5 лучших экранизаций произведений Александра Беляева

Почему за писателем следили жандармы, что вдохновляло его на создание романов и как из одного произведения сделать два фильма разных жанров.


Один из первых советских писателей-фантастов Александр Беляев родился в 1884 году в Смоленске. С детства он был увлечен всем новым и невероятным — изучал фотографию и пытался делать фотоиллюзии, изучал язык эсперанто, конструировал планер, в 16 лет изобрел стереоскопический проекционный фонарь… Дома его тяга к изобретательству не поощрялась — родители были религиозны и отдали его в духовную семинарию. Оттуда будущий фантаст вышел убеждённым атеистом, тут же подписал контракт с народным театром и начал играть в спектаклях, что тоже близкими не одобрялось. Вопреки всем он поступил в юридический лицей, а в 1905 году попал под слежку жандармов за участие в уличных волнениях и связь с революционерами.
Писательскую карьеру Беляев начал в 1924 году в Москве — его первые научно-фантастические рассказы и повести охотно печатали столичные газеты и журналы. За свою жизнь он написал более 70 произведений, в которых предвосхитил огромное количество будущих изобретений. В том числе подводную съемку, выход в открытый космос, трансплантологию, интравизор, микробиологические исследование и многое другое, что сам считал «научно несостоятельным» и «лишенном познавательного значения». Некоторые из произведений впоследствии были экранизированы.


«Человек-амфибия» (1961)



Первая и самая известная экранизация произведений Александа Беляева. На создание романа о человеке с жабрами акулы Беляева вдохновило произведение «Человек, который может жить в воде» французского писателя Жана Ла Ира. В 1909 году он был адаптирован неизвестным русским автором и издан в России под называнием «Человек-рыба». В первоисточнике главного героя звали Гиктанер и он был орудием в руках сумасшедшего ученого, мечтающего о власти над миром. В первоисточнике главного героя звали Гиктанер и он был орудием в руках сумасшедшего ученого Фульбера, мечтающего о власти над миром. Александр Беляев создал более гуманистическое произведение, сделав ученого светилом мировой науки, занимающимся передовыми исследованиями.

Сценарий фильма 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм». Никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности съёмок. Решился на это Владимир Чеботарёв, который успел поработать в научно-популярном кино и имел опыт подводных съёмок. Все считали эту затею авантюрой — в своё время от экранизации отказались даже в технически продвинутом Голливуде. Однако, Чеботарёв придумал разделить подводные съёмки на эпизоды по одной-две минуте, а перерыве между эпизодами актёры дышали воздухом из аквалангов. Перед съемками Владимир Коренев, Анастасия Вертинская и члены съемочной группы проходили обучение подводному плаванию в бассейне.

В 2014 году вышел ремейк «Человека-амфибии» — фильм «Морской дьявол», а через год «Человек-амфибия» стал мультфильмом под названием «Последний человек Атлантиды».


«Остров погибших кораблей» (1987) и «Дожди в океане» (1994)


Оба фильма были сняты по мотивам романа «Остров погибших кораблей». Над романом писатель работал во время службы юрисконсултом в московском Народном комиссариате почт и телеграфов СССР. В первой редакции это был рассказ-антиутопия о немногочисленных выживших пассажирах лайнера, которые после крушения оказывается на Острове погибших кораблей всех времен и народов. Население острова составляют жертвы разных кораблекрушений… Рассказ был опубликован в журнале «Всемирный следопыт», в редакционном предисловии сообщалось, что это вольное изложение сюжета американского фильма 1923 года. С одноименным фильмом и правда было много общего, но спустя год Беляев дописал продолжение рассказа, превратив его в независимый роман.

Экранизация 1987 года превратила фантастическую историю в позитивный мюзикл о любви. Главный герой случайно попадал в прошлое, на затерянный остров, населенный поющими и танцующими моряками, пиратами и путешественниками… Песни за героев фильма исполнили знаменитые музыканты — Николай Носков, Сергей Минаев, Павел Смеян, Владимир Пресняков, «Иверия», Лариса Долина и другие. Главные роли сыграли Лариса Белогурова, Константин Райкин, Николай Лавров и литовские актеры Арунас и Гедеминас Сторпирштисы.

В 1994 году по тому же роману был снят фильм в абсолютно иной стилистике — для антиутопии «Дожди в океане» были взяты только первые главы романа, и получилась камерная драма про потерю человеком ориентиров, связи с миром и самим собой. Планировалось, что съемки пройдут на гигантском кладбище кораблей в Приморье, но финансирование не поступило и события развернулись на одинокой барже в океане, что только усилило эффект. Режиссёр Виктор Аристов не успел закончить фильм, и съемки завершал его коллега Юрий Мамин.

