В темной комнате с красным фонарем…
Делая снимок цифровым фотоаппаратом, я вспомнил, как мы занимались фотографией (фотоделом) во времена СССР в 70 — 80 годы. Ведь раньше на фотоаппарате нельзя было увидеть готового кадра, сфотографированного Вами, но все равно фотографировали с удовольствием и громадным интересом.
В каждой советской семье был какой — то фотоаппарат и снимали тем, что было…
Волна массового увлечения фотографией в СССР пришлась на послевоенное время. Не последнюю роль здесь сыграла и сравнительная доступность фототехники. Меня на это увлечение «подсадил» еще в 5 классе друг семьи – фотожурналист. Он купил первый в моей жизни фотоаппарат. Фотоаппарат назывался «Смена-8М» и был чем-то вроде современных «мыльниц»…
Стоила «Смена-8М» 15 рублей. Не то чтобы дорого, но всё-таки считалось, что это не для детей. «Зоркий», «Смена», «Фэд» — это популярные марки фотоаппаратов, а если у Вас был «Зенит» или «Киев», то это уже было «круто».
В фото-магазинах можно было купить все необходимое для фотодела, такое как: фотоувеличитель, фото-бачок, фотопленку, различные виды фотобумаги, ванночки, проявитель, закрепитель и не забыть про красный фонарь. В темной комнате при свете красного фонаря рождались кадры из жизни советского человека.
Фотографировать, не видя готового кадра на дисплее аппарата, не так-то и легко. Прежде всего нужно было выставить правильную выдержку на фотоаппарате, от этого зависело качество отснятой пленки (негатива). В этом случае многие пользовались фото- экспонометрами (бумажные с надписями — дешевка, с фотоэлементом — это дороже, но конкретнее), ведь от качественного негатива (пленки), зависело и качество будущих фотографий. На фотопленке было всего 36 кадров и надо было постараться их все отснять качественно.
Вместе с фотоаппаратом друг семьи купил мне две специальных кюветы для реактивов из прозрачного цветного пластика (оранжевую для проявителя и белую для фиксажа) и чёрный зарядной бачок, заодно объяснив, как им пользоваться. После чего умчался в очередную командировку. А я приступил к осваиванию этого непростого дела.
Наверно, большинство читателей не очень представляют, как проходил патриархальный процесс работы с фотографиями, хотя бы в силу того, что не увлекались этим или не застали эпоху черно-белых пленок. Поэтому, я хочу рассказать, о способе изготовления фотографий в то, уже далекое советское время…
Прежде чем начать съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.
Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65, поэтому (да простят меня защитники светлого образа), эта плёнка бывала в продаже не всегда.
Чаще всего продавалась Тасма. Но поскольку любителей фотографии в СССР было значительно меньше, чем любителей колбасы, то таких случаев, чтобы в магазине вообще не было никакой плёнки, я не припомню. Но Свема-65 точно бывала с перебоями.
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку.
Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Кстати, проявитель (а равно и фиксаж), бывал тоже с перебоями. Поэтому, например, лично я набирал сразу гору пакетиков проявителя и фиксажа, благо стоили они – копейки.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий фотолюбитель использовал “чего бог подаст”. Лично я фильтровал через сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр (у меня до сих пор где-то валяется).
После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки).
Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).
В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей.
Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.
Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок.
Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.
Способ, про который я рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей.
В Москве в общем и целом не составляло труда приобрести цветные реактивы из ГДР фирмы «ORWO» – они продавались в специализированном магазине «Юпитер» на Калининском проспекте. Но за пределами Москвы с цветными реактивами было далеко не так шоколадно. Проще говоря, они были дефицитом.
И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями.
Некоторым выходом было использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора.
Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов (тоже ГДРовских).
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этих целей необходима специальная бандура, под названием фотоувеличитель.
Фотоувеличитель, упрощённо, представляет из себя светонепроницаемую ёмкость типа цилиндра или шара, внутри которого установлена лампочка.
С одной стороны цилиндра – той, которая обращена вниз – имеется объектив, примерно такой же, как и в фотоаппарате (хотя и попроще). Между лампочкой и объективом в специальный паз укладывалась плёнка.
Сам цилиндр закреплён на специальном кронштейне и может скользить по нему вверх-вниз. Кронштейн вмонтирован в специальную прямоугольную столешницы, ближе к краю.
Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку.
Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция.
Самый ответственный момент. Убираем красное стеклышко, считаем до десяти. Раз, два…
… Десять. Закрываем объектив, аккуратно берем бумажку и кидаем в ванночку с проявителем.
