Народная бабушка Советского Союза
6 июня 1904 года родилась Пельтцер Татьяна Ивановна — советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР. Зритель не помнит Татьяну Пельтцер молодой. К тому моменту, как к актрисе пришла широкая известность, ей исполнилось 49 лет. Такой зритель ее и полюбил — в образе пожилых мам, бабушек, тетушек, соседок, учительниц и уборщиц, так она стала Народной Бабушкой!
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/a1aa4c5cdc.jpg)
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась в Москве. Мать — еврейка, дочь главного раввина из Киева. Отец — именитый актер и режиссер Иван Романович Пельтцер (настоящее имя — Иоганн Робертович Пельтцер). Его предки переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного. Отец — Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии — стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа. «Университетами» Татьяны Пельтцер были театральные подмостки. Впервые на сцену она вышла, когда ей не было и десяти лет.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/bd84012fb6.jpg)
«Насколько я помню, в первый раз вышла я на сцену в спектакле „Камо грядеши“,- приводит слова актрисы из интервью „Советскому экрану“ в 1974 году,- был сезон 1913 года, играли мы в труппе Николая Николаевича Синельникова в Екатеринославле. Мне было девять лет, и я играла Авгия — брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня». За ролью Авдия последовала работа в постановке «Дворянское гнездо», за которую актриса впервые получила гонорар. В 11 лет Пельтцер блистала в роли Сережи в «Анне Карениной» и продолжала играть детей, став у Синельникова «актрисой по найму».
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/766a3bb0c3.png)
По-настоящему ее карьера началась в 1920 году, когда родители в первый раз отпустили дочь одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства. Не имея высшего образования, она переходила из одного театра в другой, меняя столицу на провинцию и обратно. В середине 20-х годов в Москве она познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в Школу Коминтерна. В 1927-м она вышла за него замуж, а в 1930-м супруги переехали в Германию, сообщает сайт rusactors.ru. Фрау Тейблер вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. Потом известный режиссер Эрвин Пискатор предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/25061f37b0.jpg)
В 1931 году — спустя год после переезда в Германию и четыре года после замужества — фрау Тейблер развелась с мужем, переехала в Советский Союз и вернула свою девичью фамилию. Больше замужем она никогда не была. Несколько лет проработав на провинциальных сценах, она устроилась в столичный Театр Миниатюр. В труппе играли такие звезды как Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. Переиграть их было непросто. Но, тем не менее, и у Пельтцер появились поклонники. Её стали приглашать на кинопробы.
«Свадьба с приданым»
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/b2bc6dfecc.jpg)
В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии «Свадьба», где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль — Плаксину в мелодраме «Простые люди» — Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал «на полке». В 1947 году Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, в котором она играла много и долго. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым», который в 1953 году сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.
«Максим Перепелица»
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/1e18b6ffc6.jpg)
Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях «Максим Перепелица»(1955) и «Солдат Иван Бровкин» (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки. Тогда актрису окрестили «матерью русского солдата», а сама она говорила: «За мной утвердилось амплуа „колхозной мамаши“, пишут „Аргументы и факты“. В фильме „Иван Бровкин на целине“ роль Евдокии писали уже специально под нее.
»Иван Бровкин на целине"
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/50d14c2fd7.jpg)
Среди множества ее ролей почти не было главных, но даже эпизоды надолго запомнились зрителям. Она снималась у таких режиссеров, как Иосиф Хейфиц, Александр Роу, Илья Фрэз, Надежда Кошеверова, Светлана Дружинина, Марк Захаров, Михаил Юзовский.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/8b2e3f1f3d.jpg)
В середине 60-х в Театр сатиры пришел молодой, неизвестный режиссер Марк Захаров. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля «Доходное место», в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Но спектакль у Захарова получился, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере. До ухода режиссера в Ленком, в Театре сатиры он поставил пять спектаклей — и все с Пельтцер в главной роли. Вообще, 60-70-е годы были для актрисы невероятно успешными. В 1972 году она стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры. В те годы она часто повторяла фразу «Я — счастливая старуха!».
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/cc769dd740.png)
Но в 1977 году — в 73 года! — после 30 лет работы Пельтц со скандалом покинула Театр и ушла в Ленком к Марку Захарову. Молодежный театр предлагал ей небольшие «возрастные» роли, но она не затерялась в эпизодах. Несмотря на то что в ее последней роли практически не было слов, каждое ее появление на сцене сопровождалось овациями. Кстати, когда Марк Захаров пригласил в свой театр известного артиста Леонида Броневого, тот поначалу удивился: «Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?» Но, подумав, сказал: «А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду».
