Как мы печатали фотографии
Все мы родом из детства, а детство многих было в великой стране СССР. Пусть немного наивное, но самое веселое и запоминающее.
Мальчишки повально увлекались моделированием в домах пионеров, а девчонки ходили в кружки «умелые руки». Походы, кино, книги, игра на гитаре, пионерские, комсомольские походы, все эти дела словно склеивали нашу дружбу. Но эту жизнь было необходимо запечатлеть. И для этого дела у нас были фотоаппараты.
Нам тогда они казались венцом творения инженерной мысли. Наверняка, почти в каждой семье тогда был такой аппарат. Самым популярным тогда был Смена 8М, купить его в магазине можно было за 15 рублей. Деньги на обеды в школе не тратились, а копились и через два месяца «голодовок» заветный фотоаппарат становился ваш! Помните, как радовались, когда бежали до дому с картонной коробкой и ощущением исполненной мечты? Наверное да! Потому, что на следующий день вы бежали в школу с новым «фотиком», «пощелкать» друзей, школу и все что попадет в объектив.
Книг по фотоискусству практически не было, а журнал «Мир Фото» был только в «Доме Пионеров» на одноименном кружке. Поэтому всем практически всё нужно было пройти через свои ошибки. Сколько засвеченных пленок, слез над не получившимися кадрами было у нас!
Все мы «фоткали» на Свему или Тасму на улице брали на 65 единиц светочувствительности, а в помещении на 130. Фотовспышка была роскошью, да и питалась только от розетки. Цена вопроса той пленки была от 35 копеек до 1 рубля.
Но, плёнка была в простых рулонах, а что бы вставить её в фотоаппарат её надо было вначале намотать в специальную светонепропускаемую кассету. Помните как закрывались в тёмном туалете или ванной и на ощупь наматывали плёнку в кассету?
Теперь фотоаппарата заряжен и мы делаем снимки. Тогда снимков старались много не делать, так как в плёнке было всего 36 кадров. Так что приходилось экономить на многих сюжетах.
Вот в таком бочке при помощи проявителя происходила проявка плёнки в совершенно тёмном помещении. Проявив плёнка ополаскивалась и вешалась сушится на прищёпку в ванной.
Родители понимая ваше увлечение часто на день рождения дарили фотоувеличитель. В Советском Союзе было много моделей, но практически все начинали с самого дешевого «Любитель». Стоил он тогда 16 рублей 37 копеек! Так же приобретался красный фонарь, ванночки для проявителя, закрепителя, промывки. И вот тогда начиналось волшебство! Когда все уходили спать вы закрывались в ванной, завешивали окна и включали красный фонарь, он не засвечивал фотобумагу.Так же и на фотоувеличителе было поворотное красное стёклышко. И начинали печатать «фотки».
Некоторое приобретали себе фотоэкспонометр, в ранних моделях его не было. Он позволял настроить диафрагму фотоаппарата в зависимости и от освещённости.
Сейчас перебирая те старые фотографии из прошлого испытываешь ностальгию, а тогда ощущали удовольствие от «классно» получившихся черно-белых картинок. Но напечатать с негатива фотографии, на фотобумаге было полдела. Нужно было их проявить, наблюдая в проявителе как проступает силуэт образа, все четче и становясь все контрастнее и реалистичнее, а потом не «проспать» момент когда поддев пинцетом переложить его вначале в воду, а потом в закрепитель (фиксаж). Помните как считали время экспозиции – светлый негатив – значит раз, два, если темный то дольше. Найти нужное время, и определить его на глаз это было мастерство! Потом фотографии сушили на глянцевателе, если бумага была Унибром, или развешивали как белье на веревки, прицепив деревянными прищепками. Помните такие названия: Березка, Самшит? Самый популярный размер фоток был 9 на 12! Но чаще всего в ванной комнате, при свете красного фонаря вы, наверное, были не один, а с друзьями, которые как и вы были увлечены этим делом. А на следующий день в портфеле, в черном непрозрачном конверте от фотобумаги вы несли в школу, сделанные самим, фотографии! Ловя восхищенные взгляды одноклассников, а быть может своей первой любви, девчонки с косичками за соседней партой.
Все это было, сейчас это Ретро, а тогда была жизнь, с ее маленькими радостями, которые нам казались большими!!!
