"Кража на миллион" в Советском Союзе

История нашей страны знает немало попыток грабежей музеев. Одно из самых чудовищных ограблений произошло весной 1927 года, когда неизвестный вор беспрепятственно вынес из музея изящных искусств в центре Москвы 5 картин всемирно известных художников и скрылся. Милиции потребовались годы, чтобы выйти на след преступника.

"Кража на миллион" в Советском Союзе

Оставил записку на месте преступления.

Придя на работу утром 25 апреля 1927 года, сотрудники Государственного музея изящных искусств на Волхонке испытали леденящий ужас. Ночью кто-то похитил из итальянского и голландского залов 5 картин знаменитых художников эпохи Возрождения.

Причем не просто украл, а бессовестно изуродовал шедевры — две картины были варварски вырезаны ножом из подрамников.

Грабитель похитил картины «Святое семейство» Корреджо, «Бичевание Христа» Пизано, «Иоанн Богослов» Дольчи, «Се человек» Тициана и «Христос» Рембрандта.

Дело тут же окрестили «кражей на миллион»: еще до революции стоимость украденных шедевров оценивалась в 1 миллион рублей золотом. Грубо говоря, сегодня эти картины стоили бы несколько миллиардов рублей.

Прибывшие на место преступления оперативники МУРа восстановили действия грабителя. Накануне была Пасха. Хитрый вор ночью проник в здание на Волхонке под звон колоколов Храма Христа Спасителя, расположенного неподалеку. Но если бы музей должным образом охранялся, то никакой звон не «прикрыл» бы вора.

"Кража на миллион" в Советском Союзе

Музей изящных искусств на Волхонке.

Охрана либо проспала грабителя, либо её вовсе не было. Иначе не объяснить, почему преступник разбил окно и беспрепятственно проник в музей. Вероятно, вор разбирался в живописи и знал какие картины представляют наибольшую художественную ценность. Но то, как он обращался с шедеврами, не может не вызывать возмущения.

Полотно Рембрандта грабитель вырезал ножом по раме, а с картины Тициана «Се человек» преступник вырезал центральную фигуру Христа, оставив на раме обрывки холста.

Остальные картины вор вынул из рам целиком и бесследно скрылся. Отпечатков пальцев преступника обнаружено не было, но вор оставил на месте преступления кое-что другое.

Пытаясь сбить следствие с толку, грабитель оставил записку со словами: «Христос мертв, быть смертию жизнь оживися».

Возникло предположение, что музей ограбил религиозный фанатик, но события последующих месяцев опровергли эту версию. Вор действовал умело и явно рассчитывал продать украденное за границу.

Как вышли на грабителя?

В августе 1927 года с интересной находкой в МУР обратился итальянец Феликс Лопайне, находившийся в командировке в СССР. Выяснилось, что Лопайне когда-то служил у Колчака.

Бывший сослуживец предложил итальянцу приобрести у него картину Пизано «Бичевание Христа». Узнав, что полотно в розыске, Феликс обратился в милицию.

Сослуживец Лопайне сам приобрел картину для перепродажи у загадочного незнакомца, о котором ничего не знал и лишних вопросов при встрече не задавал.

Стало ясно, что злоумышленник надеялся продать украденное за рубежом. Народный комиссариат просвещения и НКВД пообещали вознаграждение за помощь в поиске картин.

В бесплодных поисках прошли несколько лет. Мало кто верил, что картины еще не осели в зарубежных коллекциях и их можно отыскать в СССР. Но в сентябре 1931 года подзабытое дело получило неожиданное продолжение на московском ипподроме. Некий гражданин по фамилии Федорович вдрызг проигрался на скачках и искал взаймы крупную сумму.

"Кража на миллион" в Советском Союзе

Картина Тициана «Се человек» (слева) и то, что от нее осталось (справа, до реставрации).

Федорович уверял, что скоро получит деньги за какую-то важную информацию и рассчитается по долгам. Оперативники заинтересовались подозрительным гражданином.

Оказалось, Федорович еще в царской России промышлял музейными кражами и был судим за это. После революции он ступил на ту же скользкую преступную дорожку.

Будучи служащим, Федорович занимался спекуляцией мукой, за что был исключен из партии. Позднее он устроился в наркомат почт и телеграфов, где присвоил себе казенные деньги, которые и проиграл на скачках.

Вор пытался убедить сотрудников уголовного розыска, что знает о местонахождении картин от знакомых, а сам к злодеянию не причастен.

Но правоохранительные органы вывели Федоровича на чистую воду. Грабитель признался в краже и предстал перед судом, но о дальнейшей его судьбе ничего неизвестно.

У Федоровича удалось выведать местоположение тайников с картинами, которые вор спрятал в железных бидонах и закопал на окраине Москвы.

Картины нашли в ужасном состоянии.

В районе Покровское-Стрешнево был найден первый тайник с картинами Дольчи и Корреджо. С другим же бидоном пришлось повозиться.

Дома у Федоровича была обнаружена карта с точкой в районе станции Михнево. Привязка к местности была неопределенной, поэтому в поисках картин пришлось раскопать сотни метров земли.

После двух дней поисков осенью 1931 года на метровой глубине был найден проржавевший и полуразвалившийся бидон с полотнами Рембрандта и Тициана.

Трудно было поверить, что пролежавшие несколько лет под землей куски слипшихся, осклизлых, отсыревших тряпок когда-то были известными произведениями искусства.

"Кража на миллион" в Советском Союзе

Картина «Се человек» после реставрации в экспозиции Пушкинского музея.

Реставрировал, а точнее спасал картины Народный художник РСФСР Василий Яковлев. Василий Николаевич проделал скрупулезную работу и восстановил все картины, кроме Тициана.

Отреставрированные полотна были проданы за границу — ничего не поделаешь, полным ходом шла индустриализация, а страна остро нуждалась в деньгах.

Изуродованная преступником картина Тициана «Се человек» долгие годы была скрыта от посторонних глаз. Шедевр дождался современных технологий и был реставрирован уже в XXI веке. Спустя почти век после ограбления картина вернулась на законное место в музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке.

Оставить комментарий

Последние комментарии

turbin-vlad

Федорович… такие люди — гнилые люди. Азарт и жажда быстрой наживы вот что толкнуло его на преступление. Испоганил мировые шедевры и в итоге гнилой Федорович сгнил где ни будь в подворотне. Спекуляции, присвоение профсоюзных взносов и кража, а еще ставки на бегах. Это было тогда, а сейчас? Каких людей может воспитать современное государство если из каждого утюга тебе звучит делайте ставки, делайте ставки… то казино-online, то биржевые дилеры, то всякие разные коучи за деньги научат жить лучше и мне кажется современному государству это выгодно, ну как же! Очередная статья наполнения бюджета. Зачем развивать производство если можно наполнить бюджет нашими же деньгами с которых и так в бюджет ушли налоги?

89280848458

Обычно такие шедевры воруют под заказ. А этому что самовар, что картину украсть всё одно

rad888

" занимался спекуляцией мукой, за что был исключен из партии..." — в партию лезли все кому не лень и чем дольше тем больше. К 1980-м мусора накопилось крайне много! И попробуйте меня разубедить в очевидной объективной необходимости репрессий!!!

rad888

И что интересно шедевры типа стоили под миллиард, но в капиталистических странах. В СССР их стоимость была низкой, если только деньгами мерять.

scorpNail

Надеюсь этому федоровичу воздали по заслугам. Расстрел для него слишком мягкое наказание, лучше таких медленно превращать в лагерную пыль.

Conan

Спасибо художнику.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024