Как снимали «Москва слезам не верит»?
Картину «Москва слезам не верит», премьера которой состоялась 11 февраля 1980 года, сразу разобрали на цитаты: «В 40 лет жизнь только начинается», «Ляпай уверенно! Это у них называется точкой зрения». А песня Сергея Никитина?
Катерина живет в своей квартире в одном из «генеральских» домов, которые были построены на Мосфильмовской ул. в 1972-м.
Перед режиссёром картины стояла задача непростая: снимался-то фильм в 1970-е гг., а события первой серии происходят в Москве 1950-х. Соответственно, Владимиру Меньшову нужно было показать какие-то знаковые здания, которые ассоциируются именно с этим послевоенным периодом. Поэтому в фильм дважды попадают сталинские высотки. Катерина (Вера Алентова) переезжает на некоторое время в квартиру своего родственника профессора Тихомирова. Вместе с ней увязалась бойкая подруга Людмила (Ирина Муравьёва) — для неё это возможность пожить жизнью, о которой она всегда мечтала. Героини открывают дверь подъезда дома № 1 на пл. Восстания (нынешняя Кудринская пл.) (1). Но… когда они оказываются внутри, мы видим фойе уже совсем другой высотки — на Котельнической наб., 1/15 (2).
Героини открывают дверь подъезда дома № 1 на пл. Восстания (нынешняя Кудринская пл.)
Но мы видим фойе уже совсем другой высотки — на Котельнической наб., 1/15.
Ещё один приём, погружающий нас в эпоху 1950-х, — показ московского метро. Людмила со своим будущим мужем, хоккеистом Сергеем Гуриным (Александр Фатюшин), знакомится на «Новослободской», движение на которой было запущено в 1952-м. Правда, дальше идёт киноляп, который уже неоднократно обсуждался: следующая станция после «Новослободской» — «Охотный Ряд».
В фильме замечательно показаны многие знаковые места столицы. Например, интерьеры знаменитой Ленинки (ныне Российская государственная библиотека, ул. Воздвиженка, 3/5) (3). Когда Людмила добывает себе билет туда, её подруга спрашивает: «Ну и что? Будешь смотреть, как они читают?» А героиня Муравьёвой отвечает: «Много ты понимаешь! Там ещё курилка есть».
Интерьеры знаменитой Ленинки.
В Театре киноактёра на ул. Воровского (ныне ул. Поварская, д. 33, стр. 1) (4)проходит фестиваль французского кино. Катя и Людмила стоят у красной дорожки и с восторгом встречают каждого актёра или актрису. А у Иннокентия Смоктуновского девушки спрашивают: «Как ваша фамилия?» — «Моя фамилия вам ни о чём не говорит, я начинающий актёр». Они от него всё-таки не отстают с вопросом, и он отвечает: «Смоктуновский». Барышни переглядываются: мол, кто такой? Героиня Муравьёвой замечает: «Поздновато начинаете». А ведь Смоктуновский в кино действительно относительно поздно начал сниматься.
На этой лестнице у Иннокентия Смоктуновского девушки спрашивали: «Как ваша фамилия?»
Ну и, конечно, знаменитая скамейка на Гоголевском бул. напротив дома № 1, которая в фильме появляется дважды (5). Первый раз, когда беременная Катя просит телеоператора Рудольфа (Юрий Васильев) найти ей врача, чтобы избавиться от ребёнка… Молодой человек не собирается на ней жениться, узнав, что она не дочь профессора, а всего лишь простая рабочая девушка с завода. Но, к счастью, врач не найден, замечательная дочка Александра (Наталья Вавилова) родилась. Потом эту же скамеечку мы видим во второй серии. Но здесь герои поменялись ролями: Катя — успешная и уверенная в себе женщина, директор завода, а жизнь Рудольфа не удалась, он выпрашивает общение с дочерью.
В фильме «Москва слезам не верит» Катя и Рудольф — герои Веры Алентовой и Юрия Васильева — дважды появляются на лавочке на Гоголевском бул. напротив дома № 11.
