10 интересных фактов о кинокартине «Ирония судьбы, или с лёгким паром!»
Из года в год, 31 декабря по телевизору идет «Ирония судьбы или С легким паром» — очень добрая и нежная история о любви, дружбе, традициях…
В 1969 году Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…». Завязка сюжета взята из реальной жизни — один их знакомый 31 декабря сходил в баню, а потом поехал к друзьям, отмечавшим годовщину свадьбы. Там он сильно напился и один из гостей решил подшутить — отвёз его на Киевский вокзал, дал денег проводнице, положил его в купе и отправил в Киев с веником, портфелем и 15 копейками в кармане… Легенда приписывала роль шутника Никите Богословскому, но композитор публично заявил, что не имеет к этому розыгрышу никакого отношения.
В театральной постановке авторы пьесы решили обыграть типовое строительство и примерно одинаковый быт советских граждан, но для большей достоверности решили пересадить героя с поезда на самолёт — иначе он бы протрезвел ещё по пути в Ленинград. Но герой должен быть положительным персонажем, а не каким-то пьянчужкой, поэтому пьянство решили оправдать праздником. Так история стала новогодней. А так как Новый год — это время чудес, то по сюжету не стоящего на ногах человека мало того, что пустили в самолёт, так ещё и по чужому билету…
Когда Эльдар Рязанов экранизировать пьесу, то на «Мосфильме» ему отказали, сочтя материал «легковесной комедией, пропагандирующей пьянство», а в «Гостелерадио» дали добро на съёмки двухсерийного телефильма. Работали на «Мосфильме» — там в одних декорациях снимали квартиры Нади и Жени, просто переставляя мебель и перекладывая вещи, а также из стеклянных блоков построили «баню». Пару уличных эпизодов сняли в Ленинграде, а московская и ленинградская новостройки снимались в Москве на проспекте Вернадского — это были действительно новые дома, построенные по экспериментальному проекту. В том же районе находилась и настоящая московская Третья улица Строителей, правда, ещё в 1963 году её переименовали в улицу Марии Ульяновой. На съёмки фильма было потрачено 372 тысячи рублей.
На роль Нади Шевелёвой пробовались: Людмила Гурченко, Ольга Волкова, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Валентина Талызина и многие другие, но режиссёру не нравился результат проб. Он начал вспоминать менее известных актрис, и вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви» с Барбарой Брыльской в главной роли. Он позвонил ей в Варшаву и пригласил на пробы — актриса согласилась. Была только одна проблема — Барбара говорила с сильнейшим акцентом, а по сюжету её героиня была учительницей русского языка… Менять профессию героине не стали, её озвучила актриса Валентина Талызина, которой в фильме досталась роль подруги. Когда Барбара Брыльска получила госпремию за роль Нади, то Валентина Талызина сильно обиделась — мол, говорила она, пела Алла Пугачёва, а премия досталась «этой польке». Актрисы смогли хоть как-то примириться только спустя много лет.
Роль Жени Лукашина предполагалась для Олега Даля, но после проб режиссёр отказался от идеи снимать этого актёра — слишком острохарактерный получался персонаж. Так же не были утверждены любимец зрителей Андрей Миронов, Пётр Вельяминов и Станислав Любшин. Рязанов искал актёра, который мог бы оставаться симпатичным и быть смешным в состоянии полного несоображения, и это было очень сложной задачей. Не особо известного тогда Андрея Мягкова режиссёр вообще не считал комедийным актёром и был настроен критически, однако именно его пробы оказались самыми убедительными.
На роль Ипполита был утверждён Олег Басилашвили и даже снялся в нескольких эпизодах, но по семейным обстоятельствам был вынужден отказаться от работы. От его участия в фильме осталось только фото, которое стояло у Нади дома. И когда Лукашин выбрасывает фотографию соперника в окно, Надя подбирает с земли изображение не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили.
Барбара Брыльска всегда была очень собрана и педантична. Она приходила на площадку точно в срок и с выученным текстом, и всегда недоумевала, что остальные актёры вели себя не так. Кто-то мог забыть роль, кто-то опаздывал, кто-то начинал импровизировать… Например, как Юрий Яковлев, у которого «тёпленькая пошла». Это была импровизация актёра, на которого из «мосфильмовского» крана с вечно холодной водой неожиданно полилась тёплая. «Какая гадость ваша заливная рыба!» — это тоже придумка Юрия Яковлева.
