Народная бабушка Советского Союза
6 июня 1904 года родилась Пельтцер Татьяна Ивановна — советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР. Зритель не помнит Татьяну Пельтцер молодой. К тому моменту, как к актрисе пришла широкая известность, ей исполнилось 49 лет. Такой зритель ее и полюбил — в образе пожилых мам, бабушек, тетушек, соседок, учительниц и уборщиц, так она стала Народной Бабушкой!
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась в Москве. Мать — еврейка, дочь главного раввина из Киева. Отец — именитый актер и режиссер Иван Романович Пельтцер (настоящее имя — Иоганн Робертович Пельтцер). Его предки переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного. Отец — Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии — стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа. «Университетами» Татьяны Пельтцер были театральные подмостки. Впервые на сцену она вышла, когда ей не было и десяти лет.
«Насколько я помню, в первый раз вышла я на сцену в спектакле „Камо грядеши“,- приводит слова актрисы из интервью „Советскому экрану“ в 1974 году,- был сезон 1913 года, играли мы в труппе Николая Николаевича Синельникова в Екатеринославле. Мне было девять лет, и я играла Авгия — брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня». За ролью Авдия последовала работа в постановке «Дворянское гнездо», за которую актриса впервые получила гонорар. В 11 лет Пельтцер блистала в роли Сережи в «Анне Карениной» и продолжала играть детей, став у Синельникова «актрисой по найму».
По-настоящему ее карьера началась в 1920 году, когда родители в первый раз отпустили дочь одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства. Не имея высшего образования, она переходила из одного театра в другой, меняя столицу на провинцию и обратно. В середине 20-х годов в Москве она познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в Школу Коминтерна. В 1927-м она вышла за него замуж, а в 1930-м супруги переехали в Германию, сообщает сайт rusactors.ru. Фрау Тейблер вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. Потом известный режиссер Эрвин Пискатор предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.
В 1931 году — спустя год после переезда в Германию и четыре года после замужества — фрау Тейблер развелась с мужем, переехала в Советский Союз и вернула свою девичью фамилию. Больше замужем она никогда не была. Несколько лет проработав на провинциальных сценах, она устроилась в столичный Театр Миниатюр. В труппе играли такие звезды как Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. Переиграть их было непросто. Но, тем не менее, и у Пельтцер появились поклонники. Её стали приглашать на кинопробы.
«Свадьба с приданым»
В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии «Свадьба», где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль — Плаксину в мелодраме «Простые люди» — Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал «на полке». В 1947 году Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, в котором она играла много и долго. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым», который в 1953 году сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.
«Максим Перепелица»
Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях «Максим Перепелица»(1955) и «Солдат Иван Бровкин» (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки. Тогда актрису окрестили «матерью русского солдата», а сама она говорила: «За мной утвердилось амплуа „колхозной мамаши“, пишут „Аргументы и факты“. В фильме „Иван Бровкин на целине“ роль Евдокии писали уже специально под нее.
»Иван Бровкин на целине"
Среди множества ее ролей почти не было главных, но даже эпизоды надолго запомнились зрителям. Она снималась у таких режиссеров, как Иосиф Хейфиц, Александр Роу, Илья Фрэз, Надежда Кошеверова, Светлана Дружинина, Марк Захаров, Михаил Юзовский.
В середине 60-х в Театр сатиры пришел молодой, неизвестный режиссер Марк Захаров. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля «Доходное место», в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Но спектакль у Захарова получился, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере. До ухода режиссера в Ленком, в Театре сатиры он поставил пять спектаклей — и все с Пельтцер в главной роли. Вообще, 60-70-е годы были для актрисы невероятно успешными. В 1972 году она стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры. В те годы она часто повторяла фразу «Я — счастливая старуха!».