Картинка на фото-бумаге появилась, ждем пока она станет достаточно четкой. Главное не передержать, а то испортится и будет слишком темной. Все, дальше в фиксаж…
Выжидаем какое то время, промываем в тазике с чистой водой и вешаем обтекать.
Пока жидкость стекает с фотки достаем глянцеватель. Это нагреватель с зеркальными поверхностями, который сушит и делает наши фотки глянцевыми.
Главными деталями глянцевателя были два гибких зеркальных металлических листа.
При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась.
Затем листы с приклеенными фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец. Вот, собственно, и всё.
Нечего и говорить, что и фотоувеличитель, и глянцеватель тоже продавались не каждый день. Конечно они не были таким уж жутким дефицитом, но всё-таки.
Например, я долгое время брал увеличитель в прокате (был такой чудесный прокат на Гоголевском бульваре). И лишь спустя несколько лет после начала фотолюбительской карьеры случайно купил нормальный фотоувеличитель в «Юпитере».
Бумага была разнообразная. «Бромпортрет», «Фотобром», “Унибром” и ещё что-то – уже не помню точные названия. Качественная фотобумага тоже бывала не всегда. Впрочем, в СССР всё качественное бывало не всегда.
Главный инструмент фотографа – это, конечно же, фотоаппарат. Самым популярным фотоаппаратом был зеркальный «Зенит-Е» (речь о конце 70х – начале 80х). Стоил он не дёшево, но всё-таки доступно – около 100 рублей.
Время от времени «Зенит-Е» продавались в «Юпитере» и за ними сразу же выстраивалась очередь. Но обычно «Зенит-Е» продавались с каким-то уродским объективом (название уже не помню), а мне хотелось с объективом «Гелиос». В общем, в конце-концов мать купила мне по блату «Зенит-Е» с объективом «Индустар 61 ЛЗ», который смотрелся не хуже «Гелиоса».
С другой стороны, практически в любой момент можно было купить фотоаппарат Зенит-TTL. Но он был дорог – 240 рублей; а с особым дизайном (весь чёрный) – ещё дороже. В общем, о Зенит-TTL можно было только мечтать.
Также довольно свободно продавался широкоплёночный зеркальный «Киев». Но он тоже был дорогим. Иностранных фотоаппаратов в продаже не было. Вернее, были в комиссионном магазине но по цене от тысячи рублей и выше. Так что на всякие там Pentaxa или Nikon можно было только глядя на иностранцев облизываться.
Помню, году так в 1981 в Сокольниках случилась международная выставка «кино-фото-теле». Как водится, москвичи и гости столицы в выходные боем брали эту выставку. Я ходил на неё несколько раз (для чего сбегал с уроков), надолго замирая у стендов с иностранной фототехникой.
На стенде компании Minolta какой-то сердобольный японец дал нам с мамой несколько довольно подробных цветных проспектов фотоаппаратов Minolta, где подробно описывались принципы работы, приводились картинки как видит фотограф через видоискатель (это было что-то!). И сами цветные, напечатанные с невиданным для СССР качеством на мелованной бумаге проспекты, и те фотоаппараты, которые я там увидел, произвели на меня неизгладимое впечатление. На всю жизнь.
Minolta XG-M, 1981 г.
С того самого момента я мечтал о Minolt’е, конечно понимая, что у меня её никогда не будет. Но мечтал. А детская мечта осуществилась только в 2003 году. Сам не знаю для чего купил себе полупрофессиональный плёночный фотоаппарат Minolta. В принципе, только деньги выбросил, ибо все уже переходили на цифру. Но детская мечта – это такая мечта, на которую денег не жалко.
Как следует из всего перечисленного, фотолюбительство было не дешёвой забавой. И по деньгам и по временным затратам (проявка, печать) – это было дело хлопотное. Поэтому такого поголовного владения фотоаппаратами у населения не было. Например, у нас в классе фотоаппараты (свои. личные), имели 4-5 человек.
Фотографировали обычно типовые вещи: совместные посиделки, походы и т.п. Каких-то жанровых фотографий у фотолюбителей было мало. Да оно и понятно – большие фотоаппараты прошлого с собой каждый день не поносишь.
Не то что сегодня – каждый школьник своим мобильным телефоном может сделать «море» снимков и сбросив их на свой «комп», напечатать фотографии на принтере. Как просто и удобно — увидел что-то интересное, достал мобильный телефон и – щёлк. Нет, в те времена на фотоэтюды надо было специально собираться.
