Потрясающие советские фотографии первых лет колхозной жизни

Известный современный фотограф Сергей Максимишин составил список советских фотоклассиков, чьи работы надо смотреть обязательно. Как он сам пишет, «Эти 20 человек, поколение богов и героев, за 15 лет — с 25 по 40 — сделали немыслимо много.» Здесь я покажу подборку кадров этих фотографов, но посвящена она будет одной теме — деревне. А значит и колхозам.



Георгий Петрусов. Колхозница. 1934

Почти всегда на этом канале я показываю фотографии ученых и этнографов, а также путешественников, цель которых — снять репортажное фото, максимально отражающее жизнь и быт людей, которых они снимают. В таких фотографиях минимум постановки.



Георгий Петрусов. Обед в поле. 1934

Однако в этой статье многие фотографии будут постановочными. Просто потому что, во-первых, это искусство, а искусство всегда условно. Автор показывает то, что он хочет показать. И фотография подчинена его идее.



Василий Улитин

А во-вторых, зачастую советские фотографы снимали по заданию работодателя (то есть конкретного государственного издания, или госструктуры).


Евгений Халдей. Первая женщина-тракторист Паша Ангелина (1935)

Вот, например, история из жизни одного из известных советских фотографов — Варфоломея Тетерина. Про этого фотографа есть отрывок в эссе об Андрее Вознесенском, написанном режиссером и сценаристом Вячеславом Лобачевым:
«Варфоломей Тетерин более двадцати лет был фотокорром ТАСС по Восточной Сибири. Он напрямую подчинялся идеологическому отделу ЦК КПСС, а потому имел неограниченные полномочия в сфере своей деятельности. Территория, на которой правил бал Тетерин, была фантастической: от Красноярска до Анадыря, от Норильска до Владивостока! Центрами постоянного его обитания были города Якутск и Мирный.


Варфоломей Тетерин

И вот Варфоломей получает задание: «Показать мощь Советского Севера». Он летит в Магадан и на три дня, в разгар навигации, закрывает… Колымскую трассу. В городе скапливаются сотни большегрузых машин. Наступает момент, когда Тетерин даёт отмашку: «Поехали!». На трассе впору устраивать авторалли. Но над ней летит вертолёт, и фотограф в рупор командует движением: кому обгонять, кому притормозить, кому свернуть на зимник. И попробуй кто из водителей не послушаться! Фотограф в миг мог вернуть всех на исходную...
Задания Варфоломею практически всегда передавались правительственными телеграммами с пометками «срочная» или «молния». Тетерин, по мере сил, всё делал вовремя. Поэтому ему многое сходило с рук. Но вот как можно выполнить такую прихоть боссов из ЦК: показать эмоциональное состояние рабочего класса?!


Иван Шагин, Новый урожай (1933)

И что придумал фотограф? В октябре, когда мороз хулиганил около двадцати, Варфоломей в полушубке ложится поперёк отполированной до блеска тяжёлыми самосвалами технологической трассы: трубка «Мир» – обогатительная фабрика. Вот по ней несётся одинокий «четвертак» – 25-тонный «КРАЗ». Водитель замечает лежащего на дороге человека, давит на клаксон. Тому хоть бы что. Машина начинает торможение, и останавливается в трёх метрах от лежащего Варфоломея. Водитель открывает дверцу, и тут «оживает» Тетерин. Он распахивает полушубок, наводит на водителя Canon, начинает его щёлкать. У того под рукой оказывается монтировка, он спрыгивает на землю. Эмоции и разные слова льются через край, рядом останавливаются ещё несколько самосвалов. Варфоломей, спасаясь от водителя, несколько раз обегает вокруг «КРАЗа», но успевает отщёлкать плёнку. Затем он прыгает за обочину, где его уже никто не обидит… Задание Родины выполнено».

Не могу ручаться, что большинство из показанных тут кадров советских фотографов не сделаны также по заданию правительства, и не подчинены какой-то идее. Поэтому рассматривать их лучше не как что-то документальное, а скорее как художественные кадры.


Иван Шагин, Стальные кони (1930)

Хотя, даже постановка в чем-то да отражает действительность. Люди на ней из начала ХХ века, дома тоже, техника тоже.


Георгий Зельма, Встреча в колхозе (1929)


Аркадий Шайхет, Лампочка Ильича (1925)


Аркадий Шайхет, Первые ясли в колхозе (1931)


Аркадий Шишкин, Пока пашем на «Фордзоне» (1930)


Аркадий Шишкин, Инспектор по качеству дед Комаров (1935)


Аркадий Шишкин. Выселение кулака.




За колхоз



Анатолий Скурихин


« Если бы Сталин пришёл к власти после Брежнева...
Те самые чебуреки из советских «Чебуречных» »
  • +185

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+5
Чудесно!
+16
Отличные фотографии! Сразу видна рука мастера.