Невероятная история о советском боксёре, который выиграл 80 боёв в концлагере и выжил

Это вам не голливудский Рокки Бальбоа и его создатель Сталлоне. Которому и в страшном сне не пришел бы в голову такой сюжет. Красный гладиатор в Бухенвальде: его морят голодом, ломают ноги, но он продолжает биться и побеждать, унижая и роняя в грязь лица чистокровных арийцев из СС.




Андрей Михайлович Борзенко родился в 1920 году в Ташкенте. Спортсмен с несгибаемым духом, комсомолец и двукратный чемпион Узбекистана по боксу был призван для прохождения службы в киевском военном округе в мае 1941 года. Андрей радовался возвращению на родину, откуда в начале 30-х годов выслали его семью. Однако мечта погулять по Крещатику и Андреевскому спуску у солдата не сбылась. За два дня до долгожданного увольнительного Германия напала на СССР.



Андрей Борзенко

Советские войска по приказу Сталина удерживали Киев на протяжении двух месяцев, что привело к огромным жертвам и окружению более 600 тысяч красноармейцев. Одним из них оказался наш герой, который до конца 1941 года содержался в лагере для рядовых — шталаге.

В задачи пленных из шталага входило восстановление Киева после боев. Кормили их раз в день и они быстро превращались в дистрофиков. За еду пленные дрались и даже убивали друг друга. Однажды один военопленных подошел к товарищу Борзенко, чтобы отобрать паек, но боксер одним ударом в челюсть отправил подонка отдыхать. За эффектный удар Андрею выдали отдельную пайку, которую тот разделил с товарищами.



Центр Киева, 1941 год

Весной 1942 года Борзенко отправили в знаменитый Бухенвальд. «Горы трупов, стойкий сладковатый запах горелого человеческого мяса и ощущение затаившейся смерти», – первые впечатления Андрея от страшного лагеря описаны в книге Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой».

Нацисты назначили выносливого спортсмена бригадиром на каменоломне у богатых фермеров. Андрей щадил «подчиненных», направляя особо истощенных на более легкие работы.

А его самого в конце каждой недели ожидал боксерский поединок…



Заместитель начальника Бухенвальда был ярым фанатом бокса. Он приказал отыскать среди пленных самых сильных отлетов. Борзенко бился с поляками, венграми, а также с самими немцами, которые желали померяться силами.

Борзенко обладал отличными навыками — был мобильным, тактически грамотным и имел туза в рукаве — мощнейший апперкот с левой. Благодаря которому почти все поединки Борзенко оканчивал нокаутом. Непобедимый унтерменш сильно бесил немцев: Андрею урезали пайку, били и грозили расстрелом. А однажды даже сломали прикладом ногу, из-за чего заключенный не мог драться полгода. А впоследствии покалеченную ногу ему пришлось и вовсе отнять.



Помимо боксерских поединков Борзенко участвовал в работе подпольщиков в концлагере (но это не точно, сведения об этом разнятся). Он помогал собирать оружие, рыл подкопы и устраивал диверсии. Узники ценили непобедимого товарища, который был символом несокрушимого духа и надежды на скорую победу, и подкармливали Андрея, чтобы он невзначай не свалился в голодный обморок прямо на ринге.



Самый тяжелый бой Борзенко провел против огромного эсесовца по имени Вилли. Двухметровый «ариец» был прирожденным палачом и забавы ради убивал истощенных, но сопротивлявшихся перед отправкой в газовую камеру заключенных, одним ударом.

«В сравнении с немецким великаном Андрей выглядел мальчиком. Наш боксер сразу понял, что перед ним опытный, коварный боксер, владеющий разнообразной техникой и приемами. В первых раундах он чудом отбивался от тяжеленных ударов откормленного головореза», — описал бой писатель Свиридов.

Вилли бесился, что изможденный советский солдат не падает от его сокрушительных ударов, пусть и нанесены они были в защиту. Он начал хитрить, открывая подбородок, чтобы поймать Андрея встречным джебом. Но Борзенко разгадал «хитрый план» немца и не лез в ловушку. Но силы его тем не менее таяли. Он опасался, что едва ли протянет еще один раунд. Тогда и он пошел на хитрость. После очередной серии ударов немца он сделал вид, что его «встяхнуло», и он зашатался. А когда увалень Вилли полез его добивать, Андрей влепил ему свою «коронку» в правую челюсть и под радостные крики заключенных его бесчувственная туша свалилась на помост.



Андрей Борзенко в общей сложности одержал 80 побед и не разу не проиграл ни один бой. Боксер пробыл в Бухенвальде до самого освобождения концлагеря в апреле 1945 года. Вместе с другими узниками он использовал накопленное в тайниках оружие против охранников — эсесовцы бежали, а американцы прибыли в концлагерь уже после окончания восстания.



