Автомобили в жанре соцреализма
До 1917 года русские живописцы обходили автомобили стороной — вы не увидите машины на полотнах Серова, Репина, Маковского или Сурикова. Впрочем, они и на улицах тогда были редкостью. Только после революции автомобиль пришел на смену лошади даже в живописи.
Случилось это не сразу — все 20-е годы только и говорили о массовой автомобилизации страны, но наступила она лишь в следующем десятилетии, когда был реконструирован Московский завод имени Сталина и построен Горьковский автомобильный: в 1932 году с его конвейера стали сходить грузовики ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А. Одновременно в советском искусстве начал формироваться новый мировоззренческий метод — социалистический реализм.
В официальном определении соцреализма утверждалось, что такой метод «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Для этого мастерам разрешили использовать наследие мирового реалистического искусства, но без подражания, а с добавлением советской романтики и героического пафоса. Считалось, что таким образом гуманизм критического реализма дополняется социалистическим гуманизмом. Таким образом, если на картине одним из действующих лиц являлся автомобиль, то от художника требовалось, во-первых, реалистично его изобразить, а во-вторых, поместить в идейно правильный сюжет. Получалось у всех по-разному. Соцреализм подразумевал изображение советских автомобилей как самых лучших в мире, но сами художники не всегда отдавали предпочтение продукции родных заводов. На снимке второй половины 40-х годов мы видим Серафиму Лычеву, жену Александра Дейнеки, сфотографированную рядом с автомобилем Mercedes-Benz 170H у дома Наркомфина, где супруги жили в квартире 18.
Александр Дейнека. «В. И. Ленин на прогулке с детьми», 1938 год
Любовь к марке Rolls-Royce не гасла все время нахождения Ленина на посту главы правительства. «Председатель Совнаркома хочет иметь для поездок именно такую открытую машину системы Рольс-Ройс», — писал в своем обращении начальник автобазы СНК товарищ Медведев, пытаясь в октябре 1920 года выменять нужный ему автомобиль в гараже Реввоенсовета республики.
Петр Вильямс. «Автопробег», 1930 год
Петр Вильямс более известен как театральный художник, что в данном случае даже символично: автопробегам тех лет была свойственна некоторая театральность. Роскошные «Мерседесы», «Линкольны» и «Кадиллаки» соревновались между собой в надежности и выносливости, хотя все знали, что производить в СССР будут простой и дешевый «Форд».
Василий Сварог. «К. Е. Ворошилов на маневрах», 1932 год
На самом деле в период написания Василием Сварогом этой картины наркомвоенмор Климент Ефремович Ворошилов ездил на «Кадиллаке» с мотором V16 и кузовом «всепогодный фаэтон». Но на маневры выезжал на нем не так часто: двигатель требовал качественного бензина, а найти его можно было далеко не во всех военных округах.
Иван Владимиров. «Интуристы в Ленинграде», 1937 год
Зарубежных гостей в Ленинграде запечатлел не только художник Владимиров, но и фотограф Яков Халип, причем рядом с точно таким же «Линкольном», только с закрытым кузовом «лимузин». На снимке, сделанном в 1933 году, группа из трех человек весело фотографируется у автомобиля на парковке перед гостиницей
«Линкольн»
Юрий Пименов. «Новая Москва», 1937 год
Юрий Пименов. «Фронтовая дорога», 1944 год
Юрий Пименов. «Новая Москва», 1960 год
Анатолий Яр-Кравченко. «Мотоциклетный пробег жен инженеров», 1937 год
Аббревиатура ИМЗ означает Ижевский мотоциклетный завод — предприятие, созданное в 1933 году специально для массового производства мотоциклов. С 1929 по 1933 год штучная сборка первых моделей ИЖ осуществлялась в мастерских ижевского оружейного завода. Первым по-настоящему серийным мотоциклом из Ижевска стал ИЖ-7.
Сарра Шор. «Мы учимся управлять автомобилем», 1937 год
Вторая работа Сарры Шор — «Мы готовимся к обороне». В 30-е годы Советский Союз охватил настоящий противогазный бум, каждый гражданин считал своим долгом уметь пользоваться средствами химзащиты. Появилось даже добровольное Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — Осоавиахим.
Фото: ТИРАЖ
ГАЗ-М1
Случилось это не сразу — все 20-е годы только и говорили о массовой автомобилизации страны, но наступила она лишь в следующем десятилетии, когда был реконструирован Московский завод имени Сталина и построен Горьковский автомобильный: в 1932 году с его конвейера стали сходить грузовики ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А. Одновременно в советском искусстве начал формироваться новый мировоззренческий метод — социалистический реализм.
В официальном определении соцреализма утверждалось, что такой метод «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Для этого мастерам разрешили использовать наследие мирового реалистического искусства, но без подражания, а с добавлением советской романтики и героического пафоса. Считалось, что таким образом гуманизм критического реализма дополняется социалистическим гуманизмом. Таким образом, если на картине одним из действующих лиц являлся автомобиль, то от художника требовалось, во-первых, реалистично его изобразить, а во-вторых, поместить в идейно правильный сюжет. Получалось у всех по-разному. Соцреализм подразумевал изображение советских автомобилей как самых лучших в мире, но сами художники не всегда отдавали предпочтение продукции родных заводов. На снимке второй половины 40-х годов мы видим Серафиму Лычеву, жену Александра Дейнеки, сфотографированную рядом с автомобилем Mercedes-Benz 170H у дома Наркомфина, где супруги жили в квартире 18.