А дальше — киношная мистификация. Помните, дочка главной героини Александра пожаловалась возлюбленному матери Гоше (Алексей Баталов), что её молодого человека, как мы бы сказали сейчас, достают? Гоша решает проучить обидчиков. Но драка (по фильму она разыгрывается в подворотне рядом с домом) снималась в совершенно другом месте — на Ленинградском ш., 74 (7).
Кстати, коммуналка, в которой жил Гоша, — настоящая. Располагалась она в одном из старых домов в Лялином пер., где шёл капитальный ремонт с отселением. Там снимали сцены, где Гоша (он же Гога, он же Жора) грустит и выпивает. И химчистка, в которой работала Людмила, тоже была настоящая. Называлась «Чайка» и находилась на ул. Зорге.
Коммуналка, в которой жил Гоша, — настоящая.
Когда по поручению Моссовета Екатерина приезжает в клуб знакомств, мы видим ДК Горбунова. И танцевальный зал как раз снимался в интерьерах «Горбушки».
Москва в 1970-х прирастает новыми районами, и это тоже показано. Когда в ленте строители Антонина (Раиса Рязанова) и её муж Николай (Борис Сморчков) идут на работу, мы видим новые многоэтажные новоясеневские дома.
«Москва слезам не верит». Вид на Новоясеневский проспект.
Мне очень нравится, что эпизодическую роль в фильме «играет» бассейн под открытым небом «Москва». Катя выходит из машины на Волхонке и покупает около бассейна цветы. Сейчас это своеобразный архивный кинодокумент. Раньше мы всё время хотели увидеть фотографии храма Христа Спасителя. А сейчас, когда храм восстановлен, всем интересно, как выглядели те знаменитые купальни.
«В чём секрет популярности фильма «Москва слезам не верит»? Как я для себя определила, там представлены все слои общества, все возрасты, — рассказала исполнительница главной роли Вера Алентова. — В фильме каждый узнаёт своих маму, сестру, брата… «Это так, как у меня», а не «это история про них». Успех картины у народа был феноменальный. Люди выстаивали на морозе огромные очереди, чтобы купить билет. Но критики фильм ругали. И так злобно пинали моего несчастного мужа, что у него возникла мысль: «Господи, зачем я это сделал?» Когда американцы присудили Меньшову «Оскара», я была рада хотя бы потому, что он смог расправить плечи. Уже много позже Рейгану его советники перед встречей с Горбачёвым порекомендовали посмотреть фильм «Москва слезам не верит», чтобы понять эту империю зла. И он посмотрел фильм. Дважды...»
Катерина живет в своей квартире в одном из «генеральских» домов, которые были построены на Мосфильмовской ул. в 1972-м.
Как снимали прошлое?
— Уже в самом начале картины «Москва слезам не верит» дана одна из самых красивых столичных панорам — с Воробьёвых гор. Мы видим и метромост через Москву-реку, и Шаболовскую телебашню на дальнем плане, и строящееся здание президиума Российской академии наук, которое москвичи между собой называют «золотые мозги»…Перед режиссёром картины стояла задача непростая: снимался-то фильм в 1970-е гг., а события первой серии происходят в Москве 1950-х. Соответственно, Владимиру Меньшову нужно было показать какие-то знаковые здания, которые ассоциируются именно с этим послевоенным периодом. Поэтому в фильм дважды попадают сталинские высотки. Катерина (Вера Алентова) переезжает на некоторое время в квартиру своего родственника профессора Тихомирова. Вместе с ней увязалась бойкая подруга Людмила (Ирина Муравьёва) — для неё это возможность пожить жизнью, о которой она всегда мечтала. Героини открывают дверь подъезда дома № 1 на пл. Восстания (нынешняя Кудринская пл.) (1). Но… когда они оказываются внутри, мы видим фойе уже совсем другой высотки — на Котельнической наб., 1/15 (2).
Героини открывают дверь подъезда дома № 1 на пл. Восстания (нынешняя Кудринская пл.)
Но мы видим фойе уже совсем другой высотки — на Котельнической наб., 1/15.
Ещё один приём, погружающий нас в эпоху 1950-х, — показ московского метро. Людмила со своим будущим мужем, хоккеистом Сергеем Гуриным (Александр Фатюшин), знакомится на «Новослободской», движение на которой было запущено в 1952-м. Правда, дальше идёт киноляп, который уже неоднократно обсуждался: следующая станция после «Новослободской» — «Охотный Ряд».
