История кирзовых сапог

Кирзовые сапоги — больше, чем обувь. Иван Плотников, который перед войной наладил их производство, получил Сталинскую премию. После войны же в «кирзачах» ходили все — от стариков до школьников. Они и сегодня в ходу. Потому что надежные.

Рождение.


К Первой мировой войне в долгом армейском противостоянии ботинок и сапог была поставлена точка. Сапоги однозначно победили. Даже в тех армиях, где на изготовление сапог не хватало материала, ноги солдат все равно почти до колена обматывались. Это была вынужденная имитация сапог. В обмотках горчичного цвета прошли войну, например, британские солдаты. Солдаты русской армии, кстати, в Первой мировой были единственными, кто мог позволить себе щеголять в настоящих кожаных сапогах.
Как и о всякой культовой вещи, о кирзовых сапогах ходит масса домыслов и слухов. Так, одним из заблуждений является то, что «кирзачи» получили свое название от «кировского завода», на котором было налажено их производство. На самом деле, свое название легендарные сапоги получили по названию шерстяной ткани Kersey, из которой они изначально изготовлялись.
Также ходит масса заблуждений насчет того, кто первым создал кирзовые сапоги. Расставим точки над i. Приоритет в этом деле принадлежит русскому изобретателю Михаилу Поморцеву. Брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка он получил в 1904 году. Материал обладал свойствами, практически идентичными коже. Он не пропускал воду, но при этом «дышал». Впервые кирза «понюхала пороха» на Русско-японской войне, где она использовалась для изготовления амуниции для лошадей, сумок и чехлов для артиллерии.
Материал Поморцева заслужил высокую оценку как солдат, так и экспертов международных выставок, из него было уже решено выпустить партию сапог, но массовое их изготовление так и не было налажено. Сначала делу помешали кожевенные лоббисты, а в 1916 году Михаил Михайлович умер. Сапоги почти на 20 лет «положили на полку».

Второе рождение.



Возродили производство кирзы уже в 1934 году. Советские ученые Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешевого искусственного бутадиен-натриевого каучука, которым пропитывалась ткань, отчего приобретала свойства, схожие с натуральной кожей. Дальнейшему развитию производства кирзовых сапог мы обязаны химику Ивану Плотникову. Именно благодаря его усилиям в стране было налажено производство «кирзачей».
Боевую проверку они прошли ещё в Советско-финскую войну, но этот опыт закончился неудачно — на морозе сапоги трескались, становились твердыми и ломкими. Дочь Плотникова Людмила вспоминала, как отец рассказывал ей о комиссии, на которой состоялся «разбор полетов» применения нового материала.
У Ивана Васильевича спросили: «Почему ваша кирза такая холодная и не дышит?». Он ответил: «Бык и корова пока еще не поделились с нами всеми своими секретами».
К счастью, за такую дерзость химика никак не наказали. Напротив — после начала Великой Отечественной войны стало очевидна острая нехватка обуви. Тут-то и пригодился опыт Плотникова. Ему было поручено в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию производства кирзы. Курировал вопрос сам Косыгин. Плотников с задачей справился. Более того, наладил производство «кирзачей» в Кирове. 10 апреля 1942 года он получил Сталинскую премию. К концу войны в кирзовых сапогах ходило 10 миллионов советских солдат.

Один из символов победы


Кирзовые сапоги снискали за время войны заслуженную славу. Высокие, почти непромокаемые, но при этом дышащие, они позволяли солдатам идти многокилометровые марши по любой дороге и бездорожью. О том, насколько кирзовые сапоги были хороши, можно судить, если сравнить их с американскими военными ботинками.
Генерал О. Бредли, автор книги «История солдата», писал, что из-за постоянной сырости американская армия лишилась 12 тысяч строевых солдат за один только месяц. Некоторые из них так и не смогли после этого восстановиться и вернуться на фронт.
О. Бредли писал: «К концу января заболевание ревматизмом ног достигло столь крупных масштабов, что американское командование стало в тупик. Мы были совершенно не подготовлены к этому бедствию отчасти в результате собственной небрежности; к тому времени, когда мы начали инструктировать солдат, какой нужен уход за ногами и что нужно делать, чтобы ботинки не промокали, ревматизм уже распространился по армии с быстротой чумы».
Без высоких сапог и портянок на осеннем и зимнем фронте приходилось несладко.

Портянки.


Можно признать, что портянки не менее гениальное изобретение, чем сами кирзовые сапоги. Впрочем, они неразлучны. Те, кто пробовал носить кирзовые сапоги с носком знает, что носки обязательно рано или поздно скатаются на пятку. Тогда, особенно, если ты на марш-броске, и не можешь остановиться, пиши пропало… Ноги в кровь.
Кроме того, портянки удобны ещё и тем, что в случае их намокания, их достаточно намотать другой стороной, тогда нога по-прежнему останется сухой, а мокрая часть портянки будет тем временем высыхать.
Просторное голенище «кирзачей» позволяет в холода наматывать по двое портянок, плюс закладывать в них газеты для того, чтобы сохранить тепло.