Фильм начали снимать в марте, когда снег уже почти растаял, а закончили работу в середине лета. Поэтому вместо снега съёмочная бригада использовала всё, что можно — скупленную во всех ленинградских аптеках вату, пенопласт, меловую крошку и крошечные кусочки бумаги, которые для создания эффекта вьюги поднимали в воздух специальные ветродуи.
Нативная реклама
Впервые фильм был показан 1 января 1976 года и с самого начала успех был ошеломительным — его посмотрело около 100 тысяч зрителей! Эльдар Рязанов вспоминал, что первая телеграмма, которую он получил, была отправлена через три минуты после окончания фильма. Телеканал был завален письмами — зрители просили, требовали, умоляли показать фильм ещё раз, и повторный показ состоялся уже 7 февраля. Однако «Ирония судьбы…» не сразу стала традиционным новогодним фильмом, в СССР его показывали всего пять раз — в 1976, 1979, 1983, 1989 и 1991 годах.
В начальных титрах есть «ляп» — в слове «исключительно» пропущена буква Л.
В 1969 году Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…». Завязка сюжета взята из реальной жизни — один их знакомый 31 декабря сходил в баню, а потом поехал к друзьям, отмечавшим годовщину свадьбы. Там он сильно напился и один из гостей решил подшутить — отвёз его на Киевский вокзал, дал денег проводнице, положил его в купе и отправил в Киев с веником, портфелем и 15 копейками в кармане… Легенда приписывала роль шутника Никите Богословскому, но композитор публично заявил, что не имеет к этому розыгрышу никакого отношения.
В театральной постановке авторы пьесы решили обыграть типовое строительство и примерно одинаковый быт советских граждан, но для большей достоверности решили пересадить героя с поезда на самолёт — иначе он бы протрезвел ещё по пути в Ленинград. Но герой должен быть положительным персонажем, а не каким-то пьянчужкой, поэтому пьянство решили оправдать праздником. Так история стала новогодней. А так как Новый год — это время чудес, то по сюжету не стоящего на ногах человека мало того, что пустили в самолёт, так ещё и по чужому билету…
Когда Эльдар Рязанов экранизировать пьесу, то на «Мосфильме» ему отказали, сочтя материал «легковесной комедией, пропагандирующей пьянство», а в «Гостелерадио» дали добро на съёмки двухсерийного телефильма. Работали на «Мосфильме» — там в одних декорациях снимали квартиры Нади и Жени, просто переставляя мебель и перекладывая вещи, а также из стеклянных блоков построили «баню». Пару уличных эпизодов сняли в Ленинграде, а московская и ленинградская новостройки снимались в Москве на проспекте Вернадского — это были действительно новые дома, построенные по экспериментальному проекту. В том же районе находилась и настоящая московская Третья улица Строителей, правда, ещё в 1963 году её переименовали в улицу Марии Ульяновой. На съёмки фильма было потрачено 372 тысячи рублей.
На роль Нади Шевелёвой пробовались: Людмила Гурченко, Ольга Волкова, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Валентина Талызина и многие другие, но режиссёру не нравился результат проб. Он начал вспоминать менее известных актрис, и вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви» с Барбарой Брыльской в главной роли. Он позвонил ей в Варшаву и пригласил на пробы — актриса согласилась. Была только одна проблема — Барбара говорила с сильнейшим акцентом, а по сюжету её героиня была учительницей русского языка… Менять профессию героине не стали, её озвучила актриса Валентина Талызина, которой в фильме досталась роль подруги. Когда Барбара Брыльска получила госпремию за роль Нади, то Валентина Талызина сильно обиделась — мол, говорила она, пела Алла Пугачёва, а премия досталась «этой польке». Актрисы смогли хоть как-то примириться только спустя много лет.
