«Вокзал для двоих». Почему Басилашвили отказался целоваться с Гурченко?
Трогательный, ироничный и душевный «Вокзал для двоих» прекрасен во всех отношениях. Московский пианист Платон Рябинин (Олег Басилашвили) встречает любовь всей своей жизни тогда, когда он меньше всего этого ожидает и нуждается в ней. Картину легко смотреть: она понятная, без лишних разветвлений сюжета, что в сочетании с очень естественной игрой актеров способствует её приятному и вдумчивому восприятию.
Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев ехал на автомобиле с актрисой Людмилой Максаковой и передал ей управление транспортным средством. Она не справилась с управлением и наехала на пешехода, который от полученных травм погиб. Микаэл всю вину за произошедшее взял на себя, следствие велось два года, его осудили, но из-за длительного следствия амнистировали еще до отбытия в места лишения свободы. Композитор действительно очень тяжело переживал эту историю и мало кого посвящал в произошедшее. Одним из тех, кто знал об этом, стал Эмиль Брагинский. Он развил в ней драматическую линию — невиновный в аварии попадает в тюрьму, и положил в основу сценария фильма «Вокзал для двоих».
Ярослав Смеляков
А без истории поэта Ярослава Смелякова не получился бы столь трогательный финал фильма — его, отбывающего наказание по политической статье и ожидавшего амнистии после смерти Сталина, под расписку отпустили в близлежащий поселок, к приехавшим навестить его друзьям: сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому. Смеляков должен был явиться обратно в лагерь к утреней поверке, однако встреча с друзьями, усталость и позднее застолье сыграли злую шутку — все трое проспали будильник. Чтобы вернуться к назначенному времени друзьям пришлось буквально тащить его несколько километров на себе.
Единственное, что не учел в своём сценарии Эмиль Брагинский, так это то, что в СССР осуждённый за ДТП со смертельным исходом должен был отбывать срок не в тюрьме или колонии, а в колонии-поселении, где ему могли позволить жить вместе с семьёй.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Однако, облака развеялись и выглянуло солнце, настроение сцены сразу стало менее тревожным. Чтобы исправить ситуацию, Рязанов решил добавить динамики — он заставил актёров бежать по скользкой и неровной дороге за санями с оператором, который снимал этот процесс. Для придания большей скорости сани тянули все члены съемочной группы. Даже Эльдар Рязанов. Все падения актеров, заснятые при этом, были что ни на есть — натуральные, а Гурченко еще долго после этого лечила повреждённые колени.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Почти все сцены на перроне, с железнодорожными платформами и путями снимались на станции «Лосиноостровская». Для вокзальных и привокзальных сцен был выбран Рижский вокзал в Москве, там же производились ресторанные съёмки.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Некоторые сцены были отсняты на Витебском вокзале в Ленинграде: ночёвка героев в зале ожидания и их разговор перед отъездом Платона.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
В фильме также были отсняты эпизоды на Тишинском рынке в Москве, а на Таганской площади — сцена, где Платон везёт Веру на тележке.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Сцены в колонии — Икшанская воспитательная колония для несовершеннолетних в селе Новое Гришино Дмитровского района Московской области. Сцены свидания Платона с Верой — в деревне Коверьянки Дмитровского района Московской области.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
И в первый же съёмочный день главные герои должны были участвовать в сцене, где Платон целует Веру. Басилашвили стал уговаривать Рязанова, чтобы тот переписал сцену — он не хотел «целовать эту незнакомую женщину», дошло даже до того, что актёр стал угрожать отказом от съёмок в фильме.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Ситуацию спасла сама Людмила Гурченко — она настолько изменила диалог, что поцелуй перенесли на другую сцену. К концу съемок Басилашвили и Гурченко уже были близкими друзьями.
