Главный запрещённый фильм Советского Союза

Путь режиссёра Александра Аскольдова в режиссуру был витиеватым. Сначала он отучился на филолога в МГУ, потом поступил в аспирантуру Литературного института, где увлёкся Булгаковым, в то время писателем полуподпольным, познакомился со вдовой Булгакова и стал писать статьи о его творчестве. Эти статьи показались небезынтересными чиновникам, так что Аскольдова пригласили в Министерство культуры, где он превратился в театрального критика, а потом занялся и кино. Постепенно именно кино стало для него более важным, он перешёл в Госкино, и уже работая там, осознал, что хочет снять картину.

Свою собственную картину, в которую надо вложить душу.

Ради этого Александр в 32 года поступил на Высшие режиссёрские курсы к Сергею Герасимову. Герасимов давно знал Аскольдова был к нему расположен и покровительствовал, а когда тот захотел в качестве дипломной работы экранизировать рассказ «В городе Бердичеве» Василия Гроссмана, горячо его поддержал. Фильм получил название «Комиссар».

Главный запрещённый фильм Советского Союза

Кадр из фильма «Комиссар»

Поскольку дело происходило в 1966 году выбранная тема была актуальной. Уже вовсю началась подготовка к полувековому юбилею революции, а история Гроссмана рассказывала о временах Гражданской войны. К тому же Александру Аскольдову удалось заполучить уже звёздных актёров: Нонну Мордюкову и Ролана Быкова. Для дебютанта это было немыслимо, но помогли и известность в творческих кругах самого Аскольдова, и авторитет его учителя Сергея Герасимова. Кстати, в образе комиссарши режиссёр изначально видел Мордюкову, да и сценарий писал под неё. К счастью, актриса тоже почувствовала, что это её героиня, и согласилась без долгих раздумий.

Главный запрещённый фильм Советского Союза

Фото со съёмок

А вот Ролан Быков поначалу от роли отказался. Александра он знал давно и даже приятельствовал с ним, но появляться на экране в образе еврея желанием не горел.

Но через некоторое время подумал, что в герое всё-таки что-то есть. У Аскольдова уже был другой претендент, однако пробы с Быковым он провёл. И его видение героя показалось режиссёру очень интересным, так что в фильм взяли именно Быкова.

Главный запрещённый фильм Советского Союза

Фото со съёмок

В конце лета 1967 года ленту «Комиссар» смонтировали и представили коллегам. Сотрудники студии имени Горького, где и снималась картина, на закрытой премьере были сдержаны, а вот председатель Госкино Владимир Баскаков, который посмотрел фильм чуть позже, пришёл в восторг.

Ему «Комиссар» так понравился, что он, поздравляя Александра Аскольдова с успешным дебютом в кино, сравнил его творение с шедевром Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”». Но после этого началось подозрительное затишье, и буквально через месяц на режиссёра обрушился шквал критики от цензоров.

Его обязали внести десятки правок, но режиссёр менять что-то в картине отказался наотрез. Такое непокорство привело к тому, что фильм отправили на полку, а Александра Аскольдова уволили за профессиональную непригодность. Спустя несколько лет он снял документальный фильм, но «Комиссар» так и остался единственной художественной работой режиссёра.

Несмотря на отлучение от кино, Аскольдов надеялся, что «Комиссар» всё-таки дойдёт до зрителей. И не зря.

В середине восьмидесятых с наступлением перестройки начали открываться архивы, публика увидела запрещённое прежде кино, в том числе и фильм Аскольдова. Его показали в рамках 15 Московского кинофестиваля летом 1987 года, спустя 20 лет после съёмок. Ещё через полгода состоялась уже официальная премьера «Комиссара», и это стало фантастически громким событием.

Сначала фильм восхвалили в СССР, а затем началось его без преувеличения триумфальное шествие по миру и коллекционирование наград.

Сейчас картина признана шедевром не только советского кино, но и кино мирового, а некоторые специалисты считают, что именно в этом фильме Нонна Мордюкова сыграла лучшую роль. А вот создатель ленты, сегодня уже легендарной, до конца жизни больше ничего не снял. Он много лет писал сценарий и вынашивал мысль о новой работе, но, увы, не успел реализовать задумку.

А вы согласны с фразой главной героини, комиссара Клавдии Вавиловой, сказавшей: «А людям не сказки нужны. Людям нужна правда»?