Роль Жени Лукашина предполагалась для Олега Даля, но после проб режиссёр отказался от идеи снимать этого актёра — слишком острохарактерный получался персонаж. Так же не были утверждены любимец зрителей Андрей Миронов, Пётр Вельяминов и Станислав Любшин. Рязанов искал актёра, который мог бы оставаться симпатичным и быть смешным в состоянии полного несоображения, и это было очень сложной задачей. Не особо известного тогда Андрея Мягкова режиссёр вообще не считал комедийным актёром и был настроен критически, однако именно его пробы оказались самыми убедительными.
На роль Ипполита был утверждён Олег Басилашвили и даже снялся в нескольких эпизодах, но по семейным обстоятельствам был вынужден отказаться от работы. От его участия в фильме осталось только фото, которое стояло у Нади дома. И когда Лукашин выбрасывает фотографию соперника в окно, Надя подбирает с земли изображение не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили.
Барбара Брыльска всегда была очень собрана и педантична. Она приходила на площадку точно в срок и с выученным текстом, и всегда недоумевала, что остальные актёры вели себя не так. Кто-то мог забыть роль, кто-то опаздывал, кто-то начинал импровизировать… Например, как Юрий Яковлев, у которого «тёпленькая пошла». Это была импровизация актёра, на которого из «мосфильмовского» крана с вечно холодной водой неожиданно полилась тёплая. «Какая гадость ваша заливная рыба!» — это тоже придумка Юрия Яковлева.
Фильм начали снимать в марте, когда снег уже почти растаял, а закончили работу в середине лета. Поэтому вместо снега съёмочная бригада использовала всё, что можно — скупленную во всех ленинградских аптеках вату, пенопласт, меловую крошку и крошечные кусочки бумаги, которые для создания эффекта вьюги поднимали в воздух специальные ветродуи.
Нативная реклама
Впервые фильм был показан 1 января 1976 года и с самого начала успех был ошеломительным — его посмотрело около 100 тысяч зрителей! Эльдар Рязанов вспоминал, что первая телеграмма, которую он получил, была отправлена через три минуты после окончания фильма. Телеканал был завален письмами — зрители просили, требовали, умоляли показать фильм ещё раз, и повторный показ состоялся уже 7 февраля. Однако «Ирония судьбы…» не сразу стала традиционным новогодним фильмом, в СССР его показывали всего пять раз — в 1976, 1979, 1983, 1989 и 1991 годах.
В начальных титрах есть «ляп» — в слове «исключительно» пропущена буква Л.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+5
Опять же- Ф. Раззаков трактует «баню»-коридором «Мосфильма». Причём, говорит о том, что актёры принесли на съёмки спиртное, и, типа клюкнули изрядно в кадре. Рязанов просёк это дело- потребовал переснять предыдущие дубли- но в фильм вошёл первый дубль, где артисты были -«э бон кураж»). За достоверность — не поручусь)))))))) Спасибо))))))
- ↓
+1
Мягкова загружают в ИЛ-62, летит в ТУ-134, а выгружают из Ту -154. Мама у Ширвиндта бутылку «Шампанского» забирает дважды. Надя приехала к Московскому вокзалу, но начинает бродить по городу от ж.д. касс через Исакий до Петропавловки.
- ↓
+1
да много всего… и номер телефона 14-50-30, когда в лифте висит табличка с семизначным номером вызова дежурного ремонтника, и и изчезновение ручки на антресоли, где стояла фотография Ипполита, и случайное попадание в кадр работника сьемочной группы да и много других… но лучше наслаждаться игрой актеров и самим фильмом, чем что то выискивать… мое мнение…
- ↑
- ↓
+15
Весь пост — сплошные ляпы! Автор явно пользовался «сарафанным радио». Везде создатели фильма рассказывают, что снимали в сандунах, а у автора — "… баня из стеклянных блоков", Талызина смертельно обиделась на Брыльску за то, что она на съемках была очень высокомерна со всеми(звездная болезнь) и ей, Талызиной, по окончании даже спасибо не сказала, смотрела, как на пустое место. А уж то, что автор считает, что Лукашина пустили по «чужому билету» — выдает его с головой! Он, по малости лет, даже помыслить не может, что тогда билеты даже на самолет были обезличены, вроде как в кино! А сам фильм, конечно, гениален!
