Этот классический фильм хотели запретить в Советском Союзе

Кинолента «Тени забытых предков» – экранизация одноименной повести украинского писателя Михаила Михайловича Коцюбинского. За основу своего произведения писатель взял историю, услышанную в деревне Криворовня. Армянин Сергей Параджанов стал и режиссёром и сценаристом данной картины.

Этот классический фильм хотели запретить в Советском Союзе

Съёмочный процесс фильма длился более 1,5 лет – начался весной 1963-го года, а завершился осенью 1964-го. Как ленте удалось остаться в сердцах не только украинских зрителей, но и запомниться зрителям остальных республик Советского Союза?

Этот классический фильм хотели запретить в Советском Союзе

Афиша фильма «Тени забытых предков»

Для создания настоящего шедевра не обязательно иметь многомиллионный бюджет. Звёздный актёрский состав и откровенные сцены также не всегда гарантируют успех. Так в чём же секрет успеха романтической мелодрамы?

Звуковое наполнение фильма

Кинолента буквально утопает в колядках, щедровках, свадебных песнях и других обрядовых композициях. Сергей Параджанов придерживался мнения, что колоритность земель западной Украины может быть передана исключительно местными музыкантами. Выиграв конкуренцию у Анатолия Кос-Анатольского и Николая Колесса, роль композитора в киноленте занял Мирослав Скорик.

Скорик получал удовольствие от работы в данной киноленте. По рассказам песенника стало известно, что Параджанов даже возил гуцульских музыкантов в столицу Украины для записи чистого звука в павильоне. Пассажиры самолёта долго будут помнить перелёт вместе с 10 трембитами, размещёнными в салоне воздушного судна. В фильме звучат такие музыкальные инструменты как: козы, трембиты, свирели и флояры.

Несостоявшаяся дуэль между режиссёром и оператором

Атмосфера на съёмочной площадке не всегда была согласованной и дружелюбной. Сергей Параджанов и оператор Юрий Ильенко с первых сцен не могли найти общего языка – сотрудничество у творческих личностей не клеилось. У Параджанова кончилось терпение и он отказывался работать с Ильенко, поставив об этом в известность директора киностудии.

Этот классический фильм хотели запретить в Советском Союзе

Сергей Параджанов

Обиженный оператор решил уладить разногласия с помощью дуэли. Было назначено место и время, также был определён и вид оружия – гуцульские пистоли. Накануне противостояния из-за ливня разрушился мост через реку Черемош, и горе-дуэлянты не смогли прибыть на условленное в договоре место. Такое вмешательство природы мужчины приняли как знак свыше, и решили забыть старые обиды во благо большого искусства.

Местные гуцулы в актёрском составе

Сергей Параджанов привлёк гуцулов для съёмки в массовке, чтобы они передали все тонкости атмосферы местных праздников. Свежеиспечённым актёрам не понравился эпизод, где на шею Палагны и Ивана надевается иго. Такой традиции на самом деле у гуцулов никогда не было, поэтому данная сцена естественно была ими не одобрена.

Этот классический фильм хотели запретить в Советском Союзе

Гуцулы

Своё необычное решение режиссёр объяснил желанием украсить фильм символизмом. Молодые с игом на шеях, будто совместными усилиями тянут собственный брак по непаханому полю. Такие объяснения гуцулов вполне устроили, и они быстро сменили гнев на милость – сцена была одобрена.

За рубежом картина получила название «Огненные кони»

Европейский зритель не смог бы понять название фильма в прямом переводе с украинского языка. Картина Сергея Параджанова начала своё европейское «турне» с Франции, где ей и было дано название «Огненные кони» из-за ярких кадров с красными конями в дебюте киноленты.

Этот классический фильм хотели запретить в Советском Союзе

Афиша фильма в Европе

Самое интересное, что украинские зрители и знать не знали, что лента «Огненные кони», произведшая настоящий фурор среди европейского сообщества, является продуктом их отечественной киноиндустрии.

Советский зритель мог и не увидеть труды армянского режиссёра, но из-за успеха на международной арене «Тени забытых предков» всё же допустили к показу в отечественных кинотеатрах. Картина смогла завоевать 39 международных кинонаград, благодаря чему заняла почётное место в Книге рекордов Гинесса.

Исследование гуцульских обычаев

Во время съёмок фильма Сергей Параджанов отказался жить в отеле, отдав предпочтение настоящей гуцульской хате. Режиссёр начал погружаться в гуцульскую жизнь через посещение всех местных праздников, участие в разговорах и регулярные покупки интересных предметов карпатского быта.

Этот классический фильм хотели запретить в Советском Союзе

Гуцулы

Параджанов был в восторге от того, как местные жители дарили новую жизнь простым предметам, изменяя их назначение. Например, военная каска для него приобретала совершенно другой смысл, когда он видел, как её используют в качестве ведёрка под краску, поилки для домашней птицы или цветочного горшка.

«Тени забытых предков» – сплошная аутентичность. Рогатые быки, калачи и жесты во время приёма пищи – это и есть реальная жизнь гуцулов. Изучая культуру местного населения, режиссёр чувствовал, как исчезает преграда в работе с этническим материалом.

Оставить комментарий

Последние комментарии

expert-01kg

Интересно… Никогда не видел этого старого фильма. И не слышал. Надо будет посмотреть. Очевидно, что весьма колоритный кинопродукт!.. Наверно, и сюжет интересный?..

muderkaa1965

Великий многонациональный Советский Союз, все народы жили дружно, кому это помешало?

geograff01

Так за что же этот фильм хотели запретить? Тема не раскрыта.

Енот

Непонятно, почему на первом фото персонажи сняты на фоне советского флага, ведь действие фильма происходит до революции

evscherba

Терпеть ненавижу! — хотели и не запретили… — бредятина! даже далее читать противно!

Conan

Не слышал…

zlaya1370

Вообще-то, это история Ромео и Джульетты, перенесённая на карпатскую почву и в другие реалии

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024