«12 стульев»: Гайдай VS Захаров?
Споры о том, какая из двух экранизаций романа Ильфа и Петрова «12 стульев» лучше, не утихнут, наверное, никогда. Кому-то ближе 2-серийная постановка Леонида Гайдая, а кому-то — 4-серийная телеверсия Марка Захарова. Кто-то считает лучшим Бендером Гомиашвили, а кто-то не признает другого, кроме Миронова.
Категорично сравнивать эти два фильма не совсем корректно. Хоть они и сняты по одному роману, они абсолютно разные. Разные даже по жанру. Вы скажете, что и тот фильм, и другой — комедии? Да. Но комедии тоже различаются.
Гайдай снял классическую эксцентрическую комедию, делать которые он был большой мастер. Жанр же телеверсии Захарова очень сложно точно определить. Мюзикл, наверное, самое близкое определение. Сам же Захаров называл этот фильм «литературно-музыкальной композицией с текстом, который не является прямой речью». Но раз их все равно сравнивают, давайте сравнивать.
Гайдай на роль Остапа Бендера после долгих проб, в которых поучаствовали, наверное, практически все актеры мужского пола подходящего возраста, утвердил Арчила Гомиашвили. Захаров без всяких проб взял Андрея Миронова.
У Гайдая его роль сыграл Сергей Филиппов. У Захарова — Анатолий Папанов. Оба-великие таланты.
Две блестящие работы — Михаила Пуговкина и Ролана Быкова.
Талант Юрия Никулина против таланта Николая Скоробогатова.
Григорий Шпигель и Олег Табаков.
Николай Горлов и Савелий Крамаров.
Виктор Павлов и Наталья Варлей против Виктора Проскурина и Татьяны Божок.
Наталья Воробьева и Елена Шанина.
Игорь Ясулович и Александр Абдулов.
Наталья Крачковская и Лидия Федосеева-Шукшина.
Савелий Крамаров и Александр Ширвиндт.
Георгий Вицин и Лев Борисов.
Владимир Этуш и Нина Гребешкова против Михаила Светина и Галины Соколовой.
Нельзя не отметить, что десять актеров сыграли в обеих версиях (а двое даже одну и ту же роль).
Самые заметные — это, конечно, Георгий Вицин, сыгравший монтера Мечникова у Гайдая и гробовых дел мастера Безенчука у Захарова.
Савелий Крамаров — одноглазый шахматист у Гайдая и слесарь Полесов у Захарова.
Григорий Шпигель — Голубой воришка Альхен у Гайдая и редактор газеты «Станок» у Захарова.
Юрий Медведев — театрал на спектакле «Колумб» у Гайдая и председатель тиражной комиссии на теплоходе у Захарова.
Категорично сравнивать эти два фильма не совсем корректно. Хоть они и сняты по одному роману, они абсолютно разные. Разные даже по жанру. Вы скажете, что и тот фильм, и другой — комедии? Да. Но комедии тоже различаются.
Гайдай снял классическую эксцентрическую комедию, делать которые он был большой мастер. Жанр же телеверсии Захарова очень сложно точно определить. Мюзикл, наверное, самое близкое определение. Сам же Захаров называл этот фильм «литературно-музыкальной композицией с текстом, который не является прямой речью». Но раз их все равно сравнивают, давайте сравнивать.
Начнем с Великого Комбинатора.
Гайдай на роль Остапа Бендера после долгих проб, в которых поучаствовали, наверное, практически все актеры мужского пола подходящего возраста, утвердил Арчила Гомиашвили. Захаров без всяких проб взял Андрея Миронова.
Ипполит Матвеевич Воробьянинов.
У Гайдая его роль сыграл Сергей Филиппов. У Захарова — Анатолий Папанов. Оба-великие таланты.
Отец Федор.
Две блестящие работы — Михаила Пуговкина и Ролана Быкова.
Дворник Тихон.
Талант Юрия Никулина против таланта Николая Скоробогатова.
