общем, не сотвори себе кумира, как обычно.
Вряд ли, думается, рук-во испугалось — просто, им было противно от фильма, у них было другое вИдение тех событий.
- ↓
+11
Что то мне подсказывает, что муть это какая то (читал и ранее про этот фильм).
- ↓
-2
Близко к правде
- ↓
-1
есть на окко, посмотрите
- ↓
-5
прежде чем начать осуждать, надо посмотреть и осмыслить, кто то читал доктор Живаго Пастернака? там описывается революция и гражданская война, как это было, книга тоже была запрещена, сейчас изучается, у кого то есть родственники жившие в то время? поговорите с ними, узнайте как все было, в книгах полное вранье и восхваление
- ↓
0
Читали и даже «осмыслили»… Вот только взгляд самого Пастернака не есть «истина». Роман скучен (предполагаю, что «Жизнь Клима Самгина» Горького значительно талантливее, хотя тоже не слишком популярна у читателей и на Нобелевскую не представлялась), но стихи в «Живаго» действительно хороши.
- ↑
- ↓
+2
Бунин, Пастернак, Бродский, Солженицын Нобелевские премии получили на «волне оппозиции» к СССР. Вот вам и «высокая проба» Нобелевской премии в области литературы… Честным людям всё понятно. Но в Нобелевском комитете сидят такие же русофобы, как и в Госдепе…
- ↑
- ↓
+1
«Доктора Живаго»-так будет более правильно.
- ↑
- ↓
+1
угу, пастернак написал художественный свист
- ↑
- ↓
0
Заманскис
- ↓
+3
Прежде чем огульно охаивать фильм нужно его посмотреть… а то собралась толпа " знатоков" душ человеческих…
- ↓
+16
Евгений Львович Шифферс — широко известный в узких кругах диссидент. Больной человек с мистикой. Что вы от него хотите.
- ↓
+3
Остаётся порадоваться, что широко известного в узких кругах диссидента
«заузили» и не дали широко развернуться…
- ↑
- ↓
+19
Евгений Львович Шифферс (6 сентября 1934, Москва — 15 мая 1997. В период службы в СА, в ноябре 1956 года оказался в Венгрии, в составе советских войск, направленных на подавление восстания 1956 года. Был там контужен. В 1958 году Евгений Шифферс был демобилизован по состоянию здоровья в звании лейтенанта. Последствия ранения вызывали хронические воспаления коры головного мозга. В этом же году он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино. За антисоветизм уволен из киностудий и театров. В 1979 году был награждён ленинградской диссидентской премией Андрея Белого. Погрузился с мистику и пережитый им мистический опыт — видения с религиозным содержанием — сыграли определяющую роль для всей последующей жизни. Так что удивляться его бредовым произведениям не приходится – больной человек.
- ↓
+13
Правильно сделали! Молодцы!!!
- ↓