Мы со школьным товарищем, в старших классах заболели страстью фотографировать церкви. Сам не знаю, откуда у нас, комсомольцев, такое желание проснулось. Но мы всю Москву облазили, ища церкви. А их тогда в самом деле порой надо было искать (ибо большая часть церквей была складами или конторами).
И вот о чём я жалею – церкви-то мы фотографировали, а сфотографировать обычные московские улицы, простых людей, нам как-то в голову не приходило. То есть настолько нам это казалось неинтересным и незыблемым, что скажи нам, что через 20 лет ничего этого не будет – в жизни бы не поверили…
Впрочем, к фотографии это отношение не имеет.
В каждой советской семье был какой — то фотоаппарат и снимали тем, что было…
Волна массового увлечения фотографией в СССР пришлась на послевоенное время. Не последнюю роль здесь сыграла и сравнительная доступность фототехники. Меня на это увлечение «подсадил» еще в 5 классе друг семьи – фотожурналист. Он купил первый в моей жизни фотоаппарат. Фотоаппарат назывался «Смена-8М» и был чем-то вроде современных «мыльниц»…
Стоила «Смена-8М» 15 рублей. Не то чтобы дорого, но всё-таки считалось, что это не для детей. «Зоркий», «Смена», «Фэд» — это популярные марки фотоаппаратов, а если у Вас был «Зенит» или «Киев», то это уже было «круто».
В фото-магазинах можно было купить все необходимое для фотодела, такое как: фотоувеличитель, фото-бачок, фотопленку, различные виды фотобумаги, ванночки, проявитель, закрепитель и не забыть про красный фонарь. В темной комнате при свете красного фонаря рождались кадры из жизни советского человека.
Фотографировать, не видя готового кадра на дисплее аппарата, не так-то и легко. Прежде всего нужно было выставить правильную выдержку на фотоаппарате, от этого зависело качество отснятой пленки (негатива). В этом случае многие пользовались фото- экспонометрами (бумажные с надписями — дешевка, с фотоэлементом — это дороже, но конкретнее), ведь от качественного негатива (пленки), зависело и качество будущих фотографий. На фотопленке было всего 36 кадров и надо было постараться их все отснять качественно.
Вместе с фотоаппаратом друг семьи купил мне две специальных кюветы для реактивов из прозрачного цветного пластика (оранжевую для проявителя и белую для фиксажа) и чёрный зарядной бачок, заодно объяснив, как им пользоваться. После чего умчался в очередную командировку. А я приступил к осваиванию этого непростого дела.
Наверно, большинство читателей не очень представляют, как проходил патриархальный процесс работы с фотографиями, хотя бы в силу того, что не увлекались этим или не застали эпоху черно-белых пленок. Поэтому, я хочу рассказать, о способе изготовления фотографий в то, уже далекое советское время…
Прежде чем начать съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.
Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65, поэтому (да простят меня защитники светлого образа), эта плёнка бывала в продаже не всегда.
Чаще всего продавалась Тасма. Но поскольку любителей фотографии в СССР было значительно меньше, чем любителей колбасы, то таких случаев, чтобы в магазине вообще не было никакой плёнки, я не припомню. Но Свема-65 точно бывала с перебоями.
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку.
Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Кстати, проявитель (а равно и фиксаж), бывал тоже с перебоями. Поэтому, например, лично я набирал сразу гору пакетиков проявителя и фиксажа, благо стоили они – копейки.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий фотолюбитель использовал “чего бог подаст”. Лично я фильтровал через сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр (у меня до сих пор где-то валяется).
После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки).
Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).
В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей.
Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.
Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок.
Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.
Способ, про который я рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей.
В Москве в общем и целом не составляло труда приобрести цветные реактивы из ГДР фирмы «ORWO» – они продавались в специализированном магазине «Юпитер» на Калининском проспекте. Но за пределами Москвы с цветными реактивами было далеко не так шоколадно. Проще говоря, они были дефицитом.
И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями.
Некоторым выходом было использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора.
Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов (тоже ГДРовских).
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этих целей необходима специальная бандура, под названием фотоувеличитель.
Фотоувеличитель, упрощённо, представляет из себя светонепроницаемую ёмкость типа цилиндра или шара, внутри которого установлена лампочка.
С одной стороны цилиндра – той, которая обращена вниз – имеется объектив, примерно такой же, как и в фотоаппарате (хотя и попроще). Между лампочкой и объективом в специальный паз укладывалась плёнка.
Сам цилиндр закреплён на специальном кронштейне и может скользить по нему вверх-вниз. Кронштейн вмонтирован в специальную прямоугольную столешницы, ближе к краю.
Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку.
Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция.