«Каждому свое» говорилось на воротах Бухенвальда и Андрей трактовал ее неожиданным образом. Боксировать из-за покалеченной ноги на прежнем уровне он не мог, поэтому выучился на хирурга и спасал жизни уже в мирном Ташкенте.

P. S.

Смотрите также на нашем сайте Back-in-ussr.com:

Визит Мохаммеда Али в СССР
Король бокса и солдат Отечества
Олимпийская гордость советского бокса!

« Трагическая судьба Афанасия Кочеткова
Почему в советских деревнях было много мотоциклов »
  • +173

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+7
Великий спортсмен, великий духом человек, просто Победитель.
+1
А можно было б без политического подтекста в начале статьи… (тогда бы плюс поставил)
+8
героям вечная память и низкий поклон!!!
+6
Вот то же манера писать-«по приказу Сталина обороняли Киев!»… если не нравится лети на машине времени да командуй что бы ни атонией погиб!.. привет истинным арийцам!
0
Видимо подразумевается, что только такой и.д.и.о.т, как Сталин, мог отдать приказ о защите от неприятеля города своей страны. Ленинград вот ещё зачем-то защищали (видимо с целью побольше людей сгноить!), Москву, под Сталинградом «упёрлись»… «Правильный» руководитель страны предпочёл бы поскорее их, эти города, «сдать» — ведь жертв меньше будет, правда же (очень политкорректно и толерантно!)?
+6
Добрый вечер! Ленинград точно сдавать было никак нельзя. Я после окончания МВТУ ездил туда на заводы. Не заводы — ЛЕГЕНДЫ!!! И в осаждённом Ленинграде, даже с учётом того, что Индустриализация создала предприятия на Востоке страны (и была переброска предприятий) создавалось по разным оценкам 20-25 % «оборонки». Какая прореха образовалась бы в производстве продукции для фронта! Когда Солженицын написал в «АГ» такую глупость (и мерзость), что в 1934 году посадили четверть Ленинграда, он просто не представлял экономический потенциал города. Только на предприятиях оборонки трудились сотни тысяч мужчин (а сажали в основном не женщин). Кто бы тогда работал?! И «не упираясь» сдавать такой ГОРОД?! Это могут предложить либо глупцы, либо враги.
+9
Ни в коем случае не умаляя восхищение стойкостью и волей Андрея Михайловича Борзенко, все же выскажу несколько критических замечаний именно по статье. Во первых, вначале статьи приводится фотография некоего военного в звании майора со звездой Героя Советского Союза? Ни сам Борзенко, ни Георгий Свиридов — автор книги «Ринг за колючей проволокой», ни этого звания, ни этой награды не имели. Во вторых, единственное цветное фото прилагаемое к статье — это кадр из к/ф «Триумф воли». Фильм про боксера, который также выжил в лагере смерти, но в другом — в Освенциме. Греческий еврей Саламо(Шоломо) Арух провёл в концлагере 200 поединков, не проиграв ни одного боя и после освобождения в 1945г. уехал навсегда в Палестину (позже Израиль). Был и еще один боксер-еврей из Туниса — Виктор Перес (Виктор Юнки), который также попал в Освенцим, но судьба его сложилась совсем иначе. Странно, но Саламо Арухом они не пересекались. Про Переса был снят к/ф «Жестокий ринг».
+29
Разве есть необходимость еще что-то говорить? Разве есть необходимость еще что-то дописывать и высказываться? Давайте минуту помолчим и почтим своим молчанием память героев…
0
тупое существо написало это… они жили… боролись… го не для того чтобы сссссссссссссссссссссссссс ртсали данное г…
+4
Была книга художественная, название забыл, а боксера звали кажется Игорь Миклашов, наверное его прототипом послужил Андрей Борзенко
+8
  • avatar
  • Ёж
Фильм бы снять об Андрее Борзенко, но сейчас ни у кого уже не получится, разучились о тех героях снимать.
+9
я никогда не думал, что челюсти бывают правые и левые. А остальное — Киев дал себя знать, и в футболе и боксе. Что ж сейчас фашистов не уложат?
+6
"… я никогда не думал, что челюсти бывают правые и левые..." Вы отстали от жизни, коллега! Это в результате новейших исследований установили. ЕГ, знаете ли…
0
браво!!!
+2
Отличная шутка (про ЕГ)! Браво! Интересно, а правый и левый позвоночник в ЕГ тоже задействован?
+3
Да я уже встречал выражение «ударил по мячу задней ногой» — куда уж дальше-то…
+1
А, может быть, «удар по мячу задней ногой» всё-таки существует? В это заставляет поверить слабое выступление наших футбольных клубов в «еврокубках»…
0
В том смысле, что мы (то есть наши футболисты) этому удару не обучены (или владеют слабо)? :)))))))))))
0
Вообще-то, в футболе разрешается забивать гол любой ногой. Получается, что футболисты наших клубов плохо владеют ударами со всех ног…