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/25a3c29b6b.jpg)
Бабушка (Баушка)— так звали Татьяну Ивановну в «Ленкоме». Играя эпизоды в модных спектаклях, Пельтцер не скучала. На репетициях по-прежнему ругалась с режиссерами, на собраниях заступалась за молодежь. Когда Александра Абдулова хотели уволить за нарушение дисциплины, она со свойственной ей прямотой обратилась к коллегам: «А на кого ходить-то будут? На тебя, что ли? Или на тебя? Или, может, на вас?!» Собрание тут же прекратилось, и Абдулов остался в труппе навсегда.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/5771aa6b1b.jpg)
А потом Абдулов выводил ее под руку на последнем спектакле «Поминальная молитва». И шептал на ухо текст, который 88-летняя актриса уже не помнила. И ни у кого мысли не возникало, отправить Бабушку на покой и лишить сцены. Зрители хотят ее видеть, коллегам важно ее присутствие. И спектакль останавливался, когда на сцене появлялась великая актриса Татьяна Пельтцер. Зал вставал и несколько минут аплодировал. А она не понимала, за что… «Почему они хлопают? — спрашивала она у Абдулова. — Я же еще ничего не сказала, я только вышла!» За это и хлопали. Благодарили за то, что вышла. За то, что выходила на сцену почти восемьдесят лет, что снималась в любимых фильмах, что всегда вызывала только положительные эмоции, дарила улыбку, радость. За то, что была нашей общей Бабушкой. Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни 16 июля 1992 года.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/a1aa4c5cdc.jpg)
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась в Москве. Мать — еврейка, дочь главного раввина из Киева. Отец — именитый актер и режиссер Иван Романович Пельтцер (настоящее имя — Иоганн Робертович Пельтцер). Его предки переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного. Отец — Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии — стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа. «Университетами» Татьяны Пельтцер были театральные подмостки. Впервые на сцену она вышла, когда ей не было и десяти лет.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/bd84012fb6.jpg)
«Насколько я помню, в первый раз вышла я на сцену в спектакле „Камо грядеши“,- приводит слова актрисы из интервью „Советскому экрану“ в 1974 году,- был сезон 1913 года, играли мы в труппе Николая Николаевича Синельникова в Екатеринославле. Мне было девять лет, и я играла Авгия — брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня». За ролью Авдия последовала работа в постановке «Дворянское гнездо», за которую актриса впервые получила гонорар. В 11 лет Пельтцер блистала в роли Сережи в «Анне Карениной» и продолжала играть детей, став у Синельникова «актрисой по найму».
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/766a3bb0c3.png)
По-настоящему ее карьера началась в 1920 году, когда родители в первый раз отпустили дочь одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства. Не имея высшего образования, она переходила из одного театра в другой, меняя столицу на провинцию и обратно. В середине 20-х годов в Москве она познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в Школу Коминтерна. В 1927-м она вышла за него замуж, а в 1930-м супруги переехали в Германию, сообщает сайт rusactors.ru. Фрау Тейблер вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. Потом известный режиссер Эрвин Пискатор предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/25061f37b0.jpg)
В 1931 году — спустя год после переезда в Германию и четыре года после замужества — фрау Тейблер развелась с мужем, переехала в Советский Союз и вернула свою девичью фамилию. Больше замужем она никогда не была. Несколько лет проработав на провинциальных сценах, она устроилась в столичный Театр Миниатюр. В труппе играли такие звезды как Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. Переиграть их было непросто. Но, тем не менее, и у Пельтцер появились поклонники. Её стали приглашать на кинопробы.
«Свадьба с приданым»
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/b2bc6dfecc.jpg)
В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии «Свадьба», где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль — Плаксину в мелодраме «Простые люди» — Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал «на полке». В 1947 году Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, в котором она играла много и долго. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым», который в 1953 году сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.
«Максим Перепелица»
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/1e18b6ffc6.jpg)
Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях «Максим Перепелица»(1955) и «Солдат Иван Бровкин» (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки. Тогда актрису окрестили «матерью русского солдата», а сама она говорила: «За мной утвердилось амплуа „колхозной мамаши“, пишут „Аргументы и факты“. В фильме „Иван Бровкин на целине“ роль Евдокии писали уже специально под нее.
