История советских фотоаппаратов

История советского фотоаппарата по годам, знаковые модели.

Довоенный период

ЭФТЭ (АРФО) 1929-1938
Промыслово-кооперативное товарищество «Фото-Труд», Московская артель «Фото-Труд»
Складные пластиночные шкальные фотоаппараты с размером кадра 9×12 см. Центральный затвор. Модель «АРФО-4» имела размер кадра 6,5×9 см. Объективы и затворы для большинства экземпляров производились ГОМЗ.
Изображённый фотоаппарат «АРФО-2» некомплектный, отсутствует затвор и объектив, установлен муляж.


Фотокор № 1, 1930-1941, ГОМЗ
Складной пластиночный шкальный фотоаппарат с размером кадра 9×12 см. Центральный затвор.


Турист, 1934-1940, ГОМЗ, Складной пластиночный шкальный фотоаппарат с размером кадра 6,5×9 см. Центральный затвор.


Легенда!!!!
ФЭД, 1934-1955, ФЭД, Малоформатный дальномерный фотоаппарат. Шторный затвор, объективы сменные, крепление — резьба М39×1/28,8. Копия немецкого фотоаппарата «Leica II».

Смена (довоенная), 1939-1941, ГОМЗ, Складной малоформатный шкальный фотоаппарат, центральный затвор. Бескассетная зарядка 35-мм перфорированной фотоплёнкой. Видоискатель рамочный.

1946—1959 год

Комсомолец, 1946-1951, ГОМЗ, среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат, видоискатель зеркальный, только для визирования и кадрирования, фокусировка по шкале расстояний (шкальный фотоаппарат). Центральный затвор. Плёнка типа 120, размер кадра 6×6 см. Разработан на базе конструкции немецкого двухобъективного зеркального фотоаппарата 1930-х годов «Voigtländer Brilliant».

Москва-2, 1947-1956, КМЗ, среднеформатный дальномерный фотоаппарат, складной (с мехом) корпус. Центральный затвор. Плёнка типа 120, размер кадра 6×9 см. Камера создана на базе фотоаппарата «Zeiss Super Ikonta» (вариант «C», модель 531/2) немецкой фирмы Zeiss Ikon.

Зоркий, 1948-1956, КМЗ, малоформатный дальномерный фотоаппарат. Копия первого «ФЭДа». Видоискатель и дальномер раздельные. Крепление объективов — резьба М39×1/28,8 мм. Шторный затвор.

Любитель,1950-1956, ГОМЗ. Среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Центральный затвор. Плёнка типа 120, размер кадра 6×6 см. Разработан на основе фотоаппарата «Комсомолец».

Зоркий-3, 1951-1956, КМЗ. Малоформатный дальномерный фотоаппарат. Крепление объективов — резьба М39×1/28,8 мм. Видоискатель и дальномер совмещённый, шторный затвор с увеличенным диапазоном выдержек, съёмная задняя стенка. Установка выдержек двумя головками.

Зенит, 1952-1956, КМЗ. Малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат. Разработан на базе первого «Зоркого». Шторный затвор. Крепление объективов — резьба М39×1/45,2 мм.
«Зенит» — один из первых в мире однообъективных зеркальных фотоаппаратов с пентапризмой.
В переработанный корпус с затвором от дальномерного фотоаппарата «Зоркий» было установлено подъёмное зеркало, создающее действительное изображение на фокусировочном экране и рассматриваемое через пентапризму при визировании и фокусировке (в пентапризме происходит оборачивание изображения). Родством с «Зорким» вызван один из основных недостатков «Зенита» — поле зрения видоискателя значительно меньше площади кадра, так как конструкция затвора «Зоркого» не позволила разместить зеркало большего размера.
«Зенит» — один из немногих однообъективных зеркальных фотоаппаратов в мире, переделанных из дальномерной камеры. До того в Германии выпускалась приставка к дальномерным фотоаппаратам «Leica Visoflex», с помощью которой фотоаппарат «Leica» превращался в однообъективный зеркальный фотоаппарат. В СССР подобное устройство применяли на камере «ФЭД» в составе фоторужья «ФС-2».
Всего выпущен 39.091 экземпляр