Народная любовь


Эта реклама 1950 года, пожалуй, была необязательной. Кирзовые сапоги после войны стали «народной маркой». На сегодняшний день этой обуви выпущено примерно 150 миллионов пар. Несмотря на разговоры о том, что скоро армию переобуют в берцы, солдаты продолжают носить «кирзачи», делать из них «шурупы» (скатывая гармошкой) и наряжать по случаю дембеля. Где-то на генетическом уровне живет в нас память о том, как прошли маршем наши солдаты в кирзовых сапогах к Великой Победе.
« Старые советские ёлочные игрушки!
Ёлочные электрические гирлянды в СССР »
  • +226

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+4
Спасибо за пост))))))) Оч. интересная статья)))))).
+11
Насчёт «кроме того» — портянки прежде всего мало того, что оборачивают ногу не в один слой, но и каждый раз новым местом, потому протереть их на порядок сложнее носка, который лишён такого свойства.
-5
вы портянки носили?
+15
Служил в рядах СА с 1975 по 1977. Ноги очень сильно привыкли к портянкам и сапогам, любая «гражданская» обувь не шла ни в какое сравнение!
+2
Служил ноябрь 1975- 1977 гг. В кирзачах в -30 градусов всё нормалёк. Главное правильно намотать портянки. Отказ от кирзачей в армии это бред!
+17
Я вырос в семье дедушки фронтовика… Все мое детство было с ними… Призвался в Армию в 1984 году… Перед службой старик научил меня до автоматизма наматывать портянки… Правильно намотанная портянка, это Все… Она не требует ни какой перемотки в течении ну часов 8ми… Кирзовый сапог( да и яловый кожаный), это совершенно необходимый для солдата предмет амуниции… Я лично, не представляю себе, как можно в этих берцах быстро по тревоге обутся( и эти носки...)… Пока ты их зашнуруешь, ты убит… Или вымочишь ноги в хлам, в мало мальских лужах… Я оставался на сверхсрочную службу, но развал СССР прервал мою службу сокращением Армии… Сапоги, и портянки совершенно неразлучный дуэт… Многие у нас, одевали вместо портянок носки… В тихаря… К каким последствиям это привело я не буду расписывать… Те люди попадали в госпиталь… Ногам наступал капут… Так что, сапоги, и портянки, не нами придуманы, и не нам их отменять, в дань какой то там моде… Через грязь, болота, пески и камни пройдет наша Армия в Сапогах… А в ботинках с носками, у солдата просто сгниют ноги… Это личный опыт и наблюдения… Всем Спасибо. С Уважением…
0
У меня сейчас средний сын служит по контракту. Ну прет его от армии. Его выбор. Как они клянут форму и берцы, которые спроектировали и сшили пидор@сы. Пипец. Наша форма была практичней, потому что, еще фронтовики были у руля.
+7
Спасибо и тебе, браток, + Гимн портянкам ты написал))))))))).
+1
«Просторное голенище «кирзачей» позволяет в холода наматывать по двое портянок, …» =========== Вообще-то на этот случай есть фланелевые портянки.
+1
Не совсем правильно. Первая портянка- бязевая, вторая портянка -фланеливая. Только в яловые сапоги это влезает. В кирзу-не лезет- тока на 1-н размер больше надо. Практиковалось за полярн. кругом- в жгучий мороз. Не было у кирзы просторных голенищщщ.
+4
«Генерал О. Бредли, автор книги «История солдата», писал, что из-за постоянной сырости …» =========== Яркая иллюстрация низкой образованности пиндосов. Такое заболевание как «траншейная стопа» впервые было описано и обстоятельно изучено ещё в Первую Мировую войну. Книжки надо читать. Правильно Задорнов говорил об америкосах – «Тупы-ы-е-е!»
+2
Слово кирза, взято из первых слогов двух слов: Кировский завод. Вот вам и кирзовые сапоги. Правильно, в Финскую какому мудаку пришло в голову с мочой вместе мысль обуть солдат в кирзу? В Запольярии в них только от казармы до столовой и обратно и то бегом можно сходить. Один раз решил я на пост не надеть промокшие валенки, пошел в сапогах. От караулки отошел не далеко, это еще при -35градусах, а если еще ниже 40 — 45градусов со знаком минус. Какие сапоги там, где от мороза столбы на постах трескаются от мороза до щепок. Летом, да.
0
Кировский завод находился (и находится) в Ленинграде (Санкт-Петербурге), а «кирзачи» делали в Кировской области.
0
По поводу Кировского завода- до сих пор- непонятки. Было- не было.
+5
В те далёкие советские времена, когда меня призвали в армию, в нашей семье кирзовых сапог ни у кого никогда не было. Однако же, отец мой, бывший фронтовик, притащил откуда-то кирзачи и быстренько научил меня мотать портянки. В армии мне вручили 43-й размер, и в них я ходил весь первый год.На второй год перешел на 42-й, а к концу службы на 41-й размер. Странно, не правда ли? Ноги в кирзачах ни разу не растёр, спасибо бате, а дембельнулся в гражданке, оставив всё своё солдатское барахло армейским друзьям. С тех пор прошло уже почти 40 лет, но кирзовых сапог у меня так больше и не было. Вот такая история жизни.
0
Если Вы помните- в СА выдавали 3 пары сапог на 2 года. Не поверю, что Ваши ноги уменьшились с 43 по 41 размер. Нонсенс. Слепых на столбы наводите((((((
0
И у меня сапог было три пары, только не сразу, а постепенно. Первые сапоги примерял в зиму, призвали-то осенью, сразу на две портянки. 43-й размер показался нормальным, тем более, что боялся, если будут жать, то, или застужу или натру. Ко вторым сапогам я уже успел похудеть до неприличия (на 15 кг), и нога, худо-бедно, тоже изменилась. Да и опыт носки первой пары, видимо, дал знать. А третью пару получал в лето, на одну портянку, уже зная, что на дембель пойду в гражданке. Вот и весь секрет. А вообще-то мой размер — 42-й.
+4
Сколько лет проносил кирзачи. Сосед до сих в них чуть ли не спит.
+8
Отличная статья! Спасибо!