Про аудиокассеты

На территории СССР властвовала одна марка аудиокассет – знаменитые кассеты МК-60. Название расшифровывалось незатейливо – магнитофонная кассета длительностью 60 минут. Сделаны они были на основе оксида железа, и их качество оставляло желать лучшего.
Стоили 4 рубля за одну кассету. Изредка попадались кассеты на основе хрома, они были заметно более высокого качества и дороже стоили.


МК — 60 цена 4 рубля от Контак.
Впрочем, и за обычными аудиокассетами МК-60 приходилось побегать, в советских магазинах свободно они продавались совсем недолго. Когда я купил свой первый кассетник, то очень быстро мне стало не хватать той единственной кассеты, что прилагалась к магнитофону.


МК — 60 от Полимерфото. 4руб.
Кассеты просуществовали у меня недолго. То ли ролики в кассетах были кривые, то ли лента нарезана неровно… в общем, после одного-другого прослушивания, лента в них заклинивала. Кассеты приходилось «разминать», постукивать, но и это не всегда помогало. Решение было найдено такое: кассеты разбирались (точнее разламывались вдоль, так как советская промышленность половинки аудиокассет склеивала, а не скручивала болтиками, как принято во всем мире), выбрасывалась плёнка на которой лежала магнитная лента и кассета продолжала работать…


МК — 60 цена 4 рубля
Но этим не исчерпывалось низкое качество советских аудиокассет. Пленка в кассетах часто «сыпалась», то есть осыпался рабочий слой, забивал головки. Кассета начинала скрипеть. Часто деформировался или вообще отваливался прижимной механизм аудиокассеты. Тогда его пытались делать самостоятельно, а иногда просто вместо него напихивали ваты.
Самое главное неудобство кассет производства СССР – они были длительностью 60 минут, при этом музыкальные альбомы обычно звучали 45 минут, иногда 90 минут. Проще говоря, кассеты длительностью 60 минут никак не подходили под нужные записи. А если учесть, что еще они были дефицитом…
К счастью, в СССР еще продавались готовые кассеты с записью. Не те, что можно было купить в студиях звукозаписи, а те, что продавались в магазине. Это кассеты МК-44. Длительность – 44 минуты. Обычно на них записывались те же песни, что можно было свободно купить на грампластинках, но дешевле. А сами эти кассеты за счет записи стоили дороже аналогичных чистых кассет.
Что приходилось делать? А очень просто – в отсутствии нормальных аудиокассет, покупались вот эти самые кассеты с записью, оригинальная фонограмма стиралась, а поверх записывалось то, что нужно. Эти кассеты были в продаже почти всегда, так как брали их неохотно из-за относительно высокой цены (имеется ввиду из расчета на минуту записи). Был у этих кассет и еще один плюс – они практически никогда не заклинивали в магнитофонах, видимо, потому что в них использовалось меньше магнитофонной ленты, либо лента была более толстой.
Все это было так по-советски: сделать кассету, записать на нее музыку, сделать к ней худо-бедно сносную полиграфию со списком песен и пустить в продажу, чтобы затем запись стерли, а список песен зачеркнули. Так и записывались, а затем размагничивались в массовом порядке записи Анны Герман, Льва Лещенко и многочисленных вокально-инструментальных ансамблей.



В один прекрасный день случилось невероятное – практически в один день в магазинах СССР появились импортные аудиокассеты. Да еще какие! От 90 минутных «SONY», «DENON» и других фирм ломились полки. Сначала их покупали целыми блоками! На них записывали только самое дорогое и близкое сердцу советского гражданина – зарубежную музыку и русский подпольный блатняк. А потом советские МК-60 просто «умерли» для нас. Их перестали покупать когда поняли, что японские аудиокассеты – это всерьез и надолго. До этого импортные аудиокассеты можно было купить только у спекулянтов по 25 рублей за кассету. Сейчас эти кассеты свободно продавались по 9 рублей. Оказалось, что со спекулянтами бороться легко, надо только победить дефицит.