Самый ответственный момент. Убираем красное стеклышко, считаем до десяти. Раз, два…
… Десять. Закрываем объектив, аккуратно берем бумажку и кидаем в ванночку с проявителем.
Картинка на фото-бумаге появилась, ждем пока она станет достаточно четкой. Главное не передержать, а то испортится и будет слишком темной. Все, дальше в фиксаж…
Выжидаем какое то время, промываем в тазике с чистой водой и вешаем обтекать.
Пока жидкость стекает с фотки достаем глянцеватель. Это нагреватель с зеркальными поверхностями, который сушит и делает наши фотки глянцевыми.
Главными деталями глянцевателя были два гибких зеркальных металлических листа.
При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась.
Затем листы с приклеенными фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец. Вот, собственно, и всё.
Нечего и говорить, что и фотоувеличитель, и глянцеватель тоже продавались не каждый день. Конечно они не были таким уж жутким дефицитом, но всё-таки.
Например, я долгое время брал увеличитель в прокате (был такой чудесный прокат на Гоголевском бульваре). И лишь спустя несколько лет после начала фотолюбительской карьеры случайно купил нормальный фотоувеличитель в «Юпитере».
Бумага была разнообразная. «Бромпортрет», «Фотобром», “Унибром” и ещё что-то – уже не помню точные названия. Качественная фотобумага тоже бывала не всегда. Впрочем, в СССР всё качественное бывало не всегда.
Главный инструмент фотографа – это, конечно же, фотоаппарат. Самым популярным фотоаппаратом был зеркальный «Зенит-Е» (речь о конце 70х – начале 80х). Стоил он не дёшево, но всё-таки доступно – около 100 рублей.
Время от времени «Зенит-Е» продавались в «Юпитере» и за ними сразу же выстраивалась очередь. Но обычно «Зенит-Е» продавались с каким-то уродским объективом (название уже не помню), а мне хотелось с объективом «Гелиос». В общем, в конце-концов мать купила мне по блату «Зенит-Е» с объективом «Индустар 61 ЛЗ», который смотрелся не хуже «Гелиоса».
С другой стороны, практически в любой момент можно было купить фотоаппарат Зенит-TTL. Но он был дорог – 240 рублей; а с особым дизайном (весь чёрный) – ещё дороже. В общем, о Зенит-TTL можно было только мечтать.
Также довольно свободно продавался широкоплёночный зеркальный «Киев». Но он тоже был дорогим. Иностранных фотоаппаратов в продаже не было. Вернее, были в комиссионном магазине но по цене от тысячи рублей и выше. Так что на всякие там Pentaxa или Nikon можно было только глядя на иностранцев облизываться.
Помню, году так в 1981 в Сокольниках случилась международная выставка «кино-фото-теле». Как водится, москвичи и гости столицы в выходные боем брали эту выставку. Я ходил на неё несколько раз (для чего сбегал с уроков), надолго замирая у стендов с иностранной фототехникой.
На стенде компании Minolta какой-то сердобольный японец дал нам с мамой несколько довольно подробных цветных проспектов фотоаппаратов Minolta, где подробно описывались принципы работы, приводились картинки как видит фотограф через видоискатель (это было что-то!). И сами цветные, напечатанные с невиданным для СССР качеством на мелованной бумаге проспекты, и те фотоаппараты, которые я там увидел, произвели на меня неизгладимое впечатление. На всю жизнь.
Minolta XG-M, 1981 г.
С того самого момента я мечтал о Minolt’е, конечно понимая, что у меня её никогда не будет. Но мечтал. А детская мечта осуществилась только в 2003 году. Сам не знаю для чего купил себе полупрофессиональный плёночный фотоаппарат Minolta. В принципе, только деньги выбросил, ибо все уже переходили на цифру. Но детская мечта – это такая мечта, на которую денег не жалко.
Как следует из всего перечисленного, фотолюбительство было не дешёвой забавой. И по деньгам и по временным затратам (проявка, печать) – это было дело хлопотное. Поэтому такого поголовного владения фотоаппаратами у населения не было. Например, у нас в классе фотоаппараты (свои. личные), имели 4-5 человек.
Фотографировали обычно типовые вещи: совместные посиделки, походы и т.п. Каких-то жанровых фотографий у фотолюбителей было мало. Да оно и понятно – большие фотоаппараты прошлого с собой каждый день не поносишь.
Не то что сегодня – каждый школьник своим мобильным телефоном может сделать «море» снимков и сбросив их на свой «комп», напечатать фотографии на принтере. Как просто и удобно — увидел что-то интересное, достал мобильный телефон и – щёлк. Нет, в те времена на фотоэтюды надо было специально собираться.