Момент, 1952-1954, ГОМЗ. Складной (с мехом) фотоаппарат одноступенного процесса с размером кадра 8×10,5 см. Проявление фотоматериала в камере. Центральный затвор, видоискатель рамочный или оптический с зеркалом.
В 1948 году фирма Polaroid освоила выпуск светочувствительных материалов, не требующих лабораторной обработки. После съёмки обработка производилась в камере, занимая несколько секунд, в результате чего получались готовые негатив и позитив. Выпускались фотоаппараты для этого светочувствительного материала.
Выпуск светочувствительного материала «Момент», аналогичного американскому рулонному фотокомплекту 40-й серии (формат кадра 3,25×4,25 дюйма, или 83×108 мм) и аналогичного фотоаппарата был начат и в СССР. Основой послужила первая модель «Polaroid Land 95», выпущенная в 1948 году.

Смена(послевоенная), 1953-1962, ГОМЗ, ММЗ.
Малоформатный шкальный фотоаппарат для начинающих фотолюбителей. Центральный затвор. Видоискатель оптический. Обратная перемотка отснятой плёнки отсутствует, съёмка в пустую кассету. С конца 1950-х годов выпускался в Китае под названием «Янцзы».

Любитель-2, 1955-1979, ГОМЗ. Модификация фотоаппарата «Любитель». Среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Центральный затвор. Плёнка типа 120, размер кадра 6×6 см. Наличие автоспуска и синхроконтакта, произведено 2.232.245 штук.

Спутник, 1955-1973, ГОМЗ. Среднеформатный трёхобъективный зеркальный стереоскопический фотоаппарат. Разработан на базе двухобъективной зеркальной камеры «Любитель-2». Видоискатель зеркальный. Два съёмочных объектива, два синхронизированных центральных затвора. Плёнка типа 120, два кадра с размером 6×6 см. Выпущен в количестве 84.063 шт.

Зоркий-4, 1956-1973, КМЗ. Малоформатный дальномерный фотоаппарат, модификация камеры «Зоркий-3С», добавлен автоспуск. Самая массовая и технически совершенная модель среди фотоаппаратов «Зоркий». Всего выпущено 1715 677 шт.

Ленинград, 1956-1968, ГОМЗ. Малоформатный дальномерный фотоаппарат. Крепление объективов — резьба М39×1/28,8 мм. Видоискатель и дальномер совмещённый, шторный затвор с увеличенным диапазоном выдержек, съёмная задняя стенка. Перемотка плёнки и взвод затвора пружинным двигателем, серийная съёмка. Кадровые рамки в поле зрения видоискателя для сменных объективов.

Киев-4, 1957-1979, Арсенал. Малоформатный дальномерный фотоаппарат, модификация камеры «Киев-3А».

Киев-4А, 1958-1980, Арсенал. Малоформатный дальномерный фотоаппарат, модификация камеры «Киев-2А». Экспонометр отсутствует.

1960—1969 год

Зенит-3М, 1962-1970, КМЗ. Малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат. От камеры «Кристалл» отличается изменённой верхней крышкой (штампованная из латунного листа, «Кристалл» — литая из алюминиевого сплава). Технические характеристики те же.

Школьник, 1962-1969, БелОМО. Среднеформатный простейший фотоаппарат. Плёнка типа 120, размер кадра 6×6 см. Объектив жестковстроенный, выдержки 1/60 с и «B».

Смена-8, 1963-1971, ЛОМО. Малоформатный шкальный фотоаппарат для начинающих фотолюбителей. Центральный затвор. Основное отличие от ранних моделей — полная блокировка головки перемотки плёнки. На «Сменах» ранних моделей происходила только блокировка зубчатого колеса счётчика кадров. При чрезмерном усилии фотолюбитель мог порвать перфорацию фотоплёнки. Головка обратной перемотки плёнки, автоспуск.

Зенит-4, 1964-1968, КМЗ. Малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат. Первый из трёх советских однообъективных зеркальных фотоаппаратов с центральным затвором. Крепление объективов — байонет особой конструкции. Сменная пентапризма. Полуавтоматическая установка экспозиции, экспонометрическое устройство с селеновым фотоэлементом. На фотографии «Зенит-4» с объективом «Рубин-1Ц».