Однако, на родине фильм стал лучшим фильмом 1983 года по опросу журнала «Советский экран». А на XVI Всесоюзном кинофестивале призом «за женскую роль» была отмечена Людмила Гурченко, режиссер Эльдар Рязанов получил приз «за вклад в развитие советской комедии». Во многом благодаря именно этой роли Людмила Гурченко получила в этом же году звание Народной артистки СССР.
В 1984 году в Польше фильм получил Приз критики «Варшавская сирена» «лучшему зарубежному фильму года».
Истории из жизни
Завязка сюжета основана на реально произошедших событиях, но с двумя разными людьми: композитором Микаэлом Таривердиевым и поэтом Ярославом Смеляковым.Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев ехал на автомобиле с актрисой Людмилой Максаковой и передал ей управление транспортным средством. Она не справилась с управлением и наехала на пешехода, который от полученных травм погиб. Микаэл всю вину за произошедшее взял на себя, следствие велось два года, его осудили, но из-за длительного следствия амнистировали еще до отбытия в места лишения свободы. Композитор действительно очень тяжело переживал эту историю и мало кого посвящал в произошедшее. Одним из тех, кто знал об этом, стал Эмиль Брагинский. Он развил в ней драматическую линию — невиновный в аварии попадает в тюрьму, и положил в основу сценария фильма «Вокзал для двоих».
Ярослав Смеляков
А без истории поэта Ярослава Смелякова не получился бы столь трогательный финал фильма — его, отбывающего наказание по политической статье и ожидавшего амнистии после смерти Сталина, под расписку отпустили в близлежащий поселок, к приехавшим навестить его друзьям: сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому. Смеляков должен был явиться обратно в лагерь к утреней поверке, однако встреча с друзьями, усталость и позднее застолье сыграли злую шутку — все трое проспали будильник. Чтобы вернуться к назначенному времени друзьям пришлось буквально тащить его несколько километров на себе.
Единственное, что не учел в своём сценарии Эмиль Брагинский, так это то, что в СССР осуждённый за ДТП со смертельным исходом должен был отбывать срок не в тюрьме или колонии, а в колонии-поселении, где ему могли позволить жить вместе с семьёй.
Съёмки фильма
Самое интересное, что в первый день съемок был снят финал фильма. Это произошло из-за того, что зима заканчивалась и нужно было срочно снять сцены возвращения в колонию по заснеженной дороге. Даже погода с утра стояла серая, хмурая, что очень понравилось Рязанову — она должна была подчеркнуть ощущение опоздания и серьезность ситуации, в которой оказался главный герой.Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Однако, облака развеялись и выглянуло солнце, настроение сцены сразу стало менее тревожным. Чтобы исправить ситуацию, Рязанов решил добавить динамики — он заставил актёров бежать по скользкой и неровной дороге за санями с оператором, который снимал этот процесс. Для придания большей скорости сани тянули все члены съемочной группы. Даже Эльдар Рязанов. Все падения актеров, заснятые при этом, были что ни на есть — натуральные, а Гурченко еще долго после этого лечила повреждённые колени.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Почти все сцены на перроне, с железнодорожными платформами и путями снимались на станции «Лосиноостровская». Для вокзальных и привокзальных сцен был выбран Рижский вокзал в Москве, там же производились ресторанные съёмки.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Некоторые сцены были отсняты на Витебском вокзале в Ленинграде: ночёвка героев в зале ожидания и их разговор перед отъездом Платона.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
В фильме также были отсняты эпизоды на Тишинском рынке в Москве, а на Таганской площади — сцена, где Платон везёт Веру на тележке.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Сцены в колонии — Икшанская воспитательная колония для несовершеннолетних в селе Новое Гришино Дмитровского района Московской области. Сцены свидания Платона с Верой — в деревне Коверьянки Дмитровского района Московской области.