Мы со школьным товарищем, в старших классах заболели страстью фотографировать церкви. Сам не знаю, откуда у нас, комсомольцев, такое желание проснулось. Но мы всю Москву облазили, ища церкви. А их тогда в самом деле порой надо было искать (ибо большая часть церквей была складами или конторами).
И вот о чём я жалею – церкви-то мы фотографировали, а сфотографировать обычные московские улицы, простых людей, нам как-то в голову не приходило. То есть настолько нам это казалось неинтересным и незыблемым, что скажи нам, что через 20 лет ничего этого не будет – в жизни бы не поверили…
Впрочем, к фотографии это отношение не имеет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Первый фотоаппарат, «Смена 8», без М, появился у меня в 68 или 69 году. И учился я фотографировать, проявлять и печатать в фотокружке, в пионерлагере. Немного позже мне купили фотоувеличитель «Юность» со всеми причиндалами и начал я вечерами в ванной ПЕЧАТАТЬ! Увлекательное занятие было! Автор про какой то дефицит пишет, так вот я абсолютно не помню ни дефицита плёнки, ни химикатов! И пленка продавалась как в рулонах, так и в кассетах. Последним плёночным у меня был «Зенит ТТЛ» с Гелиосом 44. Покупал его во время московской олимпиады за 319 р, с олимпийской символикой. До самой цифры им пользовался, правда последние годы делал в основном слайды на плёнке ORWO. Потом была цифра, но с ней как то весь процесс стал скучным и серым. Да, быстро, ярко, но пропала интрига, а что там получилось!
- ↓
0
А я всегда завидовал тем, кто занимался фотоделом. У меня слова вроде «выдержка» и «диафрагма» вызывали предобморочное состояние, я в таких вещах весьма туповат, для меня это как ребус без отгадки. Я справедливо полагал, что если и займусь фотоделом, то эти самые выдержки с диафрагмами уж точно не усвою.
- ↓
0
Кто же фотокарточки ТАК прищёлкивает за само изображение?!!.. Испортится полезная площадь, пока снимки мокрые! Самым страшным дефицитом были цветные цветофильтры для цветной фотопечати! Когда их выкидывали в продажу, в магазине был самый настоящий мордобой!!!..
- ↓
+3
Иностранные фотоаппараты были в продаже, ГДРовские, Praktika, если мне память не изменяет. Но дорогущие!!! 250р. и выше, наш Зенит-TTL был подешевле — 180р, а с Олимпийской символикой — 219р. Деньги большущие. А по качеству наши Зениты, особенно Красногорские, Минские хуже, были на уровне Cannon и Nikon. Но это тогда, в конце 70-х. потом начали отставать.
- ↓
+1
Все правильно, технология вся описана. Еще кто в цвете делал — время изготовления увеличивается в 5 раз.
- ↓
+3
Конечно, повтор пост, но, это было волшебство) Подарили Смену 8М в 11лет (1981)…
- ↓
0
Самый дешёвый фотоаппарат был широкоплёночныый, могу ошибаться, Турист назывался.
- ↓
+3
Широкопленочный фотоаппарат «Школьник»-6 руб. 50коп.
- ↑
- ↓
+4
«Этюд» — 7 рублей стоил, объектив пластик.
- ↑
- ↓
+2
Да, Вы правы-его выпускали в БССР!
- ↑
- ↓
+2
И формат кадра у него был на то время довольно интересный!
- ↑
- ↓
+4
«Любитель» был широкопленочный самый дешевый. жаль автор не пишет, что качество фотоснимков на пленке на порядок выше чем на современных камерах цифровых. И сам процесс был именно творческим.
- ↑
- ↓
0
да
- ↑
- ↓
0
ДА
- ↑
- ↓
+3
«Зоркий 2С» у меня был, на первой фотографии средний тоже «Зоркий». Как трудно было в первый раз наматывать пленку, размешивать реактивы, печатать и отбирать удачные кадры. Но опыт дело наживное. Остается теперь только сожалеть, что мало фотографий мы делали.
- ↓
+1
Последний Вилия-авто был. ФЭД 2 и экспонометр до сих пор, в кожаных чехлах, дома.
- ↓
+1
У меня «Смена символ» был, мы ещё с отцом постоянно были увлечены фото делом, он меня всему этому обучил, поэтому все эти предметы мне знакомы очень хорошо. Удачная статья.
- ↓
0
Да, товарищ, прекрасный фотоаппарат «Смена символ». Стоил 23 руб. Купил себе недавно, в августе 1978 г. А помните его непонятный прообраз — «Смена рапид»?
- ↑
- ↓