Советско-индийское кино
То ли зимняя картина за окном, то ли ностальгия по прошлому замучила, но — случайно тут в сети наткнулся на это старое творение советско-индийского кинематографа «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» с теми же самыми героями Зитой и Раккой — только в виде Али-Бабы и Марджины. 1980-й год, режиссёров целых два — узбекский, Латиф Файзиев и индийский Умеш Мехра. И в кадре —как раз Узбекистан и Индия, но они так органично сплетены в восточную мозаику, что посмотреть фильм явно стоит.
Ну и до того талантливо было снято, что я в детстве был уверен, что Гульабад, где живут герои — реальный узбекский город.
Казалось бы, вот история, рассказанная в фильме, сильно отличается от сказки. Например, начинается всё с каравана, который идёт в Гульабад, где едут пожилой учёный и его дочь Фатима. Учёный изобрёл порох — «адский огонь». На них нападают разбойники, берут в плен отца и дочь. Фатиму посылают в Гульабад купить мешков, отцу предписывают сделать порох для них. Кстати, Фатиму играет на редкость красивая девушка, Зинат Аман — которая способна затмить Хему Малини _ Зиту и Гиту.
Фатима и Касым
Фатима приходит в Гульабад и знакомится с продавцом мешков — Касымом. Он влюбляется в неё, хотя и подозревает неладное: зачем такой красавице 40 бурдюков? Ко всему, разбойники взорвали в городе дамбу, и Касым обнаружил мешок со своим клеймом — и понял, что девица связана с разбойниками. Когда Фатима появляется у него вновь, он угрожает девушке, что разоблачит её — и та выходит за него замуж. Да Фатиме и деваться некуда: отец-изобретатель, чтобы не делать порох разбойникам, взорвал себя.
А вот дальше начинается история Али-Бабы и Касыма, у которых 20 лет назад пропал отец: выяснилось, что отец едет домой. Потом опять же на караван отца напали разбойники, и отца, попавшего в воду, унесло в Индию. За ним едет Али-Баба — и попадает в историю дворцового переворота, где спасает принцессу Марджину.
Али-Баба и Марджина ( Дхармендра и Хема Малини) — в жизни муж и жена.
Ничего этого не было бы в сказке: там вообще два брата, один богач ( Касым) и второй бедняк ( Али-Баба) живут отдельно, пока Али-Баба, рубивший дрова, не встречает пещеру разбойников. и не слышит их «голосовой пароль» — таинственное слово «сим-сим, откройся!» Есть ещё второй вариант — «Сезам, откройся». ( Но и сим-сим, и сезам — всем нам хорошо знакомый кунжут).
Разбойников в фильме ( кто бы сомневался) изображают российские актёры. Например, атаман разбойников Хасан — это наш звёздный Ролан Быков, а красавица — Дух пещеры — его супруга Елена Санаева, знаменитая Лиса Алиса советского кинематографа.
Дух пещеры, пери — Санаева
Отдельное спасибо за волшебство в фильме: за пещеру и его духа, помогающую Хасану. Хасан же тут, как выяснится, в двух обличьях — вторая его ипостась есть правитель Гульабада. Казалось бы, это же глупо: разбойники взрывают дамбу, питающую его город водой. Зачем, если он сам же — правитель? А затем, что уменьшившуюся воду можно теперь выгодно продавать населению!
Караванщик Мустафа ( Фрунзик Мкртычан). Всё время ждёшь, что он сейчас скажет: «Я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся»
И ещё потрясающе талантливая роль — караванщик Мустафа, которого играет Фрунзик Мкртычан. Без него этот фильм многое бы потерял. Он там продаёт Марджину, угрожает Али-Бабе, потом теряет деньги, становясь простым торговцем…
Это всё — видимо, приквелл. Ну а вторая часть фильма уже идёт по сюжету сказки. Единственное отличие- Али-Баба поклялся умирающему отцу восстановить дамбу, чтобы помочь городу водой. Поскольку он отдал Касыму всё наследство, денег взять ему негде — и он идёт рубить дрова. Находит пещеру разбойников, решает взять деньги, чтобы отстроить дамбу — и об этом узнают Касым с Фатимой. Касым хочет забрать богатства пещеры себе, его убивают разбойники.
Красавица Фатима развлекает разбойников песней
И в конце интересным моментом служит даже не пометка дверей крестиками, а — разоблачение атамана Хасана, которого узнаёт та же Фатима, танцевавшая в своё время у него в пещере. Ну и да, атаман Хасан умудрился влюбиться в Марджину — и как и говорила ему дух пещеры, это и погубило её тайну…
В общем, что сказать-то? Поставили бы они сказку в хорошо всем известном варианте богатый-бедный братья-разбойники-сокровища-убийство-разбойники в горшках — и было бы куда скучнее воспринимать сюжетную линию. Здесь — накручена и эта дамба, и двойная жизнь Хасана, и дух пещеры, который привнёс мистику в такую простую людскую сказку. Но даже пересматривая её, могу сказать, что примитивные «спецэффекты» в виде открывающейся пещеры и водопада, который падает вверх (обратные кадры) не портят общего впечатления от неё. Ну и конечно, индийские песни добавляют красоты.
Ну и до того талантливо было снято, что я в детстве был уверен, что Гульабад, где живут герои — реальный узбекский город.