Зоркий-10, 1964-1977, КМЗ. Малоформатный дальномерный фотоаппарат. Центральный затвор. Программный автомат с экспонометрическим устройством на селеновом фотоэлементе. Курок взвода затвора на нижней панели (под левую руку).

Зенит-Е, 1965-1986, КМЗ, БелОМО.
«Зени́т-Е» — самый массовый в мире однообъективный зеркальный малоформатный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно в 1965—1982 гг. на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка (Белоруссия) Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО). Выпущен в количестве более 8 млн шт. (из них на КМЗ — 3.334.540 шт.) — мировой рекорд для зеркальных фотоаппарато]. Кроме того, «Зенит-Е» был самой массовой моделью Красногорского механического завода[3]. По неофициальной версии индекс «Е» присвоен фотоаппарату в честь директора КМЗ с 1953 по 1965 г. Н. М. Егорова.
Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из штатных объективов: «Гелиос-44-2» 2/58 или «Индустар-50-2» 3,5/50.

Горизонт, 1967-1973, КМЗ. Панорамный фотоаппарат, плёнка типа 135, размер кадра 24×58 мм. Объектив и затвор смонтированы во вращающемся барабане (используется принцип сканирования). Видоискатель оптический. Объектив жестковстроенный, шесть значений диафрагм, четыре выдержки.

1970—1979 год

Смена-8М 1970-1995, ЛОМО. Малоформатный шкальный фотоаппарат семейства «Смена», новый корпус. Центральный затвор, видоискатель рамочный. Самый массовый фотоаппарат в мире, выпущено более 21 млн экземпляров.

Зенит-ЕМ 1972-1985, КМЗ. Однообъективный зеркальный фотоаппарат. Модификация аппарата «Зенит-Е». Штатный объектив «Гелиос-44М» с «прыгающей» диафрагмой. Изменена конструкция спусковой кнопки и кнопки обратной перемотки плёнки. Крепление объективов — резьба M42×1/45,5.

Зоркий-4К, 1972-1978, 1980, КМЗ. Малоформатный дальномерный фотоаппарат. Модифицированный «Зоркий-4» с курковым взводом затвора и перемотки плёнки.

Киев-30,Киев-30М,1975-1987.
Микроформатный (16-мм фотокиноплёнка) шкальный фотоаппарат. Модификация камеры «Вега-2». Объектив с фокусировкой по шкале расстояний. Размер кадра 13×17 мм. Шторный затвор перед объективом. На модификации «Киев-30М» синхроконтакт отсутствует.

ФЭД-5В, 1975-1990. Малоформатный дальномерный фотоаппарат, разработан на базе камеры «ФЭД-3» с курковым взводом затвора. Крепление объективов — резьба М39х1/28,8 мм.

Зенит-TTL, 1977-1985.
Однообъективный зеркальный фотоаппарат с полуавтоматической установкой экспозиции. TTL-экспонометрическое устройство со стрелочной индикацией. Шторный затвор с «невращающейся» головкой выдержек. Штатный объектив «Гелиос-44М» с «прыгающей» диафрагмой.

Киев-88, Киев-88 TTL, 1979-1990-е.
Среднеформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат модульной компоновки. Разработан на основе камеры «Салют-С». Плёнка типа 120, размер кадра 6×6 см. Крепление объективов — байонет В. Видоискатель сменный, светозащитная шахта или пентапризма. Модель «Киев-88 TTL» комплектуется пентапризменным видоискателем с несопряжённым TTL-экспонометром со светодиодной индикацией. С 1990-х годов начат выпуск модифицированных моделей «Киев-88 СМ» и «Arax», в том числе с байонетом Б, кассетами на размер кадра 4,5×6 см (в том числе для плёнки типа 220), цифровыми адаптерами и другими принадлежностями.

1980—1991

Любитель-166В,1980-1990.
Среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Плёнка типа 120, размер кадра 6×6 см. Центральный затвор, перемотка плёнки по цифрам на ракорде. Упрощённая модификация камеры «Любитель-166», фактически рестайлинговая модификация «Любителя-2».

Зенит-11, 1982-1992.
Малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат однообъективный зеркальный фотоаппарат. «Зенит-10» с объективом «Гелиос-44М» (с «прыгающей» диафрагмой). Дополнительное штативное гнездо. Скрытый замок задней стенки. Изменённая спусковая кнопка и кнопка включения обратной перемотки плёнки.