Мальчишки повально увлекались моделированием в домах пионеров, а девчонки ходили в кружки «умелые руки». Походы, кино, книги, игра на гитаре, пионерские, комсомольские походы, все эти дела словно склеивали нашу дружбу. Но эту жизнь было необходимо запечатлеть. И для этого дела у нас были фотоаппараты.
Нам тогда они казались венцом творения инженерной мысли. Наверняка, почти в каждой семье тогда был такой аппарат. Самым популярным тогда был Смена 8М, купить его в магазине можно было за 15 рублей. Деньги на обеды в школе не тратились, а копились и через два месяца «голодовок» заветный фотоаппарат становился ваш! Помните, как радовались, когда бежали до дому с картонной коробкой и ощущением исполненной мечты? Наверное да! Потому, что на следующий день вы бежали в школу с новым «фотиком», «пощелкать» друзей, школу и все что попадет в объектив.
Книг по фотоискусству практически не было, а журнал «Мир Фото» был только в «Доме Пионеров» на одноименном кружке. Поэтому всем практически всё нужно было пройти через свои ошибки. Сколько засвеченных пленок, слез над не получившимися кадрами было у нас!
Все мы «фоткали» на Свему или Тасму на улице брали на 65 единиц светочувствительности, а в помещении на 130. Фотовспышка была роскошью, да и питалась только от розетки. Цена вопроса той пленки была от 35 копеек до 1 рубля.
Но, плёнка была в простых рулонах, а что бы вставить её в фотоаппарат её надо было вначале намотать в специальную светонепропускаемую кассету. Помните как закрывались в тёмном туалете или ванной и на ощупь наматывали плёнку в кассету?
Теперь фотоаппарата заряжен и мы делаем снимки. Тогда снимков старались много не делать, так как в плёнке было всего 36 кадров. Так что приходилось экономить на многих сюжетах.
Вот в таком бочке при помощи проявителя происходила проявка плёнки в совершенно тёмном помещении. Проявив плёнка ополаскивалась и вешалась сушится на прищёпку в ванной.
Родители понимая ваше увлечение часто на день рождения дарили фотоувеличитель. В Советском Союзе было много моделей, но практически все начинали с самого дешевого «Любитель». Стоил он тогда 16 рублей 37 копеек! Так же приобретался красный фонарь, ванночки для проявителя, закрепителя, промывки. И вот тогда начиналось волшебство! Когда все уходили спать вы закрывались в ванной, завешивали окна и включали красный фонарь, он не засвечивал фотобумагу.Так же и на фотоувеличителе было поворотное красное стёклышко. И начинали печатать «фотки».
Некоторое приобретали себе фотоэкспонометр, в ранних моделях его не было. Он позволял настроить диафрагму фотоаппарата в зависимости и от освещённости.
Сейчас перебирая те старые фотографии из прошлого испытываешь ностальгию, а тогда ощущали удовольствие от «классно» получившихся черно-белых картинок. Но напечатать с негатива фотографии, на фотобумаге было полдела. Нужно было их проявить, наблюдая в проявителе как проступает силуэт образа, все четче и становясь все контрастнее и реалистичнее, а потом не «проспать» момент когда поддев пинцетом переложить его вначале в воду, а потом в закрепитель (фиксаж). Помните как считали время экспозиции – светлый негатив – значит раз, два, если темный то дольше. Найти нужное время, и определить его на глаз это было мастерство! Потом фотографии сушили на глянцевателе, если бумага была Унибром, или развешивали как белье на веревки, прицепив деревянными прищепками. Помните такие названия: Березка, Самшит? Самый популярный размер фоток был 9 на 12! Но чаще всего в ванной комнате, при свете красного фонаря вы, наверное, были не один, а с друзьями, которые как и вы были увлечены этим делом. А на следующий день в портфеле, в черном непрозрачном конверте от фотобумаги вы несли в школу, сделанные самим, фотографии! Ловя восхищенные взгляды одноклассников, а быть может своей первой любви, девчонки с косичками за соседней партой.
Все это было, сейчас это Ретро, а тогда была жизнь, с ее маленькими радостями, которые нам казались большими!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Замечательная статья! Именно тогда мы научились снимать. Цифра, конечно, хорошо, но прочувствования процесса не даёт. Сложно молодым проникать в сверхтонкий мир фотографии… Сын придёт из школы — покажу ему. Я в одну газету приехал работать (не фотокорром, отсеком), только когда вдобавок коттеджу редактор пообещал «Киев 6С» купить. И слово сдержал!