Но в 1977 году — в 73 года! — после 30 лет работы Пельтц со скандалом покинула Театр и ушла в Ленком к Марку Захарову. Молодежный театр предлагал ей небольшие «возрастные» роли, но она не затерялась в эпизодах. Несмотря на то что в ее последней роли практически не было слов, каждое ее появление на сцене сопровождалось овациями. Кстати, когда Марк Захаров пригласил в свой театр известного артиста Леонида Броневого, тот поначалу удивился: «Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?» Но, подумав, сказал: «А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду».
Бабушка (Баушка)— так звали Татьяну Ивановну в «Ленкоме». Играя эпизоды в модных спектаклях, Пельтцер не скучала. На репетициях по-прежнему ругалась с режиссерами, на собраниях заступалась за молодежь. Когда Александра Абдулова хотели уволить за нарушение дисциплины, она со свойственной ей прямотой обратилась к коллегам: «А на кого ходить-то будут? На тебя, что ли? Или на тебя? Или, может, на вас?!» Собрание тут же прекратилось, и Абдулов остался в труппе навсегда.
А потом Абдулов выводил ее под руку на последнем спектакле «Поминальная молитва». И шептал на ухо текст, который 88-летняя актриса уже не помнила. И ни у кого мысли не возникало, отправить Бабушку на покой и лишить сцены. Зрители хотят ее видеть, коллегам важно ее присутствие. И спектакль останавливался, когда на сцене появлялась великая актриса Татьяна Пельтцер. Зал вставал и несколько минут аплодировал. А она не понимала, за что… «Почему они хлопают? — спрашивала она у Абдулова. — Я же еще ничего не сказала, я только вышла!» За это и хлопали. Благодарили за то, что вышла. За то, что выходила на сцену почти восемьдесят лет, что снималась в любимых фильмах, что всегда вызывала только положительные эмоции, дарила улыбку, радость. За то, что была нашей общей Бабушкой. Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни 16 июля 1992 года.
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась в Москве. Мать — еврейка, дочь главного раввина из Киева. Отец — именитый актер и режиссер Иван Романович Пельтцер (настоящее имя — Иоганн Робертович Пельтцер). Его предки переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного. Отец — Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии — стал для дочери первым и единственным учителем актерского мастерства. Он был не только прекрасным актером, но и отличным педагогом, до революции у него даже была маленькая театральная школа. «Университетами» Татьяны Пельтцер были театральные подмостки. Впервые на сцену она вышла, когда ей не было и десяти лет.
«Насколько я помню, в первый раз вышла я на сцену в спектакле „Камо грядеши“,- приводит слова актрисы из интервью „Советскому экрану“ в 1974 году,- был сезон 1913 года, играли мы в труппе Николая Николаевича Синельникова в Екатеринославле. Мне было девять лет, и я играла Авгия — брата главной героини Сенкевича Литии, роль которой исполняла Шатрова, замечательная актриса. Помню настроение праздничности, охватившее меня». За ролью Авдия последовала работа в постановке «Дворянское гнездо», за которую актриса впервые получила гонорар. В 11 лет Пельтцер блистала в роли Сережи в «Анне Карениной» и продолжала играть детей, став у Синельникова «актрисой по найму».
По-настоящему ее карьера началась в 1920 году, когда родители в первый раз отпустили дочь одну в Ейск, в театр военно-морского ведомства. Не имея высшего образования, она переходила из одного театра в другой, меняя столицу на провинцию и обратно. В середине 20-х годов в Москве она познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в Школу Коминтерна. В 1927-м она вышла за него замуж, а в 1930-м супруги переехали в Германию, сообщает сайт rusactors.ru. Фрау Тейблер вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. Потом известный режиссер Эрвин Пискатор предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.
В 1931 году — спустя год после переезда в Германию и четыре года после замужества — фрау Тейблер развелась с мужем, переехала в Советский Союз и вернула свою девичью фамилию. Больше замужем она никогда не была. Несколько лет проработав на провинциальных сценах, она устроилась в столичный Театр Миниатюр. В труппе играли такие звезды как Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. Переиграть их было непросто. Но, тем не менее, и у Пельтцер появились поклонники. Её стали приглашать на кинопробы.
