10 познавательных фактов о фильме «Молодая гвардия»
Как студенческий спектакль превратился в фильм, как подбирали актёров на роли и почему спустя много лет лет кино пришлось перемонтировать.
Драма режиссёра Сергея Герасимова снята по одноимённому роману Александра Фадеева, написанному по реальным событиям. Подпольная антифашистская организация «Молодая гвардия» действовала в 1942 — 1943 годах в оккупированном городе Краснодоне. По официальной версии в неё входило около ста молодых людей и девушек — от бойцов Красной армии до школьников. Участники организации распространяли листовки, проводили диверсии и устроили поджог немецкой биржи труда, откуда людей угоняли на принудительные работы в Германию. Главной целью молодогвардейцев было вооружённое восстание в Краснодоне, но незадолго до этого организацию раскрыли по доносу, и почти все члены «Молодой гвардии» были расстреляны.В 1943 году в газете «Правда» был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями участников подпольной комсомольской организации, а также очерк писателя Александра Фадеева «Бессмертие». Сразу после этого Фадеев взялся за роман, который писал, основываясь на результатах недавнего расследования и воспоминаниях очевицев. В романе оказалась масса фактических неточностей, но писатель говорил, что создавал художественное произведение о героях страны, а не документальную прозу.
В начале 1945 года газета «Комсомольская правда» и журнал «Знамя» опубликовали первые главы романа. Их прочитал руководитель объединённой актёрско-режиссёрской студии ВГИКа Сергей Герасимов и захотел поставить на этом материале дипломный спектакль. Он встретился с Фадеевым, писателю идея понравилась и потом он приезжал во ВГИК, чтобы лично зачитать студентам конец истории про «Молодую гвардию». Сценарий Герасимов и Фадеев писали вместе, и в процессе режиссёр понял, что это готовый материал для фильма, поэтому вся дальнейшая работа была своеобразной подготовкой к съёмкам. Студенческий спектакль с успехом шёл сначала на Малой, а потом и на Большой сцене Театра киноактёра.
Почти все исполнители главных ролей были вгиковцами, за исключением студента ГИТИСА Владимира Иванова и актёра Камерного театра Бориса Битюкова. «Молодая гвардия» легко бы взяла приз за «самый многочисленный дебют в советском кино», если бы он существовал. Это была первая работа для почти сорока кинематографистов — от актёров до операторов и художников. Многие из них были на фронте и знали о войне не понаслышке.
Инна Макарова изначально рассматривалась на роль Валерии Борц, но Александр Фадеев настоял, чтобы актриса сыграла Любу Шевцову. Клара Лучко хотела играть Ульяну Громову — свою роль из театральной постановки, но режиссёр отдал персонажа Нонне Мордюковой, а Лучко сыграла эпизодическую героиню. Евгений Моргунов должен был играть Сергея Тюленина, но с появлением на пробах Сергея Гурзо актёра «перебросили» на отрицательного персонажа. И только с Сергеем Бондарчуком не было никаких проблем — он с самого начала понял, что его персонаж Валько и даже не удивился, когда ему предложили именно эту роль.
Съёмки фильма проходили на месте событий — в Краснодоне. Сергей Герасимов собрал весь актёрский состав и пригласил родителей погибших молодогвардейцев. После знакомства актёры разошлись по домам тех родителей, чьих детей им предстояло играть, а Нонне Мордюковой даже пришлось поехать на соседний хутор, где жила семья Громовых. Родители рассказывали о молодогвардейцах то, чего не было ни у Фадеева, ни в газетах, но было необходимо для создания образа.
Для жителей Краснодона и окрестных хуторов эти съёмки были ожившей историей. Площадку всегда окружали зрители, а когда снимали эпизод с казнью молодгвардейцев — вокруг собрался почти весь город, и работать приходилось через раздающиеся в толпе рыдания… Напряжённая сцена и без этого давалась сложно — молодые артисты путались, приходилось делать много дублей, многие получили ушибы при падении в шруф, все плакали, и в конце концов режиссёр даже убрал некоторые монологи героев, потому что слёз было и так чересчур много.