- ↓
+3
Если сводить просмотр Фильма к поиску «ляпов» — то от Фильма и не останется ничего, в том числе, и Новогоднего чуда. А то, что сцена в бане снималась в коридоре Мосфильма при изрядном холоде — это говорили ещё Бурков с Белявским, так что не всем верьте.
- ↑
- ↓
+2
Мне туже фильм очень понравился, правда в последнее время стал думать, что-же хорошего, герои предали своих партнёров, если можно так сказать.
- ↓
+3
Ну, не волнуйтесь,- это же — кино. Хотя, в жизни-круче).
- ↑
- ↓
+5
очень люблю этот фильм, он делает мне настроение))))
- ↓
0
«А, ну-ка, сделайте мне фото, месье Жан»....( А. Розенбаум.)
- ↑
- ↓
+7
Классный фильм. Если по телеку посмотреть его не получается, то ставлю диск и смотрю с компа по телеку- но каждый год обязательно
- ↓
+2
В этом году его не будет по телеку :(
Но я тоже обязательно его включу на компе
- ↑
- ↓
+4
Хотя мне было тогда всего 13 лет, почему-то был всегда уверен, что его 1 раз показали вечером 31 декабря, потому что после его просмотра я пошел на Елку в нашем селе. Вначале привлекла внимание мультяшная анимация, потом прекрасная песня в исполнении С.Никитина, а дальше уже не мог оторваться, хотя никакого просмотра не планировал. В то время Новый год был для меня лично каким-то необыкновенным волшебным праздником, в Москве и Ленинграде никогда не был, поэтому это тоже в было необычно. («Зигзаг удачи» я тогда еще не посмотрел). Главных героев я в кино уже видел, но в других ролях. Во-первых, Юрий Яковлев, особенно после «Ивана Васильевича», Андрей Мягков запомнился после «Братьев Карамазовых», Ольга Науменко после «Тени исчезают...», ну а Б.Брыльска — конечно, после ГДРовских фильмов про индейцев, хотя не уверен, что узнал их сразу. Последнее время смотрю только до прибытия Ж.Лукашина в Ленинград. Дальше уже неинтересно, очарование от фильма пропало. Все-таки жизнь права: счастье на несчастье других людей не построишь.
- ↓
+3
Не надо было смотреть поха-бный фильм-продолжение и впечатление было бы лучше. Дело то совсем не в том что кто то у них был до — обязательно кто то должен был быть. Они ж нормальные люди. И ни кого они не предавали тк не были женаты и детей не имели. А вот продолжение убило чудо в фильме.
- ↑
- ↓
+3
Очень странно, что ВСЕ вспоминают свой первый просмотр, а последующие годы и впечатления почему-то не помнят! Да ведь фильм жил и развивался — Вместе с нами! Странные вы люди! Фильм — чудо!
- ↑
- ↓
+4
Премьеру отлично помню. Но мне кажется, что показ был именно до Нового Года, в самом конце декабря. И ещё кажется, что показы были ежегодными, кроме периода «сухого закона» (1985-90) Хотя перед встречей 1979-го по 1-ой программе запустили по «Времени» премьеру «31-ое июня». Может, «С лёгким паром» шло по 2-ой программе, которой у нас тогда ещё не было?
- ↓
+2
Фильм ещё и выпускался в кинопрокат в сокращённой версии. Я сходил в кино, чтобы посмотреть в цвете, поскольку телевизор тогда был ещё чёрно-белым. В киноверсии не было мультипликационного вступления, не было крутящейся на льду машины Ипполита, сократили кое-что в диалогах и убрали целиком персонаж — мать Нади (Любовь Соколову).
- ↓
+8
Столько лет прошло, а как сейчас помню тот первый показ этого фильма. Завечерело, загорелись уличные огни, и мы, пацаны-подростки, всё время спрашивали у прохожих, который час, зная, что скоро начнётся премьера нового фильма. И вот уже у телевизора! Оппаньки!!! А что это за мультик такой!? Дома шагают, верблюды плывут… С первых кадров показался фильм скучным, всё-таки пацан. Но потом пошло-пошло. А теперь смотрю этот шедевр так же часто, словно бутерброд за завтраком.
- ↓