5 знаменитых стэндаперов советских времён

Место нынешнего стэндапа в советское время занимал отдельный жанр эстрады – юмористические монологи. Этот жанр пользовался успехом зрителя всю вторую половину двадцатого века. В СССР были свои звёзды монологов, которых до сих пор с теплом вспоминают многие.

Аркадий Райкин





Считается, что именно Райкин (или, как теперь говорят, Райкин-старший) сделал жанр юмористического монолога популярным в СССР. В 1939 году в Ленинграде открылся первый в советской истории Театр эстрады и миниатюра. Убедить чиновников, что такой легкомысленный жанр народу нужен, было непросто – но желание регулировать даже поводы для смеха перевесило, и театр начал работу. Вскоре туда поступил на службу Аркадий Исаакович.
Однако его звезда эстрадного комика по-настоящему воссияла после войны. Тогда Райкин не только гастролировал по всей стране и ближнему зарубежью, но и снимался в фильмах, состоящих из юмористических сценок, связанных рамочным сюжетом. Моментально стал хитом фильм-концерт «Мы с вами где-то встречались», где Райкин сыграл совместно с Людмилой Целиковской. До сих пор показывают по телевидению телефильм «Вчера, сегодня и всегда», где Райкин воплотился разом в нескольких комических персонажей.
Телезаписи в эстрадных выступлений сделали популярными, как бы сейчас сказали, мемами множество фраз из монологов Райкина, например: «Ты меня уважаешь, я тебя уважаю — мы с тобой уважаемые люди!», «Шутки шутками, но могут быть и дети!», «Я попробовал — во рту тает! Вкус спецсфицский!»

Роман Карцев

Роман Андреевич – один из тех людей, что сделали Одессу легендарной (или кого породила легендарная Одесса). Родная фамилия комика – Кац. В Одессе это достаточно популярная фамилия, и брат Романа, например, став фокусником, решил её изменить, добавив одну букву – Карц.
В двадцать два года Карцев поехал покорять Ленинград, и уже через год после этого стал работать в Театре миниатюры под руководством Райкина. Именно Райкин предложил Роману взять псевдоним с «более русским» звучанием. Подумав, Роман модифицировал псевдоним брата, добавив окончание.
Параллельно эстрадной карьере Роман Андреевич делал успешную кинокарьеру, но всё же эстрада оставалась его главной профессией. Самые знаменитые комические номера Карцева – «Авас», «Раки» и «Транспортный цех». Публика обожала его дуэты с одесским комиком Ильченко. Что касается киноролей, то самые запоминающиеся из них – в «Собачьем сердце» в советское время и в «Мастере и Маргарете», «Старых клячах» и, особенно, в «Небесах обетованных» после развала СССР.

Владимир Винокур

Как пародист и эстрадный комик, уроженец Курска Винокур стал знаменит в восьмидесятые. Как и многие советские исполнители юмористических монологов (включая Райкина и Карцева), Владимир Натанович был евреем, но благодаря внешности и имени это гораздо реже становилось предметов обсуждений. В отличие от предыдущих двух комиков, Винокур пришёл на эстраду довольно поздно. Учился он изначально в монтажном техникуме. После техникума был призван в армию, и только после армии поступил в ГИТИС, связав на всю жизнь свою судьбу со сценой.
Первым известным юмористическим монологом в исполнении Винокура стал рассказ «Осечка», в котором он проявил свой талант пародиста. По сюжету, персонаж Винокура пригласил к себе девушку и, чтобы произвести на неё впечатление и показать круг своих друзей, вышел из квартиры и стал звонить домой из телефона-автомата, говоря голосами знаменитых артистов. В конце концов выясняется, что девушку впечатлил спародированный Винокуром Геннадий Хазанов и она вышла за него замуж.
За свою карьеру Винокур спародировал таких советских знаменитостей, как Михаил Боярский, Владимир Высоцкий, Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев, Андрей Миронов, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и многих других. Он вёл несколько выпусков легендарной музыкальной передачи «Утренняя почта». Как исполнитель монологов, правда, Винокур стал особенно знаменит уже в девяностых.