Зенит-ЕТ, 1982-1990-е.
Малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат. В отличие от камеры «Зенит-10» корпус от «Зенита-TTL» без изменений (боковое штативное гнездо, традиционная спусковая кнопка и кнопка включения обратной перемотки плёнки). На камерах 1990-х годов появилось большое количество пластмассовых деталей.
« Под грифом «секретно»: самолет М-25
Почему советские спортсмены не принимали... »
  • +166

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
В 70-х снимал немецкой зеркальной Praktika все друзья завидовали. Аппарат был привезен из русского сектора в Германии в 1946 г.
+1
а Фотоаппарат Мир?
0
Я снимал многими перечисленными здесь фотоаппаратами. Если говорить кратко: «На безрыбье и рак рыба». Практически все модели были копиями известных камер зарубежных фирм. Причем, уступали во многом оригиналам. И по механике, и по оптике. Хотя, некоторые отдельные объективы были не так плохи. Все это усугублялось отвратительным качеством фотопленки. Тасма — ужас, ужас. Свема чуть лучше, но тоже Г. Мы в нашем фотоклубе выменивали на Ленфильме бабины с пленкой А2. В нестандартном вручную составленном проявителе результат был удовлетворительным. Но с Кодаком и Агфой все равно тягаться было невозможно. Пожалуй, конструктивно — в смысле по задумке — лучшим на узкую пленку был Алмаз. Но ЛОМО не смогло освоить его серийное производство. Пока ставили японские затворы, еще было терпимо, но потом пошел сплошной брак. Более 50% изделий возвращались на завод в течение гарантийного срока. Выпуск прекратили. Мучался с отечественными моделями до тех пор, пока не купил в комиссионке ГДРовскую «Практику L». Вот это камера! Снимаю шляпу. Простая но надежная как автомат Калашникова. Есть все необходимое — набор выдержек, хорошее чернение. Зачет. О Кэнонах и Никонах я уже не говорю. Эти чудеса были практически не доступны. Появились в комиссионках только в конце 80-х. А когда пошли автофокусы, автоматические перемотки пленки, тут наша промышленность подняла руки. Освоить такое у нас было совершенно не реально. А когда буржуи
+2
И все же оптика того же Красногорского завода была очень хорошей. Механика по разному. Опять же надо понимать, что в СССР, как и с другой техникой по сути не выпускались фотоаппараты высшего уровня (не до того было). Потому освоить это было не нереально, а просто считали, что это не нужно.
+2
Фотокор, Киев-Вега, ФЭД-5В, Зенит-TTL до сих пор у меня сохранились. А снимаю на телефон. ))
+2
  • avatar
  • hewak
История симпатичная, но, к сожалению, представлены далеко не все модели фотоаппаратов (например, Киев 6С, Киев-10, Алмаз-103, Старт, Нарцисс...)
+2
ФЭД-ов тоже мало.
+4
А такой цели похоже не стояло. Перечислены основные модели по годам. И немало редких.
+7
Автор публикации (наверное) и не ставил целью перечислить всю продукцию страны Советов. 36 моделей выбраны под всем известное число кадров фотоплёнки, не реально в формате одной публикации собрать всю историю, это уже получится энциклопедия. Я начинал свой путь интереса к любительской фотографии с любительским фотоаппаратом «Смена-5» подаренным моему ст. брату нашей бабушкой в 1965 г. на его 15 летие. К стати, все последующие модели встречаются часто, от сюда и упоминание «Смена-8» как выборочной модели из этой всей серии.
+9
В советское время, в нашей стране, уровень оптики и роботостроениия (космического) был выше мирового. Наши фотокамеры ценили за рубежом. Это заслуга «ЛОМО» и «ГОИ». Кстати. Паста «гои», зелёненькая такая, кто помнит. Художник Гоя тут ни при чём. Государственный Оптический Институт разработал эту пасту для полировки линз.
+1
Странно, что нет никаких негативых комментов…
+4
Это справедливо. В советских камерах было наилучшее соотношение цена-качество!
+4
Видимо советские камеры настолько хороши.
+2
А где довоенные «Спорт»,«Лилипут»? О послевоенных молчу.Нет очень многих, довольно интересных моделей.Больше не представлено, чем о которых идет речь