- ↓
0
Всё в памяти осталось…
- ↓
0
дааа я помню мы с папой вечерами сидели… проявляли закрепляли глянцеровали
- ↓
+1
«Зоркий 2С» очень хороший аппарат, но требующий от исполнителя щепетильности и профессионализма. А запах сгоревшей пыли в красном фонаре не спутаешь ни с чем.И выход на свежий воздух после ванной тоже запоминающийся.
- ↓
+1
У нас был фотоаппарат «ФЭД-3». Отец научил меня заправлять и проявлять пленку, фотографировать. Для меня было настоящим таинством, когда поздно вечером мы начинали с ним печатать фотографии. Вернее, он печатал, а я, притихнув, смотрела во все глаза. Обычно мама загоняла нас с сестрой спать почти сразу после девяти, но по такому случаю, «учитывая торжественность момента», разрешала не ложиться. У нас тоже был фотоувеличитель «Ленинград», до конца девяностых переставляли чемоданчик из угла в угол, пока отец не решился его кому-то отдать.
- ↓
+4
Есть небольшие технические и большие грамматические ошибки, но в целом всё так и было. Сперва папин «зоркий-4» с объективом «Юпитер-8» 1,8/50, потом первая советская «зеркалка» с прыгающей диафрагмой «Старт» (спусковая кнопка рядом с объективом, потому что она же закрывала диафрагму), увеличитель «Ленинград-4» со стойкой- «пантографом». Потом уже увлечение перешло в коллекционирование — перепробовал почти все советские фотоаппараты разных лет, от пластиночного (!) «Фотокора» и «Москвы-2» до кажущегося тогда верхом совершенства «Киева-88 TTL». Последний, как и «Киев-60», «Любитель-166» и стереоскопический «Спутник», снимал на «широкую», шириной 60 мм, плёнку «тип 120», поэтому увеличитель «Ленинград» уступил место чешскому «Крокусу-3», а тот, в свою очередь, огромной «Беларуси». Бытовой глянцеватель с полированными пластинами постепенно сменился на барабанный АПСО (аппарат принудительной сушки отпечатков), и несколько лет ваш покорный слуга со всей этой аппаратурой работал фотографом в московском Музее Ленина, где третьеклассников Москвы и ближайших к ней городов принимали в пионеры.
- ↓
+3
Всё так и было))) Ну плюс кое какие приборы и тонкости… Даже зарабатывал фотографией… Кстати, абсолютно вся техника (фотики, увеличитель Ленинград (крутой), бачки и глянцеватели...) живы. Рука не поднимается выкинуть. И ещё: мало кто знал тогда о эффекте гиперсенсебилизации. Обалденное название, а суть проста: проявка в тёплом проявителе, ну так только, чтоб эмульсия не слезала. Эта хитрость позволяла повысить светочувствительность обычной 130-ки до 500-700 единиц. Да, зернышко поболее было, однако без вспышки можно было снимать в театрах, на улице в потёмках и получать приличные фото..))
- ↓
+4
У отца был другой Киев. Похожий на представленный здесь Зоркий. Кстати сегодня моя старшая дочь им фотографирует вполне успешно. Сегодня черно-белые фотки на пленку — признак мастерства и крутизны.
Пленка продавалась и уже заправленная в кассеты. Стоила она кажется 60-65 копеек. Когда были деньги покупал сразу ее. А кассеты тоже были разными — удобными и не очень.
А еще уже в начале 90-х в нашей организации пока сохранялась очередь на машины… И я записался на Таврию. Через пару лет очередь самораспустилась. И за 4,5 тысячи я купил себе… фотоувеличитель «Таврия». Некоторое время назад авто Таврия так и стоила.
- ↓
+4
А фотоглянцеватель электрический где? Был правда ещё способ сушить и глянцевать снимки наклеив их на оконное стекло.
- ↓
+2
Меня научил всему отец. Я помогла ему и пленку в бачок заряжать, и проявлять и снимать. Мне было тогда 11 лет, в 64 году. Тогда же он подарил мне кинокамеру спорт 2Х8, я кино увлекся. Но там проявка была 2 часа… Так было все интересно… СССР для нс, кто там жил, была страна чудес!
- ↓