Казалось бы, вот история, рассказанная в фильме, сильно отличается от сказки. Например, начинается всё с каравана, который идёт в Гульабад, где едут пожилой учёный и его дочь Фатима. Учёный изобрёл порох — «адский огонь». На них нападают разбойники, берут в плен отца и дочь. Фатиму посылают в Гульабад купить мешков, отцу предписывают сделать порох для них. Кстати, Фатиму играет на редкость красивая девушка, Зинат Аман — которая способна затмить Хему Малини _ Зиту и Гиту.
Фатима и Касым
Фатима приходит в Гульабад и знакомится с продавцом мешков — Касымом. Он влюбляется в неё, хотя и подозревает неладное: зачем такой красавице 40 бурдюков? Ко всему, разбойники взорвали в городе дамбу, и Касым обнаружил мешок со своим клеймом — и понял, что девица связана с разбойниками. Когда Фатима появляется у него вновь, он угрожает девушке, что разоблачит её — и та выходит за него замуж. Да Фатиме и деваться некуда: отец-изобретатель, чтобы не делать порох разбойникам, взорвал себя.
А вот дальше начинается история Али-Бабы и Касыма, у которых 20 лет назад пропал отец: выяснилось, что отец едет домой. Потом опять же на караван отца напали разбойники, и отца, попавшего в воду, унесло в Индию. За ним едет Али-Баба — и попадает в историю дворцового переворота, где спасает принцессу Марджину.
Али-Баба и Марджина ( Дхармендра и Хема Малини) — в жизни муж и жена.
Ничего этого не было бы в сказке: там вообще два брата, один богач ( Касым) и второй бедняк ( Али-Баба) живут отдельно, пока Али-Баба, рубивший дрова, не встречает пещеру разбойников. и не слышит их «голосовой пароль» — таинственное слово «сим-сим, откройся!» Есть ещё второй вариант — «Сезам, откройся». ( Но и сим-сим, и сезам — всем нам хорошо знакомый кунжут).
Разбойников в фильме ( кто бы сомневался) изображают российские актёры. Например, атаман разбойников Хасан — это наш звёздный Ролан Быков, а красавица — Дух пещеры — его супруга Елена Санаева, знаменитая Лиса Алиса советского кинематографа.
Дух пещеры, пери — Санаева
Отдельное спасибо за волшебство в фильме: за пещеру и его духа, помогающую Хасану. Хасан же тут, как выяснится, в двух обличьях — вторая его ипостась есть правитель Гульабада. Казалось бы, это же глупо: разбойники взрывают дамбу, питающую его город водой. Зачем, если он сам же — правитель? А затем, что уменьшившуюся воду можно теперь выгодно продавать населению!
Караванщик Мустафа ( Фрунзик Мкртычан). Всё время ждёшь, что он сейчас скажет: «Я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся»
И ещё потрясающе талантливая роль — караванщик Мустафа, которого играет Фрунзик Мкртычан. Без него этот фильм многое бы потерял. Он там продаёт Марджину, угрожает Али-Бабе, потом теряет деньги, становясь простым торговцем…
Это всё — видимо, приквелл. Ну а вторая часть фильма уже идёт по сюжету сказки. Единственное отличие- Али-Баба поклялся умирающему отцу восстановить дамбу, чтобы помочь городу водой. Поскольку он отдал Касыму всё наследство, денег взять ему негде — и он идёт рубить дрова. Находит пещеру разбойников, решает взять деньги, чтобы отстроить дамбу — и об этом узнают Касым с Фатимой. Касым хочет забрать богатства пещеры себе, его убивают разбойники.
Красавица Фатима развлекает разбойников песней
И в конце интересным моментом служит даже не пометка дверей крестиками, а — разоблачение атамана Хасана, которого узнаёт та же Фатима, танцевавшая в своё время у него в пещере. Ну и да, атаман Хасан умудрился влюбиться в Марджину — и как и говорила ему дух пещеры, это и погубило её тайну…
В общем, что сказать-то? Поставили бы они сказку в хорошо всем известном варианте богатый-бедный братья-разбойники-сокровища-убийство-разбойники в горшках — и было бы куда скучнее воспринимать сюжетную линию. Здесь — накручена и эта дамба, и двойная жизнь Хасана, и дух пещеры, который привнёс мистику в такую простую людскую сказку. Но даже пересматривая её, могу сказать, что примитивные «спецэффекты» в виде открывающейся пещеры и водопада, который падает вверх (обратные кадры) не портят общего впечатления от неё. Ну и конечно, индийские песни добавляют красоты.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Замечательный фильм-сказка)
- ↓
+6
Спасибо за приятные воспоминания юности! Чудесно!
- ↓
+4
Очень давно смотрел. Запомнился Фрунзик, который, при нападении разбойников на караван, сунул стрелу подмышку и лёг, изображая убитого.
- ↓
+7
Помню в детстве, пятидесятые годы, пацаны во дворах вовсю распевали — «А барагу я, бродяга я ...». Индийское кино, как и сама Индия, как и её символы, Джавахарлал Неру и Индира Ганди, были весьма популярны в СССР.
- ↓
+2
Нормуль)
- ↓
+6
Почему-то в детстве не смотрел.
- ↓