Блеск и гламур советского автоэкспорта

Глядя на «Москвичи», «Лады» и праворульные «Волги», жители стран загнивающего Запада видели, что за «железным занавесом» делают не только атомные бомбардировщики. А СССР благодаря экспорту машин зарабатывал нужную для страны валюту – к концу восьмидесятых годов оборот Avtoexport достиг 6 миллиардов долларов.


Компанию Avtoexport учредили в том же 1956 году, когда началось производство первой «Волги». Правда, из-за низкого качества сборки советская сторона нередко несла убытки по гарантийным обязательствам. Зато на Западе полноразмерный советский седан предлагался, по сути, по цене малолитражки Volkswagen Beetle.


Американцы считали «Волгу» медленной и неудобной, но, например, британские журналисты рекомендовали универсал ГАЗ-22, как подходящую машину для фермеров. В некоторых странах он носил имя Volga Weekend.


Слабым местом следующей «двадцать четвертой» «Волги» был допотопный мотор. Поэтому в экспортной версии его часто заменяли дизелем фирмы Indenor, принадлежавшей Peugeot.

Наш «горбатый Запорожец» был известен за границей под романтичным именем «Ялта», как какой-нибудь Ford Capri. Экспортная версия получила пепельницу, внешнее зеркало заднего вида и улучшенную изоляцию, а финны оборудовали нашу машину даже радиоприемником.

Для советских заводов экспортные поставки зачастую были важнее внутреннего рынка – например, «Москвич» в какой-то момент отправлял за границу до 70 процентов своей продукции.

Но самым ходовым товаром Autoexport всегда были «Лады». Джереми Кларксон говорил, что Lada Riva была «оборудована тракторным двигателем и питалась свеклой», но в лучшие годы в Великобританию отправляли больше 20 тысяч советских машин.

В Германии «пятерка» называлась Nova, а местный дистрибьютор активно оснащал ее дополнительным оборудованием: люком, спойлерами, легкосплавными дисками. Многие машины приходилось перекрашивать – из-за брака и повреждений лакокрасочного покрытия при транспортировке.

Рекламировали «пятерку» под слоганом «Lada». Хорошая по-честному». К концу восьмидесятых Nova была уже давно не нова, зато оставалась в ФРГ самым дешевым новым автомобилем.

Доработанная Deutsche Lada «семерка» называлась Toscana. Не иначе в честь того, что «классика» была когда-то разработана в Италии.

В то же самое время, с подачи импортера Avtoexport, который в странах Бенилюкса торговал через фирму Scaldia-Volga, была создана Samara с открытым верхом. Эту модель еще называли «Natasha».

Кабриолет разрабатывала бельгийская фирма Garage Meeus, а над его дизайном работал заводской тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев. Пол и пороги открытого кузова были усилены, крыша поднималась вручную.

Во Франции «Лады» продавала фирма, принадлежавшая большому энтузиасту советских машин Жану-Жаку Поку. Чтобы раскрутить «Нивы», компания Poch даже выставляла их на Дакаре.

Французские «Нивы» получали пластиковый обвес, перешитый салон и новые пластиковые детали интерьера.

Одна из версий пластикового обвеса, St-Tropez, придавала «Ниве» очень авангардный вид.

Для юга Франции можно было заказать «Ниву» с кузовом «кабриолет». В первой половине восьмидесятых было выпущено около тысячи таких машин. Кстати, Lada 4x4 продается во Франции до сих пор.

Poch торговал не только «Ладами», но и другими автомобилями из соцлагеря: «Татрами», «Шкодами», «Москвичами». Одной из последних моделей, которую облагораживали французы, был «Москвич-2141» с оригинальным пластиковым обвесом и АБС.

За границей «Москвич-2141» продавался под более привлекательным экспортным именем Aleko, которое на деле было грозным сокращением от «Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола». При этом в Германии и Франции, по маркетинговым соображениям, «сорок первый» продавался как… Lada.

Не менее яркими поклонниками советских машин были братья Марторелли из Италии — они импортировали к себе на родину автомобили УАЗ. «Козлики» получали расширители арок, гидроусилитель, удобные кресла, жесткую крышу.

Самая мощная версия оснащалась 112-сильным бензиновым мотором Fiat объемом два литра и называлась UAZ-Racing.

Братья тоже активно участвовали на УАЗах в соревнованиях и за 26 лет продали почти 7 тысяч советских внедорожников.

С концом СССР автозаводы стали заниматься поставками своей продукции за границу самостоятельно – могущественный Avtoexport потерял монополию и одно время даже импортировал в Россию кофе Nescafe. История сама собой подошла к концу.
« Как американцы оккупировали Россию
Любимые актёры на обложке «Советского экрана».... »
  • +118

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+5
Я помню, что в 1961 году на Новый год мы въехали в новую квартиру. В доме было 67 квартир(6 этажей). Так вот машин во дворе было максимум- 2. Одна «Победа» и один «Москвич». Через 5 лет стали появляться еще машины более поздних и новых выпусков.
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
+2
Всё к чему с любовью относишься, Говорят: отвечает, тем же!
+4
Спасибо Сергей!!! А хулить Советский автопром не стоит, т.к., то что выпускалось в СССР ВНЕ ЛЮБОЙ КОНКУРЕНЦИИ, это однозначно, потому что это делалось для ЛЮДЕЙ, и не день два, а на довольно длительное время, без каких либо замен типа полностью менять ходовую или двигатель, почемуто сейчас ищут в основном запчасти СОВЕТСКОГО ПРОИЗВОДСТВА, а что касается раскрутки, то каждый должен понять — КАЖДАЯ ЛИСА СВОЙ ХВОСТ ХВАЛИТ, поэтому и не только ОБГАЖИВАЛИ всё Советское.
+1
Да бросьте Вы, ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ. Хотя по хламу возможно. Были в нашей семье и Москвич 407 и Москвич 408 и ВАЗ103. Ремонт был за ремонтом.
+2
Видимо руки с заду росли.
-2
Согласен. Такое барахло могли делать люди, у которых руки не из того места растут.
+1
А я помню пару других случаев, как пристолкновении с иномаркой у нашего Москвичика ободок только слетел с фарки, а иномарка на замену кузова. :)) А про ремонт… К сожалению возразить нечего. :))
+2
Я вообще то не за это о чём ВЫ говорите, а о том, что закордонное — это РАЗОВОЕ, т.е., если ремонт, то полностью узел, блок или ПОЛНОСТЬЮ ИЗДЕЛИЕ.