Отказался целовать Гурченко
Сценарий фильма сразу писался под Олега Басилашвили, однако с Людмилой Гурченко они познакомились всего за несколько часов до начала съёмок.Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
И в первый же съёмочный день главные герои должны были участвовать в сцене, где Платон целует Веру. Басилашвили стал уговаривать Рязанова, чтобы тот переписал сцену — он не хотел «целовать эту незнакомую женщину», дошло даже до того, что актёр стал угрожать отказом от съёмок в фильме.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих», режиссёр Эльдар Рязанов, 1982 год
Ситуацию спасла сама Людмила Гурченко — она настолько изменила диалог, что поцелуй перенесли на другую сцену. К концу съемок Басилашвили и Гурченко уже были близкими друзьями.
Вжиться в роль
Олег Басилашвили фактически целый месяц провел в Икшанской воспитательной колонии для несовершеннолетних, где потом и снимали тюремные сцены. Заключенные продолжительное время игнорировали актёра, переодетым осужденным, постоянно пытались его оскорбить или унизить, а от его присутствия ждали только неприятностей. Но постепенно он смог наладить отношения с ними и даже получил консультанта из числа заключенных, который рассказал о том, как люди выглядят и ведут себя на зоне. В сцене, когда героиня Людмилы Гурченко пытается разбудить Платона, он сквозь сон произносит: «Онофренков, кончай!» — именно так звали его «наставника».Лучший фильм
Фильм «Вокзал для двоих» участвовал в главном конкурсе Каннского кинофестиваля, но показ проходил во время разворачивавшегося шпионского скандала между Францией и СССР, так что на призы надежды не было.Однако, на родине фильм стал лучшим фильмом 1983 года по опросу журнала «Советский экран». А на XVI Всесоюзном кинофестивале призом «за женскую роль» была отмечена Людмила Гурченко, режиссер Эльдар Рязанов получил приз «за вклад в развитие советской комедии». Во многом благодаря именно этой роли Людмила Гурченко получила в этом же году звание Народной артистки СССР.
В 1984 году в Польше фильм получил Приз критики «Варшавская сирена» «лучшему зарубежному фильму года».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Фильм замечательный, отражает то время. Басилашвили — актёр, сыграл хорошо, доходчиво для многих, которые смотрели фильм.
- ↓
+3
При всей разности взглядов, хотел бы отметить такой положительный момент: никто не усомнился в том, что Рязанов — талантливый человек и замечательный режиссёр. И это справедливо. Вместе с тем, Рязанов является хорошим примером(на мой взгляд), что талантливых людей полезно держать под контролем. Тогда рождаются замечательные произведения, как «Девушка без адреса», «Берегись автомобиля» и иные «звёздные», «небесные» создания. Когда же некоторым талантливым людям дают в полной мере проявить свою истинную внутреннюю сущность — получаются «Небеса обетованные», а не «небесные» создания.
- ↓
0
И каким образом «полезно держать под контролем»?
- ↑
- ↓
+2
Не пропускать хотя бы на экран «антироссийщину» (ранее — антисоветчину), ложь, преклонение перед «цивилизованным» русофобским миром и российской либеральщиной, служащей этому миру.
- ↑
- ↓
+1
С удовольствием просматриваю этот фильм)
- ↓
+1
Хороший интересный и жизненный фильм.
- ↓
+7
Отказался целоваться с Гурченко? Хуже, что отказался признавать положительное в СССР. Да и в Э.Рязанове угадывался антисоветчик. Конечно, фильмы (далеко не все) у Рязанова есть интересные, даже талантливые, но «камень за пазухой» у него чувствовался…
- ↓
+2
Считать Рязанова «антисоветчиком» полная ерунда. То, что режиссер иронизировал над откровенными «вывихами» развитого социализма было обыкновенной честностью, а не «антисоветчиной». На это были ориентированы и «Фитиль» и «Крокодил» и большинство отечественных комедий. А как иначе можно было относится к «колхознику дяде Мише» (Нонна Мордюкова)? или проводнику Андрею(Никита Михалков)? пианисту Шурику(Александр Ширвиндт)? Все это реально жившие в советское время люди, а не выдумки режиссера. И, если не считать пианиста Шурика, не особо эти персонажи вызывали положительное отношениен к своим персонам. Практически тоже самое можно сказать и о других его комедийных фильмах, от «Карнвальной ночи» до «Гаража».