В фильме замечательно показаны многие знаковые места столицы. Например, интерьеры знаменитой Ленинки (ныне Российская государственная библиотека, ул. Воздвиженка, 3/5) (3). Когда Людмила добывает себе билет туда, её подруга спрашивает: «Ну и что? Будешь смотреть, как они читают?» А героиня Муравьёвой отвечает: «Много ты понимаешь! Там ещё курилка есть».
Интерьеры знаменитой Ленинки.
В Театре киноактёра на ул. Воровского (ныне ул. Поварская, д. 33, стр. 1) (4)проходит фестиваль французского кино. Катя и Людмила стоят у красной дорожки и с восторгом встречают каждого актёра или актрису. А у Иннокентия Смоктуновского девушки спрашивают: «Как ваша фамилия?» — «Моя фамилия вам ни о чём не говорит, я начинающий актёр». Они от него всё-таки не отстают с вопросом, и он отвечает: «Смоктуновский». Барышни переглядываются: мол, кто такой? Героиня Муравьёвой замечает: «Поздновато начинаете». А ведь Смоктуновский в кино действительно относительно поздно начал сниматься.
На этой лестнице у Иннокентия Смоктуновского девушки спрашивали: «Как ваша фамилия?»
Ну и, конечно, знаменитая скамейка на Гоголевском бул. напротив дома № 1, которая в фильме появляется дважды (5). Первый раз, когда беременная Катя просит телеоператора Рудольфа (Юрий Васильев) найти ей врача, чтобы избавиться от ребёнка… Молодой человек не собирается на ней жениться, узнав, что она не дочь профессора, а всего лишь простая рабочая девушка с завода. Но, к счастью, врач не найден, замечательная дочка Александра (Наталья Вавилова) родилась. Потом эту же скамеечку мы видим во второй серии. Но здесь герои поменялись ролями: Катя — успешная и уверенная в себе женщина, директор завода, а жизнь Рудольфа не удалась, он выпрашивает общение с дочерью.
В фильме «Москва слезам не верит» Катя и Рудольф — герои Веры Алентовой и Юрия Васильева — дважды появляются на лавочке на Гоголевском бул. напротив дома № 11.
Где пил Гоша? Он же Гога…
Во второй серии мы видим приметы 1970-х гг. Екатерина просыпается в своей квартире в одном из «генеральских» домов, которые были построены на Мосфильмовской ул. в 1972-м (6). Эти элитки неподалёку от «Мосфильма» предназначались для высокопоставленных чиновников и людей, достигших определённого статуса.А дальше — киношная мистификация. Помните, дочка главной героини Александра пожаловалась возлюбленному матери Гоше (Алексей Баталов), что её молодого человека, как мы бы сказали сейчас, достают? Гоша решает проучить обидчиков. Но драка (по фильму она разыгрывается в подворотне рядом с домом) снималась в совершенно другом месте — на Ленинградском ш., 74 (7).
Кстати, коммуналка, в которой жил Гоша, — настоящая. Располагалась она в одном из старых домов в Лялином пер., где шёл капитальный ремонт с отселением. Там снимали сцены, где Гоша (он же Гога, он же Жора) грустит и выпивает. И химчистка, в которой работала Людмила, тоже была настоящая. Называлась «Чайка» и находилась на ул. Зорге.
Коммуналка, в которой жил Гоша, — настоящая.
Когда по поручению Моссовета Екатерина приезжает в клуб знакомств, мы видим ДК Горбунова. И танцевальный зал как раз снимался в интерьерах «Горбушки».
Москва в 1970-х прирастает новыми районами, и это тоже показано. Когда в ленте строители Антонина (Раиса Рязанова) и её муж Николай (Борис Сморчков) идут на работу, мы видим новые многоэтажные новоясеневские дома.
«Москва слезам не верит». Вид на Новоясеневский проспект.
Мне очень нравится, что эпизодическую роль в фильме «играет» бассейн под открытым небом «Москва». Катя выходит из машины на Волхонке и покупает около бассейна цветы. Сейчас это своеобразный архивный кинодокумент. Раньше мы всё время хотели увидеть фотографии храма Христа Спасителя. А сейчас, когда храм восстановлен, всем интересно, как выглядели те знаменитые купальни.