Made in Japan кассета фирмы DENON

Представитель из Германии фирма BASF

Ещё один представитель из Германии

Кассета FISHER из Япония

GOLD STAR (ныне LG," люкс голд стар") из Южной Кореи

JVC из Японии

Япония фирма TDK

SONY

KONICA Япония

SANYO Electrics Япония

SKC (Sunkyong Magnetic Ltd (Korea)

SOUNDBREEZE (SNC Soda Nikka (Japan)

Кассета Маяк СССР (в основном шла с магнитофонами МАЯК)

SAMSUNG (Samsung (Korea)

SHARP (Sharp (Japan)

MAXELL Япония

RAKS (Raks Electronics Co (Turkey)

Вот набор из кассет, продававшиеся в СССР по 9-00 рэ.







« Берлин 1945 года
5 малоизвестных фактов о «Ниве» »
  • +184

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+4
А когда они отрывались, уксусной эсенцией склеивали или лаком маникюра.
+2
Уксусной эссенцией клеились ацетилцеллюлозные катушечные ленты тип-2 и тип-6: их легко узнать по цвету — коричневые со стороны магнитного порошка и грязно-жёлтые с обратной стороны. В кассетах с самого начала производства использовалась лавсановая плёнка.
0
Ацетоном.
+2
Сейчас носителей не перечесть. И работа идет над совершенствованием. Время использования носителей сокращается стремительно. Пластинки сколько времени служили?
+2
У меня на TOSHIBA cassette С-90Т запись с микрофона 1971-го до сих пор держиться!.. Отец из Сирии привёз кассетник и несколько кассет разных фирм…
-6
Мужик, ты о чем? Все кассеты, о которых ты говоришь были ничем не лучше советских, такое же откровенное гуано. В те времена ценились уже совсем другие. Например, те, у которых магнитный слой был нанесён не с лицевой, а с изнаночной стороны.
+1
Воспроизведение по высоким частотам зависело от ширины магнитного зазора головки.. Обычно она составляла от 3 до 5 мкм. С уменьшением ширины падала амплитуда сигнала с головки. С увеличением падала АЧХ на высоких. Оптимально 3- 5 мкм… При длительной работе в районе зазора от истирания получалась ямка, которую можно было сошлифовать и восстановить звучание..Если ли бы к головки примыкал не рабочий слой, а плёнкато зазор составлял бы минимум 50мкм и звука практически не было. Ценились плёнки где магнитный слой состоял из шаровидных, а не звездачих микроструктур, они меньше ' пилили " головку. Там вообще то много факторов влияющих на качество воспроизведения. Например угол установки головки относительно ленты очень сильно влиял и на отдачу, и на высокие частоты. При записи на другом магнитофоне часто было при воспроизведение на своём " подкрутить " головку для получения максимального качества. Там был специальный винт на пружине. Материал головки — пермаллой — достаточно мягкий и не особенно стойкий к истиранию. Проблемы были такие же как в будующем с головками видеомагнитофонов. Для повышения их стойкости применялись разные методы. Например покрытие рабочей части головки алмазным шаровидным покрытием толщиной 0,5 и менее мкм. Длительность работы головки возрастала в разы.
+1
На закате кассетной эры появлялись «многослойные» плёнки — когда частицы с минимальным размером располагались в ближних к головке слоях, а более крупные частицы — ниже. Пермаллоевые головки ставились наши и венгерские, почему-то наши «маяк» служили гораздо дольше венгерских — на венграх визуально наблюдалась проточка от плёнки. Кроме пермаллоевых использовались сендастовые 3Д24.080 («мечта меломана») и на рубеже развала СССР появились стеклоферритовые 3Д24.752У — у них было нестандартное для отечественных головок крепление — как для плееров, я их ставил через переходную площадку; и требовали более высокий ток подмагничивания — не всегда стандартный ГСП выдавал достаточный ток, приходилось переделывать выходной трансформатор.
+1