«Свадьба с приданым»
В кино Татьяна Пельтцер дебютировала в 1943 году в комедии «Свадьба», где главные роли исполнили Эраст Гарин и Фаина Раневская. Потом актриса появилась в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль — Плаксину в мелодраме «Простые люди» — Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Правда, этот фильм 11 лет пролежал «на полке». В 1947 году Татьяна Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, в котором она играла много и долго. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым», который в 1953 году сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.
«Максим Перепелица»
Еще больший успех актрисе принесли роли в комедиях «Максим Перепелица»(1955) и «Солдат Иван Бровкин» (1955), после которого ей присвоили звание заслуженной артистки. Тогда актрису окрестили «матерью русского солдата», а сама она говорила: «За мной утвердилось амплуа „колхозной мамаши“, пишут „Аргументы и факты“. В фильме „Иван Бровкин на целине“ роль Евдокии писали уже специально под нее.
»Иван Бровкин на целине"
Среди множества ее ролей почти не было главных, но даже эпизоды надолго запомнились зрителям. Она снималась у таких режиссеров, как Иосиф Хейфиц, Александр Роу, Илья Фрэз, Надежда Кошеверова, Светлана Дружинина, Марк Захаров, Михаил Юзовский.
В середине 60-х в Театр сатиры пришел молодой, неизвестный режиссер Марк Захаров. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля «Доходное место», в зале раздался громкий голос Татьяны Пельтцер: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Но спектакль у Захарова получился, и Пельтцер изменила мнение о молодом режиссере. До ухода режиссера в Ленком, в Театре сатиры он поставил пять спектаклей — и все с Пельтцер в главной роли. Вообще, 60-70-е годы были для актрисы невероятно успешными. В 1972 году она стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры. В те годы она часто повторяла фразу «Я — счастливая старуха!».
Но в 1977 году — в 73 года! — после 30 лет работы Пельтц со скандалом покинула Театр и ушла в Ленком к Марку Захарову. Молодежный театр предлагал ей небольшие «возрастные» роли, но она не затерялась в эпизодах. Несмотря на то что в ее последней роли практически не было слов, каждое ее появление на сцене сопровождалось овациями. Кстати, когда Марк Захаров пригласил в свой театр известного артиста Леонида Броневого, тот поначалу удивился: «Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?» Но, подумав, сказал: «А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду».
Бабушка (Баушка)— так звали Татьяну Ивановну в «Ленкоме». Играя эпизоды в модных спектаклях, Пельтцер не скучала. На репетициях по-прежнему ругалась с режиссерами, на собраниях заступалась за молодежь. Когда Александра Абдулова хотели уволить за нарушение дисциплины, она со свойственной ей прямотой обратилась к коллегам: «А на кого ходить-то будут? На тебя, что ли? Или на тебя? Или, может, на вас?!» Собрание тут же прекратилось, и Абдулов остался в труппе навсегда.
А потом Абдулов выводил ее под руку на последнем спектакле «Поминальная молитва». И шептал на ухо текст, который 88-летняя актриса уже не помнила. И ни у кого мысли не возникало, отправить Бабушку на покой и лишить сцены. Зрители хотят ее видеть, коллегам важно ее присутствие. И спектакль останавливался, когда на сцене появлялась великая актриса Татьяна Пельтцер. Зал вставал и несколько минут аплодировал. А она не понимала, за что… «Почему они хлопают? — спрашивала она у Абдулова. — Я же еще ничего не сказала, я только вышла!» За это и хлопали. Благодарили за то, что вышла. За то, что выходила на сцену почти восемьдесят лет, что снималась в любимых фильмах, что всегда вызывала только положительные эмоции, дарила улыбку, радость. За то, что была нашей общей Бабушкой. Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни 16 июля 1992 года.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+7
Благодарю, Очень интересно *
- ↓