Жди меня, и я вернусь ...

14 января 1942 года было впервые опубликовано стихотворение Константина Симонова «Жди меня», сразу ставшее в эти страшные для страны дни поистине народным.
Номер газеты «Правда» от 14 января 1942 года.



Вслед за «Правдой» «Жди меня» сотни раз перепечатывалось во всех фронтовых газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылали с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листочки хранили с самыми дорогими реликвиями.

«Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой».

Когда уже после войны Симонову во время творческих встреч задавали вопросы об истории создания этого стихотворения, он обычно отвечал:
«У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».



Константин Симонов

Но история у этого проникновенного лирического стихотворения все-таки была и довольно любопытная… Более подробно о ней позже рассказывал сын Константина Симонова, писатель и режиссер Алексей Симонов (с текстом интервью можно ознакомиться на сайте «Культура. РФ»):
«В июле 1941 года Константин Симонов приехал в Москву после своей первой командировки на фронт. Он своими глазами увидел все ужасы первого разгрома советских войск, полную растерянность от внезапного наступления фашистов и нашу неготовность к предстоящей войне. В Москве он должен был пробыть два дня — ожидая, пока его переведут из газеты «Известия» в газету «Красная звезда». Друг отца, писатель Лев Кассиль, предложил пожить у него на даче в Переделкино. И вот там, 28 июля 1941 года, и было написано стихотворение «Жди меня».
Сам Константин Симонов так вспоминал о тех июльских днях 1941 года, проведенных на даче Льва Кассиля:
«Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина.… На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война.… Наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне, сколько о своей собственной судьбе на ней.… И вообще война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «… Жди, когда снега метут...» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая...».
По словам Алексея Симонова, это стихотворение, несмотря на свои, казалось бы, очевидные достоинства, было опубликовано не сразу:
«Давид Ортенберг, главный редактор газеты «Красная звезда», оказался совершенно не провидцем. Он был очень хорошим редактором, но со стихотворной сферой не сложилось. Ортенберг сказал, что «Жди меня» — очень интимное стихотворение и печатать он его не будет. В итоге отец два раза прочитал текст по радио, но опубликовали его гораздо позже. Спустя полгода после того, как было написано, 14 января 1942 года, стихотворение появилось на третьей полосе в газете «Правда» и сразу обрело невероятную популярность».
Этот «гимн верности и любви» был посвящен возлюбленной и будущей жене поэта, актрисе Валентине Серовой.



Валентина Серова

Впервые 24-летний начинающий драматург Константин Симонов увидел 22-летнюю Валентину Серову за год до начала войны на сцене Театра имени Ленинского комсомола в спектакле «Зыковы». Несмотря на юный возраст, тогда Валентина была уже известной актрисой и не менее известной вдовой летчика, Героя Советского Союза Анатолия Серова, погибшего 11 мая 1939 года в ходе испытательного полёта, который он выполнял вместе с не менее прославленной летчицей Полиной Осипенко.
Это была любовь с первого взгляда: после этой встречи Валентина становится музой Симонова, стихи, посвященные Серовой, он сложил в цикл любовной лирики «С тобой и без тебя», который был издан в 1942 году. На момент создания стихотворения «Жди меня…» (июль 1941-го) и его публикации (январь 1942-го) Валентина Серова официально не была женой Симонова. Поженились они только летом 1943 года и были вместе до развода в 1957 году. Их отношения «безоблачными» никогда не были, но, как позже скажет их дочери Марии сам Константин Симонов, «то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… и самым большим горем…».Публикация стихотворения с посвящением В. Серовой
Со временем, по словам сына поэта, «стихотворение становилось все популярнее, и о том, что его адресат — конкретная женщина, перестали вспоминать»:
«Более того, когда любовь прошла, и отец разошелся с Серовой, особого желания сохранять верность этому посвящению у него не было. Поэтому в разных изданиях текст появляется то с посвящением Серовой, то без него».
В 2015 году дети Константина Симонова обратились с проектом установки памятника отцу в Переделкино (около дома №7 на улице Серафимовича, где была дача Льва Кассиля) — в том самом месте, где было написано «Жди меня», но этот проект так и не был реализован.


« Свадьба в СССР
Как мы одевались в 70-е годы »
  • +155

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+9
И Валентина Серова прочитала это стихотворение в фильме Жди Меня 1943 года.
+21
это стихотворение — оптимистическое отражение стихотворения Н. Гумилева, да-да, того самого, о чем практически нигде не говорят: Николай Гумилев Жди меня. Я не вернусь — это выше сил. Если ранее не смог — значит — не любил. Но скажи, зачем тогда, уж который год, я Всевышнего прошу, чтоб тебя берег. Ждёшь меня? Я не вернусь, — не смогу. Прости, что стояла только грусть на моем пути. Может быть средь белых скал и святых могил я найду кого искал, кто меня любил? Жди меня. Я — не вернусь!
+2
Не знал, спасибо!
+4
Ну, у Симонова своеобразная «инверсия» чувств и обещаний героя.
+1
а сослаться на Гумилева, видимо, тогда было нельзя, но сегодня, выкладывая последыш, странно замалчивать безусловный прототип, и для этого совсем не нужно кого-то обвинять в плагиате или в отсутствии поэтического мастерства...)))
+16
Стихотворение, несомненно, очень талантливое. Именно в таких произведениях каждый находит «свое отражение». Именно поэтому оно становится образцом высокой любовной лирики и теряет свой изначально интимный характер.
+12
Вера в счастливое будущее, рядом с любимой женщиной. По другому-несчастье.
+21
Любовь — главная движущая сила! Испокон веков.