Самый стильный анархист батьки Махно

Феодосий Щусь – матрос-анархист, которого часто называют «правой рукой» Нестора Махно.



Феодосий Щусь

Самый стильный из анархистов родился 25 марта 1893 года в селе Великомихайловка Александровского уезда Екатеринославской губернии ( Екатеринослав был переименован в Днепропетровск). Это был весьма крупный населённый пункт (более тысячи дворов), в котором имелись кирпично-черепичный завод, три паровые мельницы, две паровые маслобойни, почтовая и телефонная станции.
В 1915 году Феодосий Устинович Щусь был призван на службу в армию и оказался на Черноморском флоте. Он всегда говорил, что служил на линкоре «Иоанн Златоуст», однако документами эти сведения не подтверждаются: Щусь попал на какой-то незначительный корабль и впоследствии решил, что более солидным будет всё же носить бескозырку линейного корабля, а не какой-то мелкой «посудины». Но матросом он был не из последних. Был известным на флоте мастером силовых единоборств, владел приёмами «французской борьбы».



линкор «Иоанн Златоуст

Увлёкся идеями анархизма, после Февральской революции 1917 года вступил в отряд революционных матросов, но вскоре вернулся домой. Примерно в это время Феодосий Щусь и познакомился с Махно. Нестор Иванович Махно был земляком Щуся (родился в той же Екатеринославской губернии) и был на 5 лет старше его. Но Щусь предпочёл организовать свой собственный отряд – из земляков, на которых он произвел неизгладимое впечатление своим бравым видом и невероятной «военной формой».
Щусь носил гусарский доломан немецкого образца, на голове – неизменная бескозырка линкора «Иоанн Златоуст», на поясе – дорогая сабля и кольт, на шее – кавказский кинжал.
Между тем Центральная рада фактически сдала Украину Германии и Австро-Венгрии. Махно со своей «Чёрной гвардией» отступил на территорию, контролируемую большевиками. Щусь же со своим отрядом довольно успешно вёл партизанскую войну.



Щусь в партизанах

В сентябре 1918 года Махно с отрядом подошёл к Великомихайловке. Местные жители рассказали ему, что в лесу со своими людьми находится Феодосий Щусь. Махно рассказывал:
«Когда я подъехал к поляне, где должен был выйти мне навстречу товарищ Щусь, я увидел выстроенный в каре отряд, наполовину в немецко-австрийском одеянии. Думая, что я влетел в немецко-гетманскую заставу, я быстро повернул назад лошадь, чтобы как-либо улизнуть. Но в это время послышался голос:
– Товарищ Махно, это я, Щусь.
Я направился прямо на полянку, к отряду. Поздоровался и с отрядом, и с самим Щусем. Только теперь я, глядя на Щуся, одетого в гусарскую немецкую форму, плотно облегавшую его красивую и стройную фигуру, и вооруженного до зубов, узнал в нем того самого красавца матроса Щуся, которого знал раньше. Мы обнялись и поцеловались. Отряд его был также хорошо, хотя и разнообразно, одет в немецкую, австрийскую, украинскую гайдамацкую форму и в крестьянскую одежду; и тоже был вооружен до зубов. Это придавало ему боевой вид...».


Щусь с отрядом.


Щусь и соратники

Щусь и его люди присоединились к армии Махно – поначалу на правах самостоятельного подразделения: первое время в документах фигурировал «штаб Махно и Щуся». Но уже 30 сентября 1918 года именно Махно возглавил операцию объединенных отрядов, в ходе которой был разгромлен большой австро-германский отряд. После этого Феодосий безоговорочно признал первенство Махно, причём первым назвал его «батькой».


батька Махно, рядом Щусь.

Из «Истории махновского движения»: «Феодосий Щусь обратился к Нестору Махно с такими словами: «Отныне ты над нами всеми будь батькой, а мы клянёмся умереть с тобою в рядах повстанчества».
Это был первый крупный успех Махно после его возвращения в Малороссию. Вот как он сам рассказывает о последствиях этой победы: «Товарищи Щусь и Пётр Петренко были в полном восторге от успешного налёта… И теперь уже приложенное к моей фамилии слово «Батько» не сходило с уст старых и малых крестьян, обывателей и революционных отрядов. Мне лично казалось и странным, и неудобным слышать обращение ко мне крестьян и повстанцев вместо привычного «товарищ Махно», «Батько Махно», но эпитет «Батько», помимо моей воли, прилип к моей фамилии».


Рядом с «батькой»

Вначале Феодосий Щусь стал командиром конных частей, но затем перешел на штабную работу. Его авторитет среди махновцев был очень высок. Он единственный мог спорить с Махно. На крестьянских съездах Махно неизменно выбирали председателем, Щуся – его «товарищем», то есть заместителем.


Махно и его штаб. Бердянск, 1919 г. Махно и Щусь указывают на карту

В феврале 1919 года Махно заключил союз с большевиками, и его отряды в качестве 3-й бригады вошли в состав 1-й Заднепровской Украинской советской дивизии Павла Дыбенко.


Н. Махно и П. Дыбенко

Феодосий Щусь тогда, оставаясь членом штаба, стал командиром бронепоезда «Спартак», который своим огнём принудил французскую эскадру уйти из Мариуполя.


Вместе с Блюхером и Фрунзе махновцы штурмовали Крым и 8 ноября 1920 года вброд перешли залив Сиваш.

29 ноября снова переходили через Сиваш – уже обратно, в Таврию, спасаясь от преследующих их частей Красной Армии. Закончилось всё бегством от большевиков на территорию Румынии – в августе 1921 года.
Вообще Махно трижды становился союзником красных – и трижды объявлялся ими вне закона.


Феодосий Щусь сидит в центре, слева от него – командир еврейской роты А. Тарановский, справа – командир пулеметного полка Ф. Кожин

Феодосий Щусь погиб 13 июня 1921 года в бою против 8-й кавалерийской дивизии Червонного казачества Михаила Демичева – у поселка Недригайлов, который находится на территории Сумской области Украины. Именно это поражение стало фатальным для остатков армии Нестора Махно, которые теперь побежали к румынской границе.


А вот и типаж Федьки Щуса.
« А вы знали, сколько получили знаменитые актёры...
5 лучших мотоциклов, которые любил весь... »
  • +121

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Были люди! Теперь–население!
0
  • avatar
  • Conan
Волосатик)
0
до сих пор грущу по несостоявшейся работе с Водяным в Одессе
+7
Бунтарский дух! Нестор Махно оседлал восстание деревни против города. Крестьянское самосознание строилось на уверенности в том, что городские жители — паразиты. А государство — зло. Идеал — это вольная жизнь, в которой вообще нет места начальству. Город боялся Махно. Деревня встречала его с восторгом, потому что он раздавал землю, обещал избавить от налогов и хлебопоставок. Он повсюду находил сторонников, которым по душе пришлись анархистские лозунги вольности и самоуправления. Крестьяне всей душей мечтали остаться вовсе без власти, которую страстно ненавидели саму по себе. Желали, чтобы их оставили в покое. Сопротивлялись всем, кто пытался забрать хлеб. На зданиях повстанческого штаба висели лозунги: «Власть рождает паразитов! Да здравствует анархия!», «Мир хижинам — война дворцам!»
0
Недалёкие люди: при безвластии «власть» у сильного наглеца, с которым справляются только объединившись, а для этого нужно Руководство, т.е. «власть».