Первым зрителем готового материала был Иосиф Сталин. После просмотра он сказал, что панического отступления Красной армии в фильме быть не должно, зато должна быть подчёркнута роль партии. Фильм начали перемонтировать, доснимать «партийные» эпизоды, а многие сцены пришлось вырезать, например, целиком ушёл «под нож» герой Александра Хвыли — Шульга. В это же время Александр Фадеев переделывал роман, и между фильмом и текстом появились серьёзные расхождения. «Молодая гвардия» вышла в прокат осенью 1948 года, а в 1951 году была напечатана вторая редакция романа.
За работу над фильмом режиссёр Сергей Герасимов и актёры Владимир Иванов, Нонна Мордюкова, Людмила Шагалова, Сергей Гурзо и Инна Макарова получили Сталинскую премию. Впервые такую высокую награду вручали студентам-дебютантам.
В начале 60-х годов фильм снова перемонтировали в связи с новыми историческими фактами. Оказалось, что член «Молодой гвардии» Виктор Третьякевич, которого до этого момента считали доносчиком, вовсе не предавал соратников. Он был прототипом героя Евгения Моргунова, и в новой версии персонажу дали другое имя, вырезали и переозвучили сцены с его участием, и получилось, что Моргунов играл совсем другого персонажа. В 1960 году Третьякевич был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, а его имя вставили в список погибших молодогвардейцев в финале фильме.
Драма режиссёра Сергея Герасимова снята по одноимённому роману Александра Фадеева, написанному по реальным событиям. Подпольная антифашистская организация «Молодая гвардия» действовала в 1942 — 1943 годах в оккупированном городе Краснодоне. По официальной версии в неё входило около ста молодых людей и девушек — от бойцов Красной армии до школьников. Участники организации распространяли листовки, проводили диверсии и устроили поджог немецкой биржи труда, откуда людей угоняли на принудительные работы в Германию. Главной целью молодогвардейцев было вооружённое восстание в Краснодоне, но незадолго до этого организацию раскрыли по доносу, и почти все члены «Молодой гвардии» были расстреляны.В 1943 году в газете «Правда» был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями участников подпольной комсомольской организации, а также очерк писателя Александра Фадеева «Бессмертие». Сразу после этого Фадеев взялся за роман, который писал, основываясь на результатах недавнего расследования и воспоминаниях очевицев. В романе оказалась масса фактических неточностей, но писатель говорил, что создавал художественное произведение о героях страны, а не документальную прозу.
В начале 1945 года газета «Комсомольская правда» и журнал «Знамя» опубликовали первые главы романа. Их прочитал руководитель объединённой актёрско-режиссёрской студии ВГИКа Сергей Герасимов и захотел поставить на этом материале дипломный спектакль. Он встретился с Фадеевым, писателю идея понравилась и потом он приезжал во ВГИК, чтобы лично зачитать студентам конец истории про «Молодую гвардию». Сценарий Герасимов и Фадеев писали вместе, и в процессе режиссёр понял, что это готовый материал для фильма, поэтому вся дальнейшая работа была своеобразной подготовкой к съёмкам. Студенческий спектакль с успехом шёл сначала на Малой, а потом и на Большой сцене Театра киноактёра.
Почти все исполнители главных ролей были вгиковцами, за исключением студента ГИТИСА Владимира Иванова и актёра Камерного театра Бориса Битюкова. «Молодая гвардия» легко бы взяла приз за «самый многочисленный дебют в советском кино», если бы он существовал. Это была первая работа для почти сорока кинематографистов — от актёров до операторов и художников. Многие из них были на фронте и знали о войне не понаслышке.
Инна Макарова изначально рассматривалась на роль Валерии Борц, но Александр Фадеев настоял, чтобы актриса сыграла Любу Шевцову. Клара Лучко хотела играть Ульяну Громову — свою роль из театральной постановки, но режиссёр отдал персонажа Нонне Мордюковой, а Лучко сыграла эпизодическую героиню. Евгений Моргунов должен был играть Сергея Тюленина, но с появлением на пробах Сергея Гурзо актёра «перебросили» на отрицательного персонажа. И только с Сергеем Бондарчуком не было никаких проблем — он с самого начала понял, что его персонаж Валько и даже не удивился, когда ему предложили именно эту роль.