Голубой воришка Альхен.
Григорий Шпигель и Олег Табаков.
Слесарь Полесов.
Николай Горлов и Савелий Крамаров.
Коля и Лиза Калачевы.
Виктор Павлов и Наталья Варлей против Виктора Проскурина и Татьяны Божок.
Эллочка-людоедка.
Наталья Воробьева и Елена Шанина.
Инженер Щукин.
Игорь Ясулович и Александр Абдулов.
Мадам Грицацуева.
Наталья Крачковская и Лидия Федосеева-Шукшина.
Одноглазый шахматист.
Савелий Крамаров и Александр Ширвиндт.
Монтер Мечников.
Георгий Вицин и Лев Борисов.
Инженер Брунс с супругой.
Владимир Этуш и Нина Гребешкова против Михаила Светина и Галины Соколовой.
Нельзя не отметить, что десять актеров сыграли в обеих версиях (а двое даже одну и ту же роль).
Самые заметные — это, конечно, Георгий Вицин, сыгравший монтера Мечникова у Гайдая и гробовых дел мастера Безенчука у Захарова.
Савелий Крамаров — одноглазый шахматист у Гайдая и слесарь Полесов у Захарова.
Григорий Шпигель — Голубой воришка Альхен у Гайдая и редактор газеты «Станок» у Захарова.
Юрий Медведев — театрал на спектакле «Колумб» у Гайдая и председатель тиражной комиссии на теплоходе у Захарова.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
ЭТО УНИЧТОЖИЛО ГЕНИЙ ГАЙДАЯ!!! Сжёг декорации первых съёмок и… я Захарова смотрю!
- ↑
- ↓
+5
Только что дочитал гениального «Золотого теленка». В любых случаях сами романы Ильфа и Петрова гениально точно описывают быт и «страсти» того времени, характеры героев, «угара нэпа». Их интереснее читать, ничего не отвлекает и сам слог точен и сатиричен. Фильмы всегда делались с оглядкой на цензуру, а в последних вариантах скатились до бездарного фарса и пошлятины с Меньшиковым, Ефремовым и Татаренковым в ролях. Мошенник-романтик Бендер сейчас бы стал «боголепным», безжалостным бандюгой или олигархом «на откате». А современных «чиновников и депутатов» режиссер побоялся бы и описывать. Да и кто бы разрешил…
- ↓
0
Прочитай Юрия Никулина «Почти Серьёзно»!!!
- ↑
- ↓
+10
Гайдай — это класик советского кно! Он великолепно передал изначальный смысл произведения Ильфа и Петрова! Артисты и тут, и там прекрасные, но у Гайдая они настоящие!
- ↓
-1
… арчи по сравнению с МИРОНОВЫМ… Б!!!
- ↑
- ↓
+2
Миронов вообще не подходит на эту роль, а Арчи по природе такой
- ↑
- ↓
+12
Обе версии хороши, у каждого режиссера свое видение данного произведения…
- ↓
0
Нет.
- ↑
- ↓
+10
Позвольте с Вами не согласиться. Я конечно понимаю, что «На вкус и цвет....», но Гайдай точно воспроизвел дух произведения. Тогда как Захаров снял скорее фарс. И при всем моем уважении к Миронову, в этом фильме он переигрывает, и «тянет одеяло на себя».
- ↑
- ↓
-4
Гайдай не утверждал гомиашвили. Это, г, просто уничтожило декорации где оно было снято, и Гайдаю пришлось портить этим и фильм, и актёрский 1-во классный коллектив. А Захарова фильм- БЕЗУПРЕЧЕН!!!
- ↑
- ↓
0
полностью согласен с вами… Никакущий Гомиашвили и близко
возле Миронова не стоял… Из за Гомиашвили в роле Бендера фильм Гайдая проигрывает постановке Захарова однозначно. Один текст в постановке Захарова чего стоит! Это шедевр вообще… Ничего лишнего… Всё безупречно и выучено мной и друзьями, и растаскано на фразы… Миронов в роли Бендера-просто гениален!.. Это его лучшая роль вообще)…
- ↑
- ↓
+1
Гомиашвили прекрасен в фильме Гайдая, Гайдая не переплюнет ни кто, это классика!!!