Ни на одной плёнке магнитный слой не наносился с изнаночной стороны — максимальное качество звучания достигалось именно непосредственным контактом между головкой и магнитным слоем. При увеличении расстояния резко снижалась передача высоких частот. Качество импортных плёнок совершенствовалось путём улучшения клеевого состава в магнитном слое (у нас оно стояло на месте с начала 70-х), применения тефлона (TDK). Плёнки BASF использовались в качестве эталонных для настройки АЧХ и тока подмагничивания при настройке аппаратуры на заводах в СССР. У меня в наличии есть такой артефакт, как измерительная кассета для настройки АЧХ магнитофонов. Что интересно — кассета предназначена для настройки АЧХ для плёнки Fe2O3, но записана на хроме.
+1
Это не артефакт, технология записи «хром на 120мкс» применялась в проф. технике для увеличения перегрузочной способности и большей сохранности записи. В основном так писали различные технич. тесты, но некоторые студии — и музыкальные произведения.
0
советские кассеты тоже были разные. Были вполне приличные МК90 и откровенная фигня, где сыпалась пленка и заклинивал сам механизм. Иногда продавались кассеты Свема 60 минут (не помню маркировку), так там пленка была вполне хорошая. Главная «фишка» этой продукции (как и большей части любой другой) — это низкая повторяемость. Надо было уметь выбирать.
+1
Свема — лотерея. Две абсолютно одинаковые кассеты с одинаковыми наклейками. Одна работает нормально, на второй — свист.
+6
УЖ, НЕ звИЗДИ!!! Патриот, блин… Импортная плёнка была тоньше, эластичней, выносливей.Как в кассетах, так и на бобинах! И метраж оттого был больше…
+5
Помню, помню свой «Романтик-306» по прозвищу «обрубок» из-за формы защитной сетки над ним.
+2
Спасибо,! детство вспоминаю,..!!! Ностальгия по тем временам,..!!!
+2
В Афгане было их изобилие. Оттуда возили, как сувениры знакомым.
0
Это точно, блоками покупал.
+7
Что-то автор с первых строк пытается ввести в заблуждение… кассеты — что советские, что зарубежные — были сделаны на основе пластмассы! Оксид железа (или окись хрома) в них — это всего лишь «магнитный» слой на находящейся в кассете ленте, сделанной, опять же, из пластмассы (целлофана вроде бы). Самое главное неудобство кассет производства СССР – они были длительностью 60 минут )) вот то ли дело импортные 30-ки, 60-ки и даже 120-ки — они, конечно, были удобными, они же (*с придыханием) и-и-и-импортные! ))) Почему-то совершенно не упомянут третий тип кассет — «металлические». В отличие от «железных» и «хромовых» позволяли записывать музыку с чудовищным перегрузом — динамический диапазон у них был шикарным… но и цена, правда, бешеная — насколько я помню, от 25 р начиналась. И почему-то забыты индийские кассеты — RISHI, если не ошибаюсь. Замечательные кассеты, пахнущие как BASF и столь же низкокачественные, что и МК… но — 90 минут и РАЗБОРНЫЕ!!! А вообще, с высоты прожитых лет — советские кассеты МК были прорывом и просто опередили свое время… сейчас они бы весь мир покорили — ведь нынче что-то долговечное и качественное делать невыгодно, у производителей сбыт сразу «рухнет», выгодно выпускать одноразовую продукцию! А как одноразовая продукция (а она изначально такой, видимо, и задумывалась!) кассета МК сделала бы любого «китайца»…
+1
Вот только с советской плёнки этот самый оксид железа сыпался как листья осенью. Что до металла, то далеко НЕ ВСЕ магнитафоны могли работать с ним. И по хрому-то были ограничения, чего уж там металл. А вот на оксиде железа работала любая балалайка.
+4
Хитачи забыли…
+3
Спасибо за пост))))))))) Часть кассет ещё храню — не знаю, право, для чего?????? Да, и малюсеньк. непонималка- кассета Денон стоила 8 руб.? или я запамятовал?