Александр Дейнека. «В. И. Ленин на прогулке с детьми», 1938 год
Любовь к марке Rolls-Royce не гасла все время нахождения Ленина на посту главы правительства. «Председатель Совнаркома хочет иметь для поездок именно такую открытую машину системы Рольс-Ройс», — писал в своем обращении начальник автобазы СНК товарищ Медведев, пытаясь в октябре 1920 года выменять нужный ему автомобиль в гараже Реввоенсовета республики.
Петр Вильямс. «Автопробег», 1930 год
Петр Вильямс более известен как театральный художник, что в данном случае даже символично: автопробегам тех лет была свойственна некоторая театральность. Роскошные «Мерседесы», «Линкольны» и «Кадиллаки» соревновались между собой в надежности и выносливости, хотя все знали, что производить в СССР будут простой и дешевый «Форд».
Василий Сварог. «К. Е. Ворошилов на маневрах», 1932 год
На самом деле в период написания Василием Сварогом этой картины наркомвоенмор Климент Ефремович Ворошилов ездил на «Кадиллаке» с мотором V16 и кузовом «всепогодный фаэтон». Но на маневры выезжал на нем не так часто: двигатель требовал качественного бензина, а найти его можно было далеко не во всех военных округах.
Иван Владимиров. «Интуристы в Ленинграде», 1937 год
Зарубежных гостей в Ленинграде запечатлел не только художник Владимиров, но и фотограф Яков Халип, причем рядом с точно таким же «Линкольном», только с закрытым кузовом «лимузин». На снимке, сделанном в 1933 году, группа из трех человек весело фотографируется у автомобиля на парковке перед гостиницей
«Линкольн»
Юрий Пименов. «Новая Москва», 1937 год
Юрий Пименов. «Фронтовая дорога», 1944 год
Юрий Пименов. «Новая Москва», 1960 год
Анатолий Яр-Кравченко. «Мотоциклетный пробег жен инженеров», 1937 год
Аббревиатура ИМЗ означает Ижевский мотоциклетный завод — предприятие, созданное в 1933 году специально для массового производства мотоциклов. С 1929 по 1933 год штучная сборка первых моделей ИЖ осуществлялась в мастерских ижевского оружейного завода. Первым по-настоящему серийным мотоциклом из Ижевска стал ИЖ-7.
Сарра Шор. «Мы учимся управлять автомобилем», 1937 год
Вторая работа Сарры Шор — «Мы готовимся к обороне». В 30-е годы Советский Союз охватил настоящий противогазный бум, каждый гражданин считал своим долгом уметь пользоваться средствами химзащиты. Появилось даже добровольное Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — Осоавиахим.
Фото: ТИРАЖ
ГАЗ-М1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Картина «Сарра Шор. «Мы учимся управлять автомобилем», 1937 год» просто убила! Даже если предположить, что женщина в красном и мужчина пытаются завести двигатель (мужчина регулирует карбюратор или открывает дроссельную заслонку), то для чего ПРИ ЭТОМ менять колесо? Я уж не говорю, что они мешают друг-другу, двигатели тех лет довольно сильно вибрировали, и можно при удачном пуске двигателя элементарно слететь с домкрата…
- ↓
0
… ну, Вы даёте, нас же этому учили в школе — ДОСАФ… забыли?...)) Всё реально...))
- ↑
- ↓
0
Н-да, у Пименова явно художественной фантазии недоставало.
- ↓
+1
Нет, Вы не правы — это же соцреализм...))какая фантазия? Но Пименов смог передать нам дух новой Москвы в красках и движении картин — молодец! Сегодняшнему времени — тоже соответствует...))
- ↑
- ↓
-1
Cool
- ↓
+1
Спасибо! Вместе с моим отцом, в УФС СССР, работал внук личного шофера Ленина по фамилии Гиль! Тоже был водителем спецмашины!)))
- ↓
0
Причем здесь соцреализм? Сейчас посмотрите на каких машинах ездит большая часть слуг народа.
- ↓
0
Тема, Сергей — «Автомобили в жанре соцреализма» — он очень даже причём — худ.-ки так видели авто в этом жанре — и правильно видели!!...)) Что касается сейчас — это пожалуй — сьюреализм — только без художников...)))
- ↑
- ↓
+1
Сергей спасибо, интересная подборка!!!
- ↓
0
спасибо
- ↓
+1
Мотоцикл Урал, не совершенен, уже много лет.
- ↓
+1
ИМЗ — Ирбитский мотоциклетный завод, а не ижевский. Завод, который массово выпускал Уралы. К сожалению, сейчас на ладан дышит. Выпускает под заказ.
- ↓
0
Спасибо!!! Отличная тема!
- ↓