«В чём секрет популярности фильма «Москва слезам не верит»? Как я для себя определила, там представлены все слои общества, все возрасты, — рассказала исполнительница главной роли Вера Алентова. — В фильме каждый узнаёт своих маму, сестру, брата… «Это так, как у меня», а не «это история про них». Успех картины у народа был феноменальный. Люди выстаивали на морозе огромные очереди, чтобы купить билет. Но критики фильм ругали. И так злобно пинали моего несчастного мужа, что у него возникла мысль: «Господи, зачем я это сделал?» Когда американцы присудили Меньшову «Оскара», я была рада хотя бы потому, что он смог расправить плечи. Уже много позже Рейгану его советники перед встречей с Горбачёвым порекомендовали посмотреть фильм «Москва слезам не верит», чтобы понять эту империю зла. И он посмотрел фильм. Дважды...»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Наплевать мне на все «ляпы».
- ↓
0
Фильм и начинается-то с ляпа — на фоне титров «Москва, 1957-й», звучит песня «Jamaica» 1962-го года «выпуска». Но это для информации — я тоже обожаю этот фильм.
- ↓
-2
Слащавый сюжетик слишком притянут за ушит, типа к действительности.
Золушка, мать одиночка — директор фабрики
Пьянь работяга — гений ручного труда, он же Гога
Сказа для девочек среднего и старшего пенсионного возраста. Обычно рассказываемая в сочельник.
- ↓
+1
Фильм замечательный, обожаемый всей страной от молодежи до пожилых.Жаль только, что талантище Меньшова не пустили в США получить Оскар.Кичливый Михалков обзавидовался.А какой подбор актеров.Девочку Вавилову не пускали родители на съемки, так как она
училась в очень серьезном ВУЗе.Меньшов взял Баталова в качестве поддержки и они поехали домой к Вавиловой.Когда мать открыла дверь и увидела живого Баталова, чуть не упала в обморок.Он ведь кумир миллионов.Сразу разрешили.Какова сила искусства? О фильме можно говорить часами и никакие ляпы не видны и нестрашны.Слава тебе, Меньшов.Ты такой один у нас.
- ↓
0
и подъезд поменялся и туфли Муравьёвой
- ↓
+1
Вид на Новоясеневский проспект с тех пор здорово изменился. ;) (живу неподалеку). А «бремя страстей человеческих» неизменно…
- ↓
+3
Для меня этот фильм-воспоминания детства. Отец работал прорабом-электриком в Подводречстрое, а вечерами и летом подрабатывал киномехаником в соседнем посёлке и пионерлагере Бригантина у нас под Белым Городком от Московского судостроительного завода. Я с 5 лет ему помогал, перематывал бобины с плёнкой, заряжал аппарат, иногда подменял его. Так вот в 1980 или 1981 я крутил ленту " Москва слезам не верит". Ни разу не сплоховал, хотя и сам смотрел с увлечением. Согласитесь, в те времена вид в зал через окошко операторской был для пацана сродни виду в иллюминатор космического корабля или подводной лодки в большой мир. Действительно, кино казалось Искусством, а не сегодняшним ширпотребом за малым исключением. Вместе с советским кино взрослели и мы. Но настоящую жизнь не подменяли киношными образами. Кино было для нас как Панорама, как школа. Умнее, опытнее, добрее становились вчерашние пацаны.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Например? Назовите хотя бы пять фильмов с похожим сюжетом.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Вообще, если Вы не в курсе, человечество придумало для кино всего с полтора десятка историй. Еще на заре кинематографа. Все они уже тысячи раз сняты-пересняты. Каждый раз новое кино — это всего лишь новое прочтение того, что уже когда-то было написано-снято-показано. НО! Почему-то не все фильмы становятся шедеврами. Как думаете, почему? А вот «Москва слезам...» стал шедевром. И им останется. И мы будем его смотреть и пересматривать бесконечно.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
+3
Рейган пересмотрел фильм не дважды, а 7(!) раз. Обожаю этот фильм.
- ↓
0
А Рейган толк в кино понимал! ;) И не только в нем…
- ↓