Клара Новикова

Киевлянка Клара Борисовна сразу метила на эстраду – закончила Киевскую студию эстрадно-циркового искусства, после которой уже получила диплом Государственного института театрального искусства в Москве. Стартом большой карьеры для неё стала работа в Москонцерте, но ещё до Москонцерта Новикова стала лауреатом всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Как исполнительнице комических монологов, Новиковой пришлось непросто: трудно оказалось найти автора, способного создать персонажа для женщины, ведь все авторы были мужчинами. Угадать с темами для шуток, с образом для них оказалось нелегко, тем не менее, нашлись таланты с достаточно хорошим воображением. Одним из самых знаменитых персонажей Клары Борисовны стала тётя Соня. Первый монолог от её лица написал Марьян Беленький, сам впоследствии, после переезда в Израиль, ставший комиком в жанре стэнд-ап. Как и Винокур, Новикова некоторое время вела передачу «Утренняя почта».

Михаил Евдокимов

Отец будущего знаменитого комика и политика был казаком по происхождению и сварщиком по профессии, мать – шахтёркой польского происхождения. Впрочем, матери пришлось оставить шахту после того, как её покалечило из-за несчастного случая. В семье Михаила было ещё шестеро детей, кроме него. Умению не бояться публики это, вероятно, поспособствовало.
После школы Михаил Сергеевич учился на балалаечника, но работал потом то шлифовщиком, то администратором в столовой, то худруком сельского Дома Культуры. Судьбу его перевернула учёба в институте, где Евдокимов начал участвовать в КВН и был капитаном команды. Сцена так ему понравилась, что он бросил учёбу и поехал в Москву, реализовывать талант.
Его дебют на телевидении состоялся в 1984 году, и практически сразу Михаил Сергеевич стал известным. Он произнёс со сцены множество комических диалогов о жизни простых советских граждан, но самым знаменитым стал его собственного сочинения – «Баня». Его буквально растащили на цитаты: «Морда красная такая», «Настроения вся упала» и другие.
« Валютные махинации, кража, шпионаж: за что...
Советское оружие, с которым гитлеровцы... »
  • +126

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-4
О! Опять еврейская россыпь, кроме Михаила Сергеевича.
0
усе стендаперды?
-4
Вообщем одни Gыды… Лишь бы ничего не делать, а молоть языком… Паразиты общества…
+13
да Райкин в гробу перевернулся — назови его стендапером!!!
+6
при чем тут стендап?! они все работали в каких-то придуманных образах, а не свои истории рассказывали (в этом суть стендапа так-то) — ну разве что Евдокимов как-то поближе к этому был… остальные мимо! плюс никакого интерактива с залом, за исключением Арлазорова )) но он тоже никак не стендапер в классическом смысле
0
Артисты разговорного жанра.
+10
Эти артисты и знать, наверное, не знали, что они крутые стендаперы. Или правильно говорить и писать стендапЁры?
0
или стендапЁрды?
+3
Насмешили! :)
+7
они вообще не стендаперы ни разу)
+5
Сейчас посмотришь на этих юмористов и плакать хочется.
+1
Винокур Был евреем?
+2
Почему был? Он жив.
+2
Да, он же и сейчас еврей.
Комментарий удалён за нарушение
+11
Твою мать, совсем русский язык забывать стали! Срендаперы, вафляперы! Нельзя ли просто, нормально, по русски сказать, ЮМОРИСТЫ?
+3
Просветите, пожалуйста! Вафляперы — это синоним для женщин, занимающихся оральным сексом? А, если по русски-… соски? Простите за предположение! Отголоски школы и пионерлагеря…
0
Ага. Суфафлисей и писисдасай
0
Пытался пошутить?
0
Ну, «лирические отступления» тоже не помешают во время «серьёзных» обсуждений. Виртуальное расслабление — тоже расслабление. И любознательность в отношении современной лингвистики тоже сбрасывать со счетов не стоит.
+2
ну а по настоящему неплохого юмориста — Задорнова ( по моему единственный русский) — сгноили, отодвинули со сцены и с экранов, да еще и, как говорят, притравили в конце-концов… или действительно раком заразили… есть вроде бы такие технологии…
+4
Если антропологию считать достоверной наукой, то Задорнова к славянскому типу, пожалуй, не отнесёшь. А вот отнести к лучшим сатирикам можно и нужно. Это моё частное, разумеется, мнение. В последнее время только его и мог слушать, хотя и у него были не всегда сильные тексты. Но это творчество. Если сейчас, повзрослев, послушать тексты А.Райкина — далеко не всегда смешно. А было время практически всё воспринимали, как эталон юмора.