Вий. Лучший ужастик СССР
Идеология социалистического реализма, отрицавшего религию, веру в бога, да и вообще любую мистику очень отчётливо прослеживается в советском кинематографе. На мой скромный взгляд, именно поэтому за всю свою историю он выдал не так уж и много фильмов в жанре фэнтези (за исключением сказок), а более-менее смотрибельных фильмов ужасов можно вообще пересчитать по пальцам одной руки.
Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год
Но к русской классике, в частности к Николаю Гоголю, относились хорошо и разрешение на экранизацию его одноименного произведения было получено без каких-либо проблем. Тем более, что инициатива исходила от директора киностудии «Мосфильм» Ивана Пырьева.
Что делает фильм «Вий» таким замечательным, так это любовно снятые сцены сельской жизни. Лица всех крестьян часто показаны крупным планом: румяные, веселые, глубоко изрезанные характерными морщинами. Отдельно стоит отметить операторскую работу — отличные крупные планы, динамическая съёмка с вращением вокруг героев, увеличение и уменьшение масштаба. Декорации и монтаж, особенно мистических событий, тоже на высоте — всё представляется чрезвычайно натуральным и уместным.
Ночные сцены фильма — это моменты когда страх героя оживает и передаётся зрителю. Но ничто не сравнится с последним актом, когда ведьма становится серьезной и вызывает призраков, вампиров, оборотней и демонов.
Отдельно стоит остановиться на главных героях этой истории: Хоме Бруте и ведьме в образе молодой панночки — Леонид Куравлёв и Наталья Варлей сыграли свои роли здесь мастерски, ярко, незабываемо и совершенно не так как в других фильмах.
Однако, всё меняется, когда действие фильма переносится в церковь. Здесь перед нами уже другой Куравлёв. Проявление страха Брутом ощущается предельно явственно, а монолог в исполнении актёра только усиливает данный эффект.
И каждая проведенная в церкви ночь меняет характер персонажа, Куравлёв идеально справляется с тем, чтобы дозировано добавлять ему драматизма, увеличивать страх. Это особенно сильно контрастирует с тем персонажем, который мы видим в начале фильма.
А под конец у Куравлёва вообще получается сыграть растерянность и обреченность. Это его первый фильм, где он смог так максимально раскрыть свой талант актёра и одна из его лучших ролей.
В кинопробах на роль Хомы Брута также участвовал Михаил Кокшенов, но режиссёры его кандидатуру отвергли.
Но Варлей вообще могла не попасть в фильм «Вий». Первоначально на роль утвердили Александру Завьялову и даже отсняли с ней почти половину фильма. Тем не менее, Пырьев решил поменять актрису. И случившаяся замена вышла очень удачной. Я сейчас даже не могу себе представить в этой роли Завьялову.
Также на роль пробовались Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко. Варлей была очень спортивной и не суеверной девушкой — полеты стоя в гробу её не пугали.
В заключительном эпизоде в церкви особо стоит отметить мимику актрисы — за небольшой промежуток времени на её лице проявляется очень много эмоций — и властность, и сумасшествие, и веселье, и гнев. Очень эффектно и достойно того, чтобы занести в учебники по актёрскому мастерству.
Однако, Варлей была недовольна своим участием в этом фильме и еще долгое время жаловалось на то, что после «Кавказской пленницы» и «Вия» ей больше не предлагали таких же ярких и интересных ролей.
2. Никто из актрис не хотел играть ведьму в образе старухи, но на роль согласился актёр Николай Кутузов.
Я считаю этот фильм кинематографическим шедевром, который обязательно понравится любителям классического кино и который в этом жанре, вплоть до настоящего времени, никто в отечественном кинематографе не сумел превзойти.
Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год
Но к русской классике, в частности к Николаю Гоголю, относились хорошо и разрешение на экранизацию его одноименного произведения было получено без каких-либо проблем. Тем более, что инициатива исходила от директора киностудии «Мосфильм» Ивана Пырьева.
Что делает фильм «Вий» таким замечательным, так это любовно снятые сцены сельской жизни. Лица всех крестьян часто показаны крупным планом: румяные, веселые, глубоко изрезанные характерными морщинами. Отдельно стоит отметить операторскую работу — отличные крупные планы, динамическая съёмка с вращением вокруг героев, увеличение и уменьшение масштаба. Декорации и монтаж, особенно мистических событий, тоже на высоте — всё представляется чрезвычайно натуральным и уместным.
Ночные сцены фильма — это моменты когда страх героя оживает и передаётся зрителю. Но ничто не сравнится с последним актом, когда ведьма становится серьезной и вызывает призраков, вампиров, оборотней и демонов.
Отдельно стоит остановиться на главных героях этой истории: Хоме Бруте и ведьме в образе молодой панночки — Леонид Куравлёв и Наталья Варлей сыграли свои роли здесь мастерски, ярко, незабываемо и совершенно не так как в других фильмах.
