Другая концовка культового фильма "Место встречи изменить нельзя"

Как заканчивается фильм «Место встречи изменить нельзя»? Думаю, вы все прекрасно помните концовку.
В момент задержания банды «Чёрная кошка» Жеглов убивает Левченко, бывшего сослуживца Шарапова, а ныне одного из членов банды.


Владимир Конкин и Владимир Высоцкий в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия, 1979 год

— Ты убил человека!- Я убил бандита.- Он пришёл со мной, чтобы сдать банду.- Аааа… Успокойся, Шарапов.
Убитого горем Шарапова Копырин отвозит сначала в роддом. Он хотел забрать найдёныша, но узнаёт, что того уже усыновили.
Тогда он едет домой к Варе, где она его встречает с малышом-найдёнышем на руках.



Наталья Данилова в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия, 1979 год

Вот только практически все эти сцены были сняты, когда фильм уже был полностью готов и смонтирован. И была у него тогда совершенно другая концовка. Какая? Её прекрасно знают те, кто знаком с книгой братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой и снят фильм. Концовка изначально была более трагической.
Начнём с того, что разговор Шарапова и Жеглова после убийства Левченко на задержании не был таким коротким и спокойным. Было снято, что Шарапов после фразы «Успокойся!» не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает, всё что скопилось в нём за тот недолгий период работы вместе. В частности, он говорит, что Жеглов убивает людей и ему нравится это делать, и что они не могут дальше идти по жизни рядом.
Копырин после этого диалога повёз Шарапова не в родильный дом, а в Управление, зайдя в которое, первое, что увидел Шарапов — портрет Вари с траурной лентой. «Сегодня ночью при задержании вооружённых преступников погибла младший сержант милиции Варвара Александровна Синичкина…» только и смог прочитать Шарапов.
Вот только руководству Гостелерадио такой финал фильма не устроил. Справедливости ради надо ещё сказать, что не устроил не только финал – Говорухин снял семь серий, а требовалось пять. И два часа фильма пришлось вырезать, удаляя как мелкие фрагменты, так и целые сцены. В частности, было вырезано фронтовое прошлое Шарапова и Левченко и постельная сцена между Шараповым и Варей.



Фотографии со съёмок вырезанной сцены фильма «Место встречи изменить нельзя». Фотографии из архива Сергея Дёмина

Но вернёмся к финалу. Георгий Вайнер рассказывал, что Лапин (в то время Председатель Государственного комитета по радио и телевещанию) лично говорил, что люди будут всю неделю смотреть фильм, закончится показ его, скорее всего, в воскресенье, и с каким настроением они пойдут в понедельник на работу после такого финала? Начался спор между создателями фильма и руководством, у которых, по словам того же Вайнера, «была норма смертей в каждом фильме».
Спор закончился в итоге тем, что Говорухину предоставили выбор: «убить» кого-то одного – или Левченко, или Варю. Естественно, выбор был не в пользу Левченко. Варю надо было воскрешать.


Наталья Данилова в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия, 1979 год

И в итоге получилась именно та концовка, которую все мы знаем – Варя забирает подкидыша и дома у окна ждёт Шарапова с малышом на руках. Вот только доснимали этот фрагмент уже в авральном режиме. Но когда на съёмочную площадку вызвали Наталью Данилову (исполнительницу роли Вари), у Говорухина похолодело всё внутри – актриса для новой роли отрезала чёлку. И на него, в итоге смотрела уже не Варя. Ну или — не та Варя. Но деваться было уже некуда, ждать, когда волосы отрастут было уже нельзя – фильм надо было срочно сдавать.


Наталья Данилова в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия, 1979 год
« Как Юрий Никулин всего за 1 день заработал 500...
15 вещей из СССР, которые для нынешней молодежи... »
  • +205

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+13
один из лучших фильмов советского кино. «золотой фонд». а по самому «сниманию» книги… читайте книги — включайте мозги.
+9
Ну и хорошо что изменили конец, а так бы больше половины женщин уревелись и у них было бы плохое настроение. Что сказалось бы на мужьях этих женщин.
+16
Правильно изменили концовку, так фильм можно ра3 в 2-3 года показывать, а с плохой концовкой-не стали бы многие смотреть повторно). По-любому что книга, что сценарий вымысел, так пусть он будет с хорошим концом
+9
Отличный фильм по всем статьям, в том числе и по сценарию! И, конечно, великолепная игра Высоцкого. Жаль только, то песен он в фильме почти не поет.
+9
Медицинского освидетельствования смерти Левченко в фильме не было. Лично я верю, что он выжил.
+15
Это как раз тот случай, когда фильм улучшил книгу. Нечасто такое бывает и не с книгами братьев Вайнеров, но так-таки случилось. Книга «Эра милосердия» имеет очень жестокую концовку, которая к фильму ну не совсем хорошо подходила бы. Похожая история с фильмом «Вам и не снилось» (по малоизвестной повести Галины Щербаковой, первоначальное название которой «Роман и Юлька»): по книге Рома умирает от полученных травм, а в фильме делается тонкий намек на то, что он, скорее всего, отделался ушибами-переломами. В обоих случаях, ИМХО, фильм книгу улучшил.
+8
«Вам и не снилось», замечательный красивый фильм, с прекрасными актерами и такая, пожалуй, знакомая всем ситуация… Очень тонко Вами подмечено. Не все понимают, что книга, что фильм, что спектакль — это искусство, важно когда одно дополняет другое. В 1987 году в журнале «Новый мир» был опубликован роман «Пролетая над гнездом кукушки», в этом же году на кинофестивале в Москве был показан фильм по роману Кена Кизи, а в 1988 году в Москве, летом, к сожалению не помню точно в каком зале, помню одно, на Садовом кольце, рядом с м. Курская, возможно, в театре им. Гоголя с гастролями выступал какой то областной драматический театр, или Куйбышевский, или Горьковский, с простановкой «Полет над гнездом кукушки»… зал был маленький… спектакль закончился, все зрители встали, ни кто не уходил, не люблю штампы, но без них не обойтись, зал рукоплескал, аплодисменты продолжались минут пятнадцать, это было действительно искренне сыграно и мы, зрители, искренне благодарили актеров ни кому, в Москве, неизвестного областного театра. Если есть читающие эту тему люди, те, кто участвовал в этой постановке, спасибо за доставленное удовольствие. Могу сказать, что спектакль оказался гораздо лучше романа и фильма вместе взятых!
+15
Прочёл «Эру милосердия», уже когда полностью видел этот прекрасный фильм Одесской Киностудии. Удивился конечно, но оценил! Это было прекрасно, что нашёлся человек, которому не было «по барабану» то, с каким настроением Страна, огромная! — пойдёт в Пнд на работу! Слава честным и порядочным гражданам моей Родины!
+14
На самом деле, Лапин был прав, приводя в качестве аргумента то, что окончание фильма не должно стать таким «кровавым». Действительно, фильм захватывающий, смотришь, надеешься на справедливость и победу добра, а тут всех положительных героев «выкашивают». Не правильно это!
-4
Ну, не то чтобы «не правильно», может точней сказать, «не по голливудски»? :)