- ↑
- ↓
+6
Повторюсь, в надежде, что всё-таки дойдёт. Есть люди, которых возмущают недостатки в стране. А есть люди, которых возмущает сама Страна. Сама Россия. Рязанов из таких. Как и наши российские «либер… сы».
P.S. Ознакомтесь с окружением и родственниками рязановых, довлатовых, аксёновых, каспаровых. Многое будет ясно.
- ↑
- ↓
-2
Для начала пишите этих людей с Большой Буквы. А уж про намеки на 5й пункт вообще молчу…
- ↑
- ↓
+1
Для начала научитесь любить Россию. У меня у самого «пятый» пункт не «титульный». Никаких намёков. Это Вам так видится. Наверное, сами комплексуете. И… от статистики никуда не уйдёшь. Или как, возможно, сказал бы Великий Сталин: «Других антисоветчиков у меня для Вас нет!».
А впрочем: вознесенские, горбаневские, литвиновы (валлахи), дремлюги, делоне…
- ↑
- ↓
-1
Если у человека отсутствует чувство юмора — это неисправимо, как дальтонизм. Им фильмы Э.Рязанова не стоит смотреть. А советская система выдавила многих известных артистов и писателей за рубеж. Да и внутри страны поиздевалась- как например Романов в Санкт-Петербурге над великим А.Райкиным
- ↑
- ↓
+1
Райкин не солько велик, как те, чьи юморески он обыгрывал.Райкин как артист всегда оставался Райкиным, а не его героями.Одно то, что он ревновал других к успеху театра, говорит и многом.Театр Сатиры был не театроматиры, а театром Райкина.
- ↑
- ↓
+5
Ну почему же не стоит смотреть?! С удовольствием смотрю и пересматриваю, например, фильм «Девушка без адреса». А вот Рязанов этот фильм считал неудачным. Видимо, потому что не удалось в нём облить грязью советский строй, как того хотелось. А уж Райкины помалкивали бы. Особенно сынок. При таком то уровне «таланта». Обласканы «выше крыши».
- ↑
- ↓
0
Райкин-младший не пошел дорогой Райкина-старшего и это его право.Парень с талантом, спортивный, подвижный, артист другого плана и более разносторонний чем отец.ОН ПРОСТО ДРУГОЙ И ТОЖЕ ТАЛАНТЛИВЫЙ…
- ↑
- ↓
+3
«Парень с талантом, спортивный, подвижный, артист другого плана и более разносторонний чем отец.» Но это не значит, что он может быть прекрасным режиссёром. Я живу рядом с «Сатириконом», естественно, ходил на спектакли. То, что смотрел — просто ужас! Визгливые возгласы невпопад, сомнительные акценты… Конечно, это моё субъективное мнение, но я далеко не одинок в своих оценках. Раньше вместо «Сатирикона» в здании был к/т «Таджикистан», очень уютный и любимый жителями Марьиной Рощи. Отдали Райкину. Теперь идёт ещё более масштабное переустройство — строится огромное новое здание. И всё то наших «талантливых и „необыкновенных“ притесняют…
- ↑
- ↓
-1
Я думаю, что обласканы советским строем были Вы «выше крыши» — поэтому и поете дифирамбы и не хотите видеть уродства и грязь
- ↑
- ↓
+1
Я думаю, что Вы из одного теста с райкиными, довлатовами, кикабибзе, долинскими — поэтому и поете дифирамбы антисоветчикам и не хотите видеть того хорошего, что дал советский строй миллионам людей.