Съёмки фильма проходили на месте событий — в Краснодоне. Сергей Герасимов собрал весь актёрский состав и пригласил родителей погибших молодогвардейцев. После знакомства актёры разошлись по домам тех родителей, чьих детей им предстояло играть, а Нонне Мордюковой даже пришлось поехать на соседний хутор, где жила семья Громовых. Родители рассказывали о молодогвардейцах то, чего не было ни у Фадеева, ни в газетах, но было необходимо для создания образа.
Для жителей Краснодона и окрестных хуторов эти съёмки были ожившей историей. Площадку всегда окружали зрители, а когда снимали эпизод с казнью молодгвардейцев — вокруг собрался почти весь город, и работать приходилось через раздающиеся в толпе рыдания… Напряжённая сцена и без этого давалась сложно — молодые артисты путались, приходилось делать много дублей, многие получили ушибы при падении в шруф, все плакали, и в конце концов режиссёр даже убрал некоторые монологи героев, потому что слёз было и так чересчур много.
Первым зрителем готового материала был Иосиф Сталин. После просмотра он сказал, что панического отступления Красной армии в фильме быть не должно, зато должна быть подчёркнута роль партии. Фильм начали перемонтировать, доснимать «партийные» эпизоды, а многие сцены пришлось вырезать, например, целиком ушёл «под нож» герой Александра Хвыли — Шульга. В это же время Александр Фадеев переделывал роман, и между фильмом и текстом появились серьёзные расхождения. «Молодая гвардия» вышла в прокат осенью 1948 года, а в 1951 году была напечатана вторая редакция романа.
За работу над фильмом режиссёр Сергей Герасимов и актёры Владимир Иванов, Нонна Мордюкова, Людмила Шагалова, Сергей Гурзо и Инна Макарова получили Сталинскую премию. Впервые такую высокую награду вручали студентам-дебютантам.
В начале 60-х годов фильм снова перемонтировали в связи с новыми историческими фактами. Оказалось, что член «Молодой гвардии» Виктор Третьякевич, которого до этого момента считали доносчиком, вовсе не предавал соратников. Он был прототипом героя Евгения Моргунова, и в новой версии персонажу дали другое имя, вырезали и переозвучили сцены с его участием, и получилось, что Моргунов играл совсем другого персонажа. В 1960 году Третьякевич был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, а его имя вставили в список погибших молодогвардейцев в финале фильме.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+16
В «святые» девяностые, как любит повторять ведьма Наина, в каком-то журнале или газетёнке(сейчас уж и не вспомню) появилась мерзкая статья, причём большая, о том, что, практически все члены «Молодой гвардии» оказались предателями и именно поэтому, яко бы, так молниеносно была разгромлена эта организация, мол они там друг друга предавали… Ничего святого, в те «святые» у журналюг не было, как впрочем и у нынешних писак и, так называемых, блогеров…
- ↓
+11
Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся
Рано, без огня.
Платьица — на стуле,
Девочки заснули.
Спать легли москвички,
Заплели косички.
Встали утром, на заре,
В комнате светло.
На стене в календаре
Красное число.
А на севере, где снег,
Где морозы люты,
Встали утром раньше всех
Мальчики-якуты.
Сколько снегу намело!
Но флажками расцвело
Зимнее село,
И глядит с календаря
День седьмого ноября —
Красное число.
Календарь такой же самый
В тихом домике над Камой,
В новом доме на Днепре
Красный день в календаре.
И на юге, где тепло,
Тоже красное число.
Туфли-босоножки,
Песчаные дорожки,
В море теплая вода —
Детский сад бежит сюда.
Флаги в гавани висят,
Вслух считает детский сад:
— Посмотрите, сколько флагов!
Десять! Двадцать! Пятьдесят!
Об Октябре поет Москва,
О празднике великом,
И слышны ее слова
И русским и таджикам.
И слышат праздничный салют
Мальчики-якуты,
А самый маленький якут
Считает вслух салюты
Всех пионеров, всех ребят
Октябрь сдружил навеки,
Он у костра собрал отряд,
Он много лет тому назад
Зажег костер в Артеке
И у братьев и сестер
На значках горит костер.
Вот, косички по привычке
Поправляя на ходу,
В пары строятся москвички —
Детский сад несет звезду.