»Иван Бровкин на целине"
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/50d14c2fd7.jpg)
Среди множества ее ролей почти не было главных, но даже эпизоды надолго запомнились зрителям. Она снималась у таких режиссеров, как Иосиф Хейфиц, Александр Роу, Илья Фрэз, Надежда Кошеверова, Светлана Дружинина, Марк Захаров, Михаил Юзовский.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/8b2e3f1f3d.jpg)
В середине 60-х в Театр сатиры пришел молодой, неизвестный режиссер Марк Захаров. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля «Доходное место», в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Но спектакль у Захарова получился, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере. До ухода режиссера в Ленком, в Театре сатиры он поставил пять спектаклей — и все с Пельтцер в главной роли. Вообще, 60-70-е годы были для актрисы невероятно успешными. В 1972 году она стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры. В те годы она часто повторяла фразу «Я — счастливая старуха!».
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/cc769dd740.png)
Но в 1977 году — в 73 года! — после 30 лет работы Пельтц со скандалом покинула Театр и ушла в Ленком к Марку Захарову. Молодежный театр предлагал ей небольшие «возрастные» роли, но она не затерялась в эпизодах. Несмотря на то что в ее последней роли практически не было слов, каждое ее появление на сцене сопровождалось овациями. Кстати, когда Марк Захаров пригласил в свой театр известного артиста Леонида Броневого, тот поначалу удивился: «Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?» Но, подумав, сказал: «А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду».
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/25a3c29b6b.jpg)
Бабушка (Баушка)— так звали Татьяну Ивановну в «Ленкоме». Играя эпизоды в модных спектаклях, Пельтцер не скучала. На репетициях по-прежнему ругалась с режиссерами, на собраниях заступалась за молодежь. Когда Александра Абдулова хотели уволить за нарушение дисциплины, она со свойственной ей прямотой обратилась к коллегам: «А на кого ходить-то будут? На тебя, что ли? Или на тебя? Или, может, на вас?!» Собрание тут же прекратилось, и Абдулов остался в труппе навсегда.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2024/06/08/5771aa6b1b.jpg)
А потом Абдулов выводил ее под руку на последнем спектакле «Поминальная молитва». И шептал на ухо текст, который 88-летняя актриса уже не помнила. И ни у кого мысли не возникало, отправить Бабушку на покой и лишить сцены. Зрители хотят ее видеть, коллегам важно ее присутствие. И спектакль останавливался, когда на сцене появлялась великая актриса Татьяна Пельтцер. Зал вставал и несколько минут аплодировал. А она не понимала, за что… «Почему они хлопают? — спрашивала она у Абдулова. — Я же еще ничего не сказала, я только вышла!» За это и хлопали. Благодарили за то, что вышла. За то, что выходила на сцену почти восемьдесят лет, что снималась в любимых фильмах, что всегда вызывала только положительные эмоции, дарила улыбку, радость. За то, что была нашей общей Бабушкой. Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни 16 июля 1992 года.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
ОНА СТАЛА МОЕЙ БАБУШКОЙ ПОСЛЕ «ДВУХ КАПИТАНОВ»
- ↓
0
" А у Бабуленьки-Ягуленьки кренделёчки сахарные — вернись я всё прощу"
- ↓
+3
( «Ералаш» ): «БА-БУШ-КААА!!!!» — «Бегу Митенька, бегу маленький!»
- ↓
0
Талантище)
- ↓
+4
Когда вспоминаю спектакль Театра Сатиры «Проснись и пой», который поставили по пьесе венгерского драматурга Миклоша Дярфаша в 1970 году молодые Марк Захаров и Александр Ширвиндт (телеспектакль 1974 год), начинаю улыбаться.
Кстати, на момент съемок телеверсии Татьяне Ивановне было 70 лет, но это не мешало ей петь и танцевать.
- ↓
+2
Прекрасная актриса! А что за скандал был в Ленкоме?
- ↓
+6
Моя любимая бабушка в детстве по фильму «Приключение жёлтого чемоданчика», где она плясала на крыше под бойкую песенку:
Первый подъезд, пятый этаж
Нас затопляет
На абордаж!!!
youtu.be/pcoWVthSpj4
- ↓
+2
Мне тоже этот фильм очень нравился…
- ↑
- ↓
+9
Татьяна Ивановна одна из любимейших советских актрис! Ни кривляний, ни желания покрасоваться у неё не было. За что и любим.
- ↓
+4
Фрекен Бок у Татьяны Ивановны замечательно получилась.
- ↓
+7
Действительно, роли были небольшие, но такие запоминающиеся… В «Формуле любви» одна фраза «Да, много тут долгожителей!» чего стоит… Или в «Приключениях желтого чемоданчика», как ее героиня, съев конфету храбрости гоняла прораба))… Великая актриса!..
- ↓