Был ли я (и десятки миллионов граждан) обласкан советским строем? Безусловно! А конкретно: имел возможность учиться, трудиться, заниматься спортом, посещать культурные мероприятия, в т.ч. ходить в театр (кстати, и на Райкиных), отлично отдыхать. А самое главное — советские люди не были людьми «низшего сорта». Что «выдавленных» из СССР очень задевало.
P.S. Какова особенность российского «либерала-критика»? Его возмущают не уродства и грязь в стране. Его возмущает сама страна. То есть, само существование России.
- ↑
- ↓
+5
А это беда всех «гениальных» режиссёров (актёров, музыкантов и так далее — знаю, что говорю, мне очень близко знакома эта среда), не понимающих, что без той «системы», в которой они творили свои шедевры, они — никто (и звать, соответственно — никак).
П.С. «Эх, если бы не проклятая КПСС, то я бы ТАКОЕ снял! Весь мир бы ахнул!!!» Ну так давай — снимай! Что, не вышло? :)))))
П.П.С. Видов, Крамаров… Чего они добились ТАМ? Только лишь ярлыка «он классный актёр, потому что сбежал от коммунистов».
П.П.П.С. Да тоже самое касается и наших спортсменов, с началом распада СССР валом поваливших за кордон. Кто из них стал «мегазвездой»? Заваров, Беланов, Буре, Могильный, Сабонис, Фёдоров? Не смешите…
П.П.П.П.С. Сабониса я, конечно, зря упомянул… Это действительно один из немногих в мире величайших баскетболистов всех времён. Но — только до своей тяжёлой травмы.
- ↑
- ↓
0
На счёт Буре и Фёдорова можно поспорить. А Сабонису при его данных «мегазвездой» стать можно где угодно. Но это больше люди с «физиологическим» талантом, а не с «интеллектуальным» или творческим. При этом, конечно, не хочу сказать, что они из когорты глупцов.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+1
Я, например, и «Гараж» больше одного раза не стал бы смотреть. Дрязги, конечно, в коллективах в СССР были. Не без этого. Живые люди. Но, в целом, это поклёп на наших людей. И не надо «либер… сам» рассказывать, что это было «предупреждение» от Рязанова. Солженицын в повести «Матрёнен двор», показывая достоинства Матрёны, имел главной целью подвести под то, что Россия — страна ущербных людей. А прекрасных людей в России я встречал гораздо больше, мерзкие же поступки- гораздо реже. Кто-то скажет, что повезло. Но, думаю, дело не в этом — советские люди в подавляющем большинстве были не столь«гнилые».
- ↑
- ↓
-2
Гараж-это фильм-фельетон, ярко показывающий, как ломала психику и мораль человека действительность, которую лицемерно умалчивали в жизни наши СМИ и партийнохозяйственное чиновничество, организовывавшее все эти безобразия, влиявшие на жизнь людей и это не прекращается и сейчас-людей трудно переделать, в том числе и власть осуществляющих.Сейчас это поднято ещё и на новый уровень, ставящий во главу РУБЛЬ.Штрафы, прямые и косвенные поборы, новые, растущие налоги и прочее.
- ↑
- ↓
0
Психику советских людей пытались ломать с подачи духовных отцов рязановых, райкиных, кикабидзе. Это, во-первых. Во-вторых, психика ломалась далеко не у каждого, при всех стараниях «миссионеров». Люди с достойным поведением всё равно преобладали. В-третьих, фильм «Гараж» — далеко не шедевр, хотя актёры в нём задействованы первоклассные. Но, это уже вопрос к режиссёру.
- ↑
- ↓
+3
Согласен на 100
- ↑
- ↓
+4
Причем в этом фильме Никита Михалков сыграл самого себя )).
- ↓
+10
Умели в СССР снимать фильмы, что ни говори. Какую страну развалили.
- ↓
+10
У Никиты Михалкова роль удалась. Похоже, что он играл сам себя.
- ↓