Хома Брут
Главный герой в исполнении Леонида Куравлёва немного простоват, глуповат, с ленцой, несколько забавен, обаятелен и очень интересен. В основной части фильма раскрывается его характер, а поведению придаётся соответствующая мотивация. В данной интерпретации в персонаже также присутствует некоторая комичность, которая делает некоторые сцены фильма довольно весёлыми.Однако, всё меняется, когда действие фильма переносится в церковь. Здесь перед нами уже другой Куравлёв. Проявление страха Брутом ощущается предельно явственно, а монолог в исполнении актёра только усиливает данный эффект.
И каждая проведенная в церкви ночь меняет характер персонажа, Куравлёв идеально справляется с тем, чтобы дозировано добавлять ему драматизма, увеличивать страх. Это особенно сильно контрастирует с тем персонажем, который мы видим в начале фильма.
А под конец у Куравлёва вообще получается сыграть растерянность и обреченность. Это его первый фильм, где он смог так максимально раскрыть свой талант актёра и одна из его лучших ролей.
В кинопробах на роль Хомы Брута также участвовал Михаил Кокшенов, но режиссёры его кандидатуру отвергли.
Ведьма
Наталья Варлей восхитительна и неподражаема, даже в такой роли, где у неё практически нет слов. Юные, почти детские черты лица молодой панночки очень сильно диссонируют с образом старой ведьмы, типичной Бабы Яги. Это ставит в тупик не только главного героя, но и зрителя — «как это невинное дитя может быть ведьмой».Но Варлей вообще могла не попасть в фильм «Вий». Первоначально на роль утвердили Александру Завьялову и даже отсняли с ней почти половину фильма. Тем не менее, Пырьев решил поменять актрису. И случившаяся замена вышла очень удачной. Я сейчас даже не могу себе представить в этой роли Завьялову.
Также на роль пробовались Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко. Варлей была очень спортивной и не суеверной девушкой — полеты стоя в гробу её не пугали.
В заключительном эпизоде в церкви особо стоит отметить мимику актрисы — за небольшой промежуток времени на её лице проявляется очень много эмоций — и властность, и сумасшествие, и веселье, и гнев. Очень эффектно и достойно того, чтобы занести в учебники по актёрскому мастерству.
Однако, Варлей была недовольна своим участием в этом фильме и еще долгое время жаловалось на то, что после «Кавказской пленницы» и «Вия» ей больше не предлагали таких же ярких и интересных ролей.
Интересные факты
1. Вия играл тяжелый атлет Николай Степанов — костюм получился настолько тяжелым, что никто из артистов не смог в нем двигаться;2. Никто из актрис не хотел играть ведьму в образе старухи, но на роль согласился актёр Николай Кутузов.
Я считаю этот фильм кинематографическим шедевром, который обязательно понравится любителям классического кино и который в этом жанре, вплоть до настоящего времени, никто в отечественном кинематографе не сумел превзойти.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+6
Фильм то — шедевр.
Только вот вступление какое то странное — не так уж и мало подобных фильмов снимали. Хотя конечно до фабрики их советском кино было далеко (но на то она и фабрика, что бы гнать все в большом количестве).
- ↓
+5
фильм-супер! Игра актёров-супер! Но есть одно но. Вий получился уж очень кукловатый, не естественный. Всегда, когда смотрю, смешно становится. Но тогда наверное не могли что то по естественней сделать. А так шэдэвр!!!
- ↓
+3
Смотрел его в конце 80-х, монстры, конечно против западных того времени, не тянули. Но монстры там- не главное, сам фильм -СУПЕР.
- ↑
- ↓
+5
Да ладно)
Их гадзилы и кинг-конги того времени те еще куклы)
- ↑
- ↓
+9
Фильм очень хороший! Он поставлен практически точно по повести Н.В. Гоголя. Самое обидное… Сейчас при таких возможностях современного кинематографа можно было бы создать не менее хороший римейк этой классики кино… А знаете, что не достаёт современным режиссерам? Просто они не понимают, не чувствуют силу поэзии Великого Гоголя!.. ,, Вий" это не боевик-ужастик… Это более того… Нужно с пониманием ощутить то, что ты хочешь снять такое! Что бы буква в букву все было снято! И ни как иначе! У Гоголя, каждая мелкая деталь это важная составляющая его силы слова! И Будет Замечательный римейк! Очень хороший фильм ,, Тарас Бульба"… И все бы ничего, но ,, мелочи", а то и значительные части повести убрали, упростили, и немного не то… Времени в фильме на эти ,, мелочи" было довольно… И Артисты замечательные… Но… Кто любит поэзию Великого Гоголя, тот меня поймёт… Всем Спасибо. С Уважением.
- ↓
+5
Классный получился фильм. Не спроста его тогда купили для проката в США, Аргентине, Финляндии и Франции.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+9
Фильм хороший, актерский состав — превосходный. Для своего времени картина просто блеск. Но вот мне ни чуть не было страшно. Читать было на много страшнее. Аж мурашки бегали…
- ↓
+10
Первый раз смотрел этот фильм с мамой в клубе году так в 71ом. Пол фильма просидел с закрытыми глазами. И до сих пор трясусь от страха.
- ↓
+16
В СССР умели снимать фильмы, сейчас — нет. Учиться надо у советских актеров и режиссеров.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
С возрастом всё воспринимается иначе. Согласитесь.
- ↑
- ↓
+2
Это не при чем, когда сравнение шедевра с халтурой.
- ↑
- ↓