«Продавец воздуха» (1967)


Впервые эта повесть Александра Беляева была опубликована в 1929 году в журнале «Вокруг света». «Продавец воздуха» считается произведением с одним из самых захватывающих сюжетов в фантастической литературе. Англичанин мистер Бэйли решил установить монополию то, чем все пользуются, но никто не платит, на самое ценное, что есть на нашей планете — на воздух. Для этого в Якутии была построена подземная лаборатория, куда затягивались воздушные потоки, провоцируя невиданные ураганы и смерчи по всей земле. Воздух упаковывался в небольшие шарики, которые планировалось продавать людям…

За экранизацию фильма по мотивам повести взялся режиссер Владимир Рябцев. Главные роли исполнили актеры первой величины — Глеб Стриженов, Павел Кадочников и Евгений Жариков, также в фильме снялись Артём Карапетян, Валентина Титова и Геннадий Нилов. Несмотря на известный первоисточник с интригующим сюжетом, великолепный актёрский состав и технические возможности съемок, фильм остался недооценённым — он был снят для телевидения, но показывался крайне редко.

«Завещание профессора Доуэля» (1984)


Вторая по популярности экранизация произведений Александра Беляева. Роман о сумасшедшем учёном, оживляющем головы погибших людей и дающим им новые тела, был впервые опубликован в 1925 году. У писателя были серьезные проблемы с позвоночником — однажды он два года пролежал в гипсовом корсете и с параличом ног. Рассказ «Голова профессора Доуэля» был написан им под впечатлением от этих лет, от жизни «головы без тела». Позже рассказ был расширен до романа и имел небывалый успех — еще при жизни писателя его много раз переиздавали в разных изданиях.
Фильм по мотивам романа был снят режиссёром Леонидом Менакером, троюродным братом актёра Андрея Миронова. От первоисточника сюжет фильма отличается довольно сильно — от романа остались только главные герои и общие идеи. Некоторые сюжетные решения были взяты из американского фильма ужасов 1962 года «Мозг, который не мог умереть». Главные роли в фильме исполнили латвийский актер Ольгерт Кродерс, Игорь Васильев, Наталья Сайко и уже снимавшаяся предыдущем фильме по мотивам произведений писателя Валентина Титова.
« Гибель роты ИС-1 и реванш ИС-2
Как судили «валютных королей» »
  • +170

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
  • avatar
  • vbwfh
Жанр фантастики — хитрый и серьёзный жанр. То что не всегда можно было сказать на прямую, довольно легко проходило в фантастических произведениях. Поэтому многое описанное в этих произведениях впоследствии сбывалось.
+1
  • avatar
  • gir55
книги Беляева ни купить ни взять в библиотеке было просто не возможно, в библиотеке записывались в очередь чтобы прочитать.А фильмы смотрели смотрим с большим удовольствием.
+15
Именно произведения Беляева, в детстве меня познакомили с таким жанром литературы, как научная-фантастика, потом уже были Уэллс, Лем и др. поэтому особенно благодарен ему)
+10
Фильмы все малоудачные, т. е. оригинал (литературное произведение) гораздо лучше. Так бывает, хотя бывает и по — другому. Например, фильм «Однажды в Америке» настолько лучше романа, по мотивам которого написан сценарий, что об этом нечего и говорить. Из романа я только запомнил, что кличка главного героя «Лапша» (в другом переводе — Башка), т.к. по — английски «нудл» переводится и как лапша, и как башка. «Человек — амфибия» 1961 года, который я с одноклассниками смотрел в 1961 году в кинотеатре «Пионер» для того времени был очень классный, его смотрели миллионы людей. Мы тогда не понимали, что такое «плохой конец», «happy end», нам всё нравилось. Думаю, если бы окончание фильма не было таким мрачным, он бы и сейчас пользовался таким же успехом. Сейчас Беляев слегка устарел, как и многие другие фантасты. Скажем так, боевики и детективы перебили у народа интерес к фантастике, однако с новым взглядом на экранизацию и с новыми киноэффектами его можно ещё экранизовывать. Плохо только, что у многих наших режиссёров клиповое мышление, и они не могут создавать фильмы на едином драматургическом дыхании.
-1
Кроме «Человека-амфибии» остальные фильмы откровенная лажа. Но этот фильм и на книгу не сильно похож
+29
У Беляева очень много интересных произведений, которые можно экранизировать хоть сегодня! Человек, потерявший лицо. Человек, нашедший лицо. Подводные земледельцы.Властелин мира. Ариэль. Лаборатория Дубльвэ. ВЦБИД. Мистер смех. И еще целый ряд произведений написанных легким интересным стилем.
+10
Отличный писатель!
+9
Великий писатель. Г. Уэллс исполнил свое обещание, данное В.И. Ленину. Он приехал в нашу страну через 10 лет. И кроме беседы с И.В. Сталиным познакомился с А. Беляевым и стал его поклонником.
+27
Дa были великие писaтели-фaнтaсты, Жюль Верн, Герберт Уэлс, Алексaндр Беляев, Алексей Толстой… В детстве, поколение послевоенных детей зaчитовaлись их произведениями! Что интересно!!! все О чем писaли сбылось Нaутилус — это aтомнaя под лодкa, полет нa луну-пожaлуйстa, человек-aмфибия — aквaлaнгист, головa проф. Доуэля- пересaдкa оргaнов! 99% их фaнтaзии сбылось!!!
+13
До сих пор дома сохранились (с70-х годов) книги Беляева, читанные-перечитанные, но такие же любимые…
+23
Любимая фантастика детства… Александр Беляев и Алексей Толстой. Иногда зачитывался, забывая об уроках)