- ↑
- ↓
0
А каков Папанов!!! 2 гения советского кинематографа в тандеме!!!.. Эту постановку Захарова я буду пересматривать
вечно… А вот фильм Гайдая с грузином смотреть не тянет…
- ↑
- ↓
-3
Доказательство в книге Юрия Никулина «Почти серьёзно»!!!
- ↑
- ↓
+4
А вот еще цитата из статьи про фильм:
«В итоге съемки начались с Владимиром Высоцким в главной роли. Однако актер, едва приступив к работе, вдруг неожиданно пропал. Запой…
Обозленный Гайдай, зарекшись когда-либо связываться с Высоцким, пусть талантливым, но абсолютно ненадежным, начал съемки во второй раз. Уже с Александром Белявским в роли Бендера. И вновь неудача. Кому-то произошедшее может показаться пустяком, однако сам Гайдай весьма трепетно относился к любым знакам судьбы.
Одним словом, когда перед началом съемок нужно было разбить тарелку – к счастливому развитию событий, она так и осталась целехонькой. Тем не менее работа началась. Но когда было отснято уже около четверти картины, Леонид Гайдай понял, что он не зря верит в приметы. То, что получилось, не нравилось ни ему самому, ни высокому начальству. Слишком положительным был Бендер с лицом Александра Белявского, да к тому же мелковат рядом с Кисой – Сергеем Филипповым.
И тут кто-то сказал режиссеру, что в одном провинциальном театре идет спектакль «Золотой теленок», где роль Бендера превосходно играет некий Арчил Гомиашвили. Так молодой актер вытянул свою счастливую карту.
Конечно, тот факт, что в итоге главная роль досталась никому не известному артисту, мало кому понравился. Высокие начальники прямо и косвенно давали понять: уж очень странная у вас кандидатура на роль Остапа Бендера, Леонид Иович! Но Гайдая было уже не переубедить, он считал, что только Гомиашвили сможет создать достоверный образ «великого комбинатора».
- ↑
- ↓
+2
Вот зачем нести бред? В книге Никулина «Почти серьезно» о фильме «12 стульев» написано только следующее:
«На съемках «Двенадцати стульев» ассистент режиссера, которому поручили бить тарелку, ухитрился так бросить ее на асфальтовый пол павильона, что она не разбилась.
Как же его ругал Гайдай! А спустя две недели, когда пришлось менять актера на роль Остапа Бендера и все переснимать сначала, Гайдай сказал:
— Это все из — за тарелки.»
- ↑
- ↓
+4
Считаю, что после отличной экранизации Гайдая экранизация Захарова вообще только перевод плёнки. Обожаю, как и многие, Миронова, но он — увы, не Остап Бендер. Папанов — не Киса Воробьянинов — простолюдин и всё. А тот — предводитель дворянства. Как бы, например, проиграл бы фильм про принца Флоризеля, если бы его роль исполнял бы, скажем, Куравлёв (отличный артист, но не для этой роли). За одно то, как сказал слово «Полковник!» Олег Даль, ему уже можно давать звание народного артиста. Кастинг (по — русски — подбор артистов, кто не знает) — великая вещь. К сожалению, в советское не коммерческое время он часто проходил «по знакомству» и отсюда неудачи некоторых советских фильмов. Каких? Говорить не буду, чтобы не обижать многих ныне здравствующих актёров.
- ↓
+7
У Захарова Бендер какой то лакированный получился, а у Гайдая живой! При всём моём уважении к Папанову, у Филиппова Киса лучше получился. Да и сам фильм у Гайдая динамичнее и веселее!
- ↓
+6
Оба фильма замечательные.
- ↓