Смотрите также на сайте «Назад в СССР»:

6 сцен из популярных комедий, вырезанных советской цензурой

Идейно вредные веяния: музыкальные группы, запрещенные в СССР

10 фильмов, долго пролежавших на полке из-за советской цензуры

Оставить комментарий

Последние комментарии

dancehall

Фильм не смотрел, а из статьи непонятно, кто и почему натравил кинокритиков на режиссера?

kkozerog

Фильм — фигня. Премии получил за то, что был запрещён «злобной советской цензурой, душившей творческую интеллигенцию». Если б выпустили в 1966, о нём бы никто и не вспомнил.

zikombo

Фильм — полная хрень… сплошное вранье… а какие то там премии — все получены на Западе… Ничего не меняется — сколько чернухи про Советский период сейчас снято… и все получают какие-то премии на Западе… Обгадь советское время и премия на западе тебе обеспечена… Надоело уже это все. Свободу Платошкину!

argoluz

Возможно и была цензура, возможно она была политизирована, но посмотрев некоторые фильмы, якобы запрещёные к показу… лучше бы они так и лежали бы на«полках»

comp-2

Считаю, что и правильно, что была цензура!!! Ее отсутствие довело страну черти до чего. Примером служат «передачи» по 1-му каналу и по «России 1», не говоря уже про «молодежные» каналы. Всякие Джигурды, Малаховы, Ахеджаковы, Макаревичи несут ахинею — и ничего..., рассуждайте дальше!!!

виктор зайцев

Я в общем-то в культуре, можно сказать с четырёх лет… Когда отец поставил дирижировать своим духовым оркестром. Потом сам работал, получил высшее. Я это к тому, что всегда был ПРОТИВ каких-либо запретов на творчество(если это в рамках, как говорится и по ВОЗРАСТНЫМ категориям). Но право, посмотрев(послушав, прочитав) некоторые «творения» из тех самых, «не пробившихся во времена СССР», лично я начинал думать-«Лучше бы они оставались где-нибудь там..., высоко в горах… но не в нашем районе». Во всяком случае у меня начинались «брожения в мозгах» и недоумение-«А из-за чего в общем то такой шухер? Фильм как фильм… Книга как книга… Отчего такая истерика. Что до этого „Комиссара“.Шикарная работа Быкова и Мордюковой… но к содержанию ленты это не относится, как в целом. Эпизод гражданской войны не более. А вот это...»без преувеличения триумфальное шествие по миру и коллекционирование наград". Так это как раз и играет ПРОТИВ этого произведения. С РОссией так было, есть и будет ВСЕГДА: «Если её хвалят на Западе, а тем паче англосаксы… Значит ОНА, Россия, делает что-то НЕ ТАК… для себя и своего народа». Надо же, титул какой: «Самым успешным русским фильмом на экранах ФРГ после Второй мировой войны»дата 1989 (это когда СССР уже забивали ногами, между прочим).Лучший… Для них нет ни «Войны и мира» Бондарчука, ни даже оскароносца «Москвы, которая как известно слезам не верит».Почему фильм «положили на полку»… А вы на ДАТУ посмотрите. Юбилей, 50 лет Великой Октябрьской и так дальше, как сказал товарищ Киров в 1927 году… А фильм НЕ ПРАЗДНИЧНЫЙ… Нет пафоса, революционного «эстузиазма» так сказать. Не вписывался в требования дня и юбилея. Вот и положили. А потом… Забыли. Кстати о его ценности. Будь он РЕАЛЬНО нужен простому народу… Пошёл бы в «кинозалы и в народ», как многие другие, которых ТОЖЕ, клали на полку, а сегодня… некоторые из них просто ТРАДИЦИИ «просмотр перед начинанием».Как та же кинолегенда про товарища Сухова и таможенника Верещагина (Белое солнце пустыни). Она ведь тоже… лежала на полке. Но её смотрят (и как). Правда не так облизали за Западе как «комиссаршу»… Ну так это и есть РЕАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ и ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ любой киноленты.

viktor_vb

Интересно, а почему это этот фильм «Главный запрещенный в СССР». Может автор приведет причины или какое-нибудь постановление, где написано почему и за что он запрещен? Может просто не пошел в прокат из-за своего низкого качества.

slepuhin73

Правда всегда горькая

Илья К

Страно

borisbass

Фильм не стоит того, что бы на него валом ходить.Так себе.Но произведением искусства можно назвать. Сейчас и подобие того никто и никогда не снимет. Кто снимет? Михалков, что ли? Был Говорухин, у которого все фильмы сильные. Так его уже нет. А современные только и могут военную тематику грязно мусолить, да грязные блокбастеры снимать.Сравните «Угрюм река», старый фильм и «Угрюм река», современный. Где шэдэвр а где мыло? А так, тем хороших полно.Про перевал Дятлова никто уже нормально не снимет.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024