Пляшет девочка-узбечка,
На руке блестит колечко.
У узбечки нет привычки
Две косички заплетать:
У москвички — две косички,
У узбечки — двадцать пять.
В Стране Советской всех ребят
Октябрь сдружил навеки,
Он у костра собрал отряд,
Он много лет тому назад
Зажег костер в Артеке.
Скоро станут косами
Тонкие косички,
Скоро станут взрослыми
Девочки-москвички.
Будут звать по отчеству
Бывших пионеров:
Агронома, летчицу,
Новых пионеров.
«Мне б учительницей стать! —
Думает узбечка.—
Буду детям ставить «пять
За каждое словечко».
Самый маленький якут
Будет агрономом —
Пусть в тайге хлеба растут
Прямо перед домом!
Выйдут в степи чабаны,
В цех пойдут бригады —
Для своей родной страны
Все трудиться рады»!
Пусть посадит садовод
Новый сад фруктовый.
Новый выстроишь завод,
Дом построишь новый!
Хочешь быть пилотом? Будь!
Хочешь — в море плавай!
Выходи смелее в путь,
Возвратись со славой.
А сегодня праздник твой,
Гром салютов над Москвой!
От знамен везде светло,
Всюду — красное число…
… и где это все? Где та девочка — узбечка, которая так думала «Мне б учительницей стать! — Буду детям ставить «пять За каждое словечко». А, да вот же она — полы моет в офисе у толстозадого владельца нефтяной скважины, спасибо товарищу «Меченному»…
А мечта самого маленького якута сбылась? «Самый маленький якут
Будет агрономом — Пусть в тайге хлеба растут Прямо перед домом!», конечно сбылась, у него теперь брусчатка и гранитные бордюры растут прямо перед домом, в Москве…
… вот так оно и бывает!
Всех с праздником, с днем 7 Ноября!
- ↓
+8
День 7 ноября сегодня.
- ↓
+10
Сейчас такие фильмы молодёжи не показывают. Патриотизм у новой власти не в чести.
- ↓
+11
Такую страну как СССР победить нельзя.
- ↓
+9
Извне. Ее «победили» изнутри предатели.
- ↑
- ↓
+14
Помните о людях. Они стояли на краю могилы за свою веру в жизнь.
- ↓
-2
Читаешь статьи про снятые фильмы и написанные романы, рассказы, поэмы того времени и удивляешься: везде где только можно и нельзя партия всегда насильно заставляла изменять содержимое, если не была отражена ее руководящая и героическая роль. Неужели партийные вожди не понимали — народ шел воевать и приносил себя в жертву вовсе не воимя и за партию, а за свою Родину, землю, близких — мать, отца, сестер и братьев. Вся эта политическая мишура привела к потере веры в партию и ее авторитета. Благодаря такой отеческой идеологической заботе, сколько было загублено хороших фильмов и произведений литературы…
- ↓
+6
Народ и в том числе молодогвардейцы шли воевать за Родину, которой руководила партия и это факт, а остальное это «политическая мишура». Сегодня военные летчики дают взятки, чтобы оказаться в Сирии — от ГОЛОДУХИ, им семьи кормить нужно. Это даже не мишура, это — преступление… В своем последнем письме мой дядя под Сталинградом сообщил, что он вступил в партию и это я считаю было первой причиной его гибели. Команда: «Коммунисты, вперед!», была не обсуждаемой… Я не знаю, сколько было загублено «хороших фильмов и произведений литературы», но за время современной демократии было создано десятки лживых фильмов о войне марающих память о его героях а произведений литературы ни созданы вообще. Позор!!! И статьи, которые вы читаете, написаны для вас, а не для нас. Мы знаем, что подвиги миллионов наших граждан еще полностью не раскрыты…
- ↑
- ↓
-1
Сегодня военные летчики дают взятки, чтобы оказаться в Сирии — от ГОЛОДУХИ!!! )))))))))))
- ↑
- ↓
-2
Чего ???
Не обоссышся перед боевым самолетом.
- ↑
- ↓
+15
«да — были Люди в „наше“ время». Читал книгу и смотрел фильм. Слава Героям!
- ↓
+8
Патриотичный фильм. Правильный.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение