Где брали радиодетали в СССР?

Далее от автора: Начнём с нашего радиолюбительского детства. Ну здесь мы оказались практически единодушны, главным нашем снабженцем в те незапамятные времена, была свалка при каком либо предприятии, специализацией которого была радиоэлектроника.

Где брали радиодетали в СССР?

Начнём с нашего радиолюбительского детства. Ну здесь мы оказались практически единодушны, главным нашем снабженцем в те незапамятные времена, была свалка при каком либо предприятии, специализацией которого была радиоэлектроника.

Где брали радиодетали в СССР?

Разница была только в том, что каждый вспоминал свою, памятную ему по детству, помоечку. Магазины радиодеталей стояли на последнем месте, ибо скудость их ассортимента, была прямо пропорциональна их ценам. Согласитесь, пять полновесных советских рублей за транзистор в 1965 году — это совсем негуманно. Пять раз плотно пообедать в столовой можно было на эти деньги. На втором месте стоял Посылторг. Все помнят Авиамоторную 50?

Где брали радиодетали в СССР?

Цены там тоже устанавливались не айс, да и зачастую можно было получить сообщение типа: «Заказанные вами товары временно отсутствуют в продаже», однако ассортимент у них, по сравнением с магазинами был несравним. К тому же, не всегда родители соглашались спонсировать ваши покупки на 10 — 15 рублей. В общем, было трудно с компонентами в той стране, причём длились эти трудности вплоть до последней революции, после которой появилось всё и сразу. Ну это я отвлёкся. Как правило, наше увлечение, за редким исключением, становилось нашей профессией. Так что после школы начинались всякие училища, техникумы и институты, по окончании которых мы попадали в радиотехнический рай. Не будем лукавить и честно скажем — большинство нужных компонентов тащились с работы. Так я отвечаю на вопрос «откуда КУ-202», а заодно и на множество других вопросов. Ну ведь понятно, что такую лампу как ГУ-74, нельзя было купить в магазине ни за какие деньги.

А ЭМФ? А кварцы? А КПЕ с армейских радиостанций, которые услужливо предлагал к установке любимый журнал «Радио» в своих статьях? Они, разумеется, стыдливо добавляли слово «списанные», но лично я никогда не видел списанных Р-105 в магазине радиотоваров. Сам я работал в местном авиапредприятии в службе ЭРТОС, так она тогда называлась. Служба занималась радионавигацией, радиолокацией, радиосвязью и всей прочей электроникой. Именно из этой службы на нашу коллективку приплыли Р-250 и РАС-КВ, а ко мне домой Волна-К. Причём никакого воровства и близко не было. Вся перечисленная техника подлежала списанию по старости и передавалась нам в качестве шефской помощи по письму из ДОСААФ. Нужно ли говорить, что вся эта техника и в старости исправно могла работать ещё многие, даже не годы, а десятилетия, ибо сработана была на совесть в военпроме СССР.

Что касается мелочёвки, тут я тоже не скажу, что это было воровство. Всё то, что тащилось домой, в любом случае оказалось бы на помойке (помните детство?), т.к. неиспользуемый ЗИП, наборы кварцев, радиолампы по некоторым характеристикам после проверки на МИЛУ-1 не подходящие по параметрам к работе, считались мусором. Скорее можно было получить разнос от начальства за беспорядок на объекте, чем взыскание за вынос этого мусора с территории. Что касается радиодеталей, то в СССР существовали такие понятия как основные фонды и малоценка. К основным фондам относились приёмники, передатчики, РЛС и прочая недвижимость.

Вся эта техника состояла на строгом учёте и за её вынос можно было и присесть лет на десять, если не больше. А вот радиодетали считались малоценкой и списывались с баланса сразу после получения со склада. Понятно, что за расходом никто не следил, наоборот, начальство было настроено побыстрее избавиться от этого «хлама», дабы в дальнейшем не урезали фонды. Ну такие были в то время законы, может и развалилась наша страна из-за такой вот бесхозяйственности. Да и тащили то мы не с целью личной наживы, а для развития радиолюбительского творчества в стране, дело безусловно нужное и полезное. А вот такие «товарищи» как на фото ниже, были нам не товарищами.

Где брали радиодетали в СССР?

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Такое творчество считалось спекуляцией и обещало несколько лет лесоповалочных работ в пользу государства, а если выяснялось, что продаваемые компоненты, пусть и малоценные, вынесены с государственного предприятия, можно было и под «вышку» приползти. И я с этим согласен. Вот так обстояли дела с радиодеталями в нашей стране в те благословенные времена, ну а тот кто скажет, что я не прав, пусть первым бросит в меня камень.

Оставить комментарий

Последние комментарии

muromovilia1

Всё правильно. Я в основном через посылторг лампы выписывал. Транзисторы тоже. А ещё были воинские части где можно было списанную аппаратуру купить не дорого. Свалок не знаю, у нас таких не было. 6п3с я добывал в типографии, там станки были на низ и ламп завались было. Там же г-807. В больничных стационарах были свои мастерские где ремонтиовали увч. Там можно было гк-71, гу-50 и трансформаторы на 1250 вольт достать. Там же и высоковольтные кпе и конденсаторы были. Там же и мощные транзисторы. И всё было по карману а иное и за бутылку отдавали. Это сегодня цену на это всё не могут сложить. Раньше списанный Р-250 ни разу не использованный можно было приобрести за 100-150 рублей то сегодня он стоит 25-35 тысяч. Мутное время, непонятное…

turbin-vlad

Самое первое изображение, картинка, которой озаглавлен пост, навело меня на мысль зайти в гости к нейросети «Кандинский-3.0» и запросить ее нарисовать «Мастерскую по ремонту телевизоров и радиоаппаратуры с мастерами и клиентом в царской России в 19 веке»… получилось забавно. И не надо автору говорить, что был дефицит с радиодеталями в СССР, свободно продавались. В Москве на улице Бутырский вал был магазин «Электрон», выбор был очень большой, на улице Горького в магазине «Пионер» был целый огромный отдел «Радио». Помню случай, у нас был черно-белый телевизор «Старт-6» в блоке строчной развертки «вылетел» селеновый выпрямитель (селеновый столб 5ГЕ600АФМ1), в магазине «Электрон» не нашли, а купил батя его по дороге в свою родную деревню, просто заехали в магазин радиотоваров в Рязани.

sptg

Все эти «блогеры» пишут о том, о чем не знают! Сами-то в Советском Союзе не жили(или жили малыми детьми) вот и испражняются, кто во что горазд! Одно слово — !..

vpershov

Когда открылся приём старых телевизоров, сдавали и не очень старые и можно было договориться и купить на пункте сдачи приличную, кому-то надоевшую модель рабочую или отремонтировать неисправную.А свалка таких телевизоров охранялась и при привозе очередной партии её давил и окучивал бульдозер.

mamaev_07

Радиодетали, в основном, покупали на барахолке. Там всегда было то, что надо. Да, не дёшево, но других вариантов, кроме случая, практически не было.

Михаил Афонин

вот так по капельке, по крупиночке засевается понимание как типа плохо жили тогда. причём всё сказанное тут перепроверить очень трудно, практически невозможно, всё основывается на субъетивном мнении якобы свидетелей. но отчего то у меня возникает желание врезать написавшему? или не только у меня?

scorpNail

что-то было доступно(можно было найти на помоечке), а чего-то днём с огнём не найти. Опять же, бывало так: в городе столько-то заводов. На одном есть какие-то детали, но нет других. На другом заводе напротив — эти другие есть, но нет первых. Так как общение никто не отменял, то можно было найти и поменяться с работниками того предприятия. Но был очень серьёзный минус у той эпохи — это то. КАК осуществлялось списание всего ненужного производству! Так действовала практика: «Не доставайся же ты никому!»: у нас на заводе монтажные провода(в т.ч. и во фторопластовой изоляции) кусками от 30см до 1,5м СТАРАТЕЛЬНО смешивали со стальной стружкой от токарных станков, прессовали и выбрасывали на свалку. Радиодетали могли вывезти на свалку и в землю трактором запахать, а при попытке что-то взять оттуда — обматерят, вырвут из рук и кинут под трактор. Да ещё пригрозят сдать ВОХРовцам или милиции. Блоки с тропическими трансформаторами и целыми платами (на которых были в том числе и КУ202 !) резали газосваркой пополам и вывозили на свалку. Лишь бы не людям!!! И ведь кто-то за это варварство зарплату получал. А могли бы просто в дворец пионеров сдавать, на станции Юных техников. Можно было найти людей, кто бы это потихоньку аккуратно разбирал за небольшую оплату — пионеров, пенсионеров, ЗК наконец! К концу эпохи появились «магазины неликвидов», но их развитие и наполнение товарами шли очень со скрипом…

scorpNail

я увлёкся «собиранием схем» поздновато — где-то к 8-9классу. Читал журналы «Юный техник», «Моделист-конструктор» и многое было непонятно, но привлекало возможностью что-то интересное сделать. А ну как ОНО заработает? У мамы на работе лежали журналы «Радио», но для меня это было сложновато мягко говоря, хотя тоже пытался читать, соображать. Мама закончила техникум в своё время, стал задавать ей вопросы. Она была хороший работник — её фото на доске почёта, постоянно она «ударник коммунистического труда» и «победитель соцсоревнования», но на мои вопросы она только качала головой: «Я училась в техникуме на отлично, но в схемах этих ничего не понимаю. А парни у нас кое-как на тройки учились, а уже паяли радиоприёмники и магнитофоны». Кончилось тем, что придя в очередной раз к ней на работу она меня отвела в лабораторию. Там сидели умные дядьки в окружении кучи приборов и разного радиобарахла, а воздух казался густым от канифоли. Им было особенно некогда со мной возиться, но по возможности они ответили на мои вопросы, подсказали. И снабдили всяким мелким барахлом — его было как грязи, им не жалко.

hetag

А лампа ГУ-80?

nikolaismirnov

В 60е годы ходил в радиокружок в Дворце пионеров в Нарве, анучился делать радиоприемники, а детали в магазинах почти не продавались, а Ивангород рядом в и там другое снабжение, ходил туда несколько раз дрался там ловили нарвских а в Нарве ивангородцев, И друг приносил транзисторы с военного завода в то время уже обыскивали хорошо но тут уметь надо, он в шапку ложил а её как капюшон откидывал и проходил легко с диодами и транзисторами! Вот так